Проблемы реализации и защиты прав осужденных в местах лишения свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы реализации и защиты прав осужденных в местах лишения свободы



 

В последнее время деятельность исправительных учреждений стала более открытой для общества. Особенно большое внимание общественности и СМИ привлекает проблема реализации и защиты прав человека в ИУ. Проводятся и научные исследования в данной области, которые выявляют проблемные аспекты и предлагают пути их решения. Рассмотрим результаты некоторых из них.

Наиболее распространенными нарушениями прав, согласно опросам осужденных, проведенных С.К. Акимовым, являются нарушение права на вежливое обращение со стороны персонала ИУ (1.6,2 %), на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение (14,1%), на направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб (12,5 %), а также на незаконное применение физической силы, специальных средств и оружия (12 %) 56.

О полном восстановлении нарушенных прав после обращения в государственные органы сообщили 23,7 % осужденных, о частичном - 10,3 %, о том, что их права не были восстановлены - 20,6 %. Однако больше всего осужденных (45,4 %) не ответили на этот вопрос. Вероятно, некоторые из них на момент анкетирования не получили ответа на жалобу, другие и не ожидали восстановления своих прав, поскольку, как показывает практика работы с жалобами, многие осужденные зачастую приводят в них недостоверные сведения. Показательно, что наибольшее доверие в вопросе восстановления нарушенных прав осужденные высказали администрации ИК - 16,6 %, а в целом учреждениям и органам УИС - 27,7 % (наибольший показатель). Органам прокуратуры высказали свое доверие - 26,2 % осужденных (Генпрокуратуре России-15,7%) 57.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что учреждения и органы УИС, а также органы прокуратуры играют значительную роль в защите прав и свобод осужденных. С другой стороны, суды, наделенные в настоящее время наибольшим объемом полномочий по защите прав и свобод граждан, недостаточно представлены в рассматриваемой нами сфере деятельности (3,7%) 58. На наш взгляд, это связано с тем, что повышение роли судебной власти в области зашиты прав граждан произошло достаточно быстро и относительно недавно, а в сознании многих людей осуществление этих функций еще традиционно отождествляется с ведомственными или надзорными органами. Однако, несомненно, что в будущем, при условии сохранения нынешней направленности судебной реформы, по мере формирования нового правосознания и повышения уровня правовой грамотности граждан, возрастет и доверие к суду, как к одному из главных институтов правового государства.

Относительно высоким оказался показатель недоверия осужденных всем указанным в опросном листе правозащитным органам - 8,9 %.

Наиболее распространенными нарушениями прав осужденных, допускаемых администрацией ИУ, согласно представлениям прокуроров, являются несоблюдение норм о материально-бытовом обеспечении (27,8 %), нарушение трудовых прав (26,5 %), требований закона об охране здоровья и медико-санитарном обеспечении (17,3 %) и незаконное применение взысканий (9 %) 59.

По сообщениям экспертов - прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (спецпрокуроров) чаще всего ими выявляются нарушения требований закона о материально-бытовом обеспечении осужденных - 12,8 %, прав на охрану здоровья и на медико-санитарное обеспечение - 11,5 %, права на направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб - 11,1 %, а также трудовых прав - 8,9 %.60

Некоторые расхождения с данными, полученными по результатам обобщения представлений можно объяснить тем, что последние вносятся, как правило, при выявлении наиболее серьезных нарушений законов, тогда как мнение спецпрокуроров дает как бы общий фон состояния законности в УИС.

Сопоставление результатов, полученных при обработке представлений прокуроров и анкетировании экспертов, позволяет отметить, что чаще остальных нарушаются права осужденных на материально-бытовое обеспечение, на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение, а также трудовые права. Такие данные позволяют с уверенностью говорить о наличии серьезной проблемы в обеспечении учреждениями и органами УИС этих прав осужденных и обеспокоенностью последних сложившейся обстановкой.

Анализ причин перечисленных нарушений прав осужденных позволяет констатировать, что они вызваны как объективными (недостаток финансирования, последствия развала экономики страны и т.д.), так и субъективными причинами, связанными как с недостаточно высоким уровнем правовой грамотности сотрудников УИС, так и с ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.

С другой стороны, сами сужденные назвали наиболее распространенными нарушения прав на вежливое обращение со стороны персонала ИУ (16,2 %) и на направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб (12,5 %). Изложенное в сопоставлении с объективными показателями нарушений законов в отношении осужденных, зафиксированных прокурорами в представлениях, показывает, что осужденные не только плохо осведомлены о широком комплексе предоставляемых им уголовно-исполнительным законодательством прав и свобод, которые нередко нарушаются, но и ненадлежащим образом информируются об этом администрацией ИУ. Это позволяет утверждать, что правовая грамотность осужденных находится на очень низком уровне.

Информацию о своих правах осуждённые чаще всего получают от рядового персонала исправительного учреждения; из наглядных материалов (стендов, досок объявлений и т.п.), вывешенных на территории исправительного учреждения и разъясняющих права осуждённых; непосредственно при поступлении в исправительное учреждение; от других осуждённых; из имеющейся юридической литературы; на личном приёме у начальника исправительного учреждения; по радио или телевидению. И лишь немногие осуждённые информацию о своих правах получают от адвокатов. Те респонденты, которые считают, что не имеют возможности ознакомиться со своими правами во время отбывания наказания, связывают данное обстоятельство в основном с отсутствием библиотеки в исправительном учреждении или юридической литературы в ней, нежеланием персонала исправительного учреждения разъяснять права осуждённых, отсутствием наглядных материалов.

Исследования, проведенные О.А. Акимовой, показали, что юридическую помощь в исправительных учреждениях осужденные чаще всего получают от рядовых сотрудников. Однако в большинстве своём эти сотрудники не имеют достаточных познаний в области юриспруденции. В этой связи О.А. Акимова предлагает, во-первых, уделить внимание непосредственно повышению профессиональной квалификации сотрудников исправительных учреждений, во-вторых, ввести в штатное расписание исправительных колоний единицу юрисконсульта для оказания квалифицированной юридической помощи осуждённым на постоянной основе63.

При реализации права осуждённых на юридическую помощь важное значение имеют организационные гарантии - наличие специальных помещений для конфиденциальных консультаций, осуждённых с адвокатами. Однако лишь 40% опрошенных осуждённых ответили, что встречи с адвокатами в исправительных учреждениях проходят в специально оборудованных для этих целей помещениях вне пределов слышимости третьих лиц. В большинстве же случаев для этого предоставляются общие комнаты, где проходят свидания с родственниками и иными лицами (34%), помещения в дежурной части (12%) либо кабинеты начальника воспитательного отдела, оперативных подразделений, комнаты отдыха и др. (14%). В этой связи руководителям исправительных учреждений необходимо принять безотлагательные меры по оборудованию специальных помещений, где осуждённые и адвокаты могли бы встречаться наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания, как того требует законодательство. Ещё одной проблемой, выявленной в ходе исследования, является получение осуждёнными бесплатной юридической помощи адвокатов.

Таким образом, можно констатировать, что хотя услуги адвокатов являются основной формой оказания профессиональной (квалифицированной) юридической помощи осуждённым, роль адвокатуры как института, призванного обеспечивать защиту прав осуждённых в России, остаётся на весьма низком уровне. Поэтому в действующее законодательство должны быть внесены изменения и дополнения как правового, так и организационного характера в целях реального обеспечения полномочий адвоката, гарантий оказания бесплатной юридической помощи, увеличения численности адвокатуры.

Анализ анкетных данных респондентов из числа осужденных, содержащихся в ИУ различных видов режима, показал, что в настоящее время, 45 % осужденных необходимыми средствами личной гигиены обеспечивают родственники, друзья, знакомые, которые присылают средства гигиены в посылках, передачах, бандеролях; 15 % респондентам помогают другие осужденные и такое же количество осужденных не пользуются в полном объеме средствами индивидуальной гигиены, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством. Следует отметить, что из 256 опрошенных, содержащихся в СИЗО, 19% имеют в камере весь необходимый коммунально-бытовой инвентарь, 67 % - только некоторые предметы, 3 % ничего не имеют в камере.

Другой проблемой, выявленной в ходе проведенного исследования, является организация питания осужденных в соответствии с нормами по калорийности и учетом потребностей человека в суточной норме витаминов. В ИУ дефицитными остаются натуральные продукты с содержанием белка и витаминов, овощи и фрукты. Минимальный рацион поддерживается в течение продолжительного времени за счет продуктов ограниченного ассортимента.

В ходе исследования 76% осужденных указали на отсутствие мясных продуктов, их замену соевым заменителем, 56 % - на низкое качество и небрежное приготовление пищи (использование испорченных продуктов, наличие посторонних предметов в пище), несоблюдение санитарных правил (плохо вымытая посуда, грязные помещения, наличие грызунов и насекомых). В отдельных колониях обозначенные в меню продукты не соответствовали реально наличествующим в рационе. Следует также отметить, что 11 % от общего числа респондентов оценивают рацион питания в ИУ как удовлетворительный, а 6 % готовят пииту сами63.

Анализ проведенного анкетирования показал, что 53 % осужденных считают медицинское обеспечение ИУ неудовлетворительным (нехватка лекарств, устаревшее медицинское оборудование и т.п.); 21 % указали на ограниченность медицинской помощи устными пожеланиями врача и выдачей медицинских препаратов. Только 26% респондентов отметили удовлетворительную медицинскую помощь, которая была им предоставлена со стороны персонала медицинской части68.

В то же время исследования показывают, что реализация прав осужденных в целом обеспечивается действующим законодательством. Это подтверждается позицией опрошенных лиц. Подобную точку зрения поддержали 71 % осужденных и 56 % законопослушных граждан из числа опрошенных автором. Однако социологический опрос осужденных и обычных граждан приводит к выводу о том, что здесь имеют место нерешенные проблемы. Только 37 % и 32 % соответственно считают возможным в условиях лишения свободы реализовать предоставленные законом права, тогда как 60 % и 63 % дали на этот вопрос отрицательный ответ или усомнились в этом. Рассматриваемая проблема является важной, поскольку от решения проблем деятельности уголовно-исполнительной системы во многом зависят состояние правопорядка и законности в стране, покой и безопасность людей, моральное здоровье нашего общества.

В современном российском обществе нет согласия по поводу необходимости проведения реформы системы исполнения наказаний: 56 % опрошенных законопослушных граждан не поддерживают меры, направленные на гуманизацию исполнения наказаний. Одни при этом считают, что наказание, выступая в качестве возмездия за совершенное преступление, теряет свою сущность. Другие не разделяют такие меры, просто опасаясь за свою безопасность. Стоит отметить, что иного мнения придерживаются 84 % осужденных66.

Это означает, с одной стороны, что не все шаги, осуществляемые государством в этой сфере, были понятны широкой общественности. Между тем значимость морально-нравственных факторов, действующих в обществе, несомненно, велика. "Без моральной поддержки народа любые попытки изменения уголовной политики государства в борьбе с преступностью, модернизации законодательства в этой и других областях будут малоэффективны, какие бы силы и средства не были брошены на достижение поставленных целей"67. С другой стороны, возникает ответственная задача соблюдения сбалансированности процессов гуманизации и обеспечения безопасности всего общества.

Представляется, что если не брать во внимание экономические проблемы пенитенциарной системы, породившие массу негативных последствий, связанных с обеспечением процесса исполнения уголовного наказания, то проблема реализации прав осужденных состоит из трех основных компонентов, решение которых позволит значительно продвинуться в этом вопросе, снимет напряженность в местах лишения свободы:

) проведение комплексной работы с населением, направленной на повышение уровня правосознания граждан (с использованием информационных средств воздействия, возможностей образовательных учреждений). Нужно стремиться к тому, чтобы каждый гражданин четко понимал цели предлагаемых реформ в УИС, их значение для общества, роль личности в процессе их реализации. Только тогда мы вправе рассчитывать на успех;

) пересмотр приоритетов в организации процесса исполнения наказаний с учетом соблюдения условий, при которых реализуются права человека;

) деятельность по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей исполнение наказания, оказывающего влияние на реализацию прав осужденных.

В завершении данного вопроса отметим следующее. Сложившаяся в местах лишения свободы ситуация требует принятия комплекса организационно-правовых и экономических мер, исключающих возможности для произвола со стороны администрации исправительного учреждения, а также в целях укрепления социально полезных связей осужденных.

Предпочтительно, чтобы в перспективе каждый осужденный жил в отдельной камере с необходимыми удобствами. Следует отметить, что в настоящее время в пенитенциарной практике одним из наиболее жестких видов наказания и дисциплинарного воздействия является одиночное заключение. Следует отказаться от такой практики, оставив место лишь для минимально необходимых элементов принуждения, связанных с одиночным заключением. Для надлежащего исполнения требований санитарии и гигиены представляется целесообразным увеличить нормы жилой площади на одного осужденного.

Кроме того, следует отказаться от не предусмотренных законом правоограничений в местах лишения свободы, основанных на соображениях целесообразности, противоречащих гуманистическим представлениям, ущемляющих права осужденных или унижающих их достоинство. Необходимо дальнейшее укрепление и, что особенно важно, расширение правовых возможностей по реализации прав осужденными. Недопустимо и "двойное" толкование законодательных норм. Нельзя исходить из того, что какая-то законодательная норма может быть удобна или неудобна для исполнения. Обращаясь к нормам закона необходимо руководствоваться незыблемым правилом: исполнять не "дух закона", а его "букву".


Заключение

 

Итак, подведем итоги нашей работы. Прежде всего, необходимо отметить, что правовое положение осужденных - это система нормативно закрепленных субъективных прав, обязанностей, законных интересов осужденных, возникающих в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения общего правового статуса гражданина (См. Приложение А).

Правовой статус осужденных к лишению свободы, который существует в РФ сейчас, будет в дальнейшем подвергаться различным изменениям. Поэтому научная разработка этой проблемы представляет большой интерес.

В настоящее время нормативное регулирование правового положения осужденных к лишению свободы является подробно разработанным институтом уголовно-исполнительного права и отражает мировые стандарты обращения с осужденными. Пределы реализации прав осужденных заключаются в том, что они не должны нарушать порядок и условия отбывания наказания и интересы других лиц. Закрепление прав, законных интересов и обязанностей осужденных осуществляется действующим уголовно-исполнительным законодательством в основном путем формулирования норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения наказания. Вместе с тем, имеются нормы, непосредственно посвященные обеспечению прав и обязанностей осужденных. В уголовно-исполнительном законодательстве они названы основными правами и основными обязанностями осужденных.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами России.

Деятельность прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (спецпрокуратур) в настоящее время является оптимальным и универсальным средством по выявлению, устранению и предупреждению нарушений прав и свобод осужденных, поскольку из всех правозащитных структур только спецпрокурор может, выявив нарушение, сразу же, без волокиты, его устранить, а также поставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

Несмотря на политику гуманизации уголовного наказания, количество осужденных в нашей стране продолжает оставаться одним из самых больших в мире, а уровень нарушений их прав в ИУ еще достаточно высок. Принимая во внимание этот факт, полагаем целесообразным создание системы пенитенциарного правосудия и наделение пенитенциарных судов полномочиями по рассмотрению всех судебных споров, вытекающих из уголовно-исполнительных правоотношений. Представляется, что такое правосудие будет способно наиболее профессионально и эффективно разрешать проблемы, возникающие в процессе отбывания уголовных наказаний.

Одновременно необходимо внести в соответствующие нормы УПК РФ дополнения и изменения, предусматривающие обязательное участие прокуроров при рассмотрении данной категории дел. Целесообразность такого участия прокуроров видится в том, что интерес прокуроров, постоянно осуществляющих надзор за исполнением законодательства в местах лишения свободы, в отличие от личного интереса осужденных и служебного интереса администрации ИУ, заключается в неукоснительном соблюдении законов, как осужденными, так и сотрудниками УИС. Кроме того, такие прокуроры способны высказать компетентное мнение по существу рассматриваемого вопроса, что позволит суду максимально полно, объективно и всесторонне исследовать обстоятельства дела и принять законное и обоснованное решение.

Таким образом, в заключении отметим следующее. Проблема установления ограничений и пределов действия прав и свобод является одной из наиболее важных и сложных в науке. Ее решение, по замечанию некоторых ученых, конституционные суды ряда зарубежных стран находят в принципе сохранения сущностного содержания прав и свобод, смысл которого - дополнительные правозащитные гарантии против чрезмерных ограничений. Это требование призвано обеспечить сущностное содержание прав и свобод; оно используется как заслон против опасности "опустошения" этих прав, как панацея от многочисленных отсылок к закону, когда парламент может ввести такие ограничения, которые "выхолостят" содержание прав и свобод человека. Поэтому необходимо, чтобы правоограничения были сведены к минимуму, а фактические возможности реализации права были бы расширены.


Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
1 Адвокат  (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> advocatus - от advoco - приглашаю) - лицо, профессией которого является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD>, лицам без гражданства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%BE_%D0%B1%D0%B5%D0%B7_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>) и юридическим лицам <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE> (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4>.
2 Государство это особая форма организации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> общества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, действующая на ограниченной территории <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%27%27%27&action=edit&redlink=1>.
3 Гражданство устойчивая политико-правовая связь человека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE> и государства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
4 Дом заключения  (домзак) - один из основных видов мест лишения свободы на территории нашей страны в 1925-29 гг.
5 Заключённый  (ЗК, "ЗеКа", "зек") - человек, лишённый свободы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%8B> по приговору суда <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4> и отбывающий наказание в специальном учреждении - колонии <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%98%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1>, следственном изоляторе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80>, тюрьме <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D1%80%D1%8C%D0%BC%D0%B0> и т.п.
6 Законопроект  документ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82> c текстом закона <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE)>, предлагаемый к принятию законодательному органу <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> или на референдум <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC>.
№ п/п Понятие Определение
7 Исправительная колония основной вид исправительных учреждений <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0> в России для содержания совершеннолетних граждан, осужденных к лишению свободы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%8B>.
8 Колония-поселение в России <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> разновидность пенитенциарных учреждений <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, в которых отбывают наказание осуждённые к лишению свободы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%8B> за преступления <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, совершённые по неосторожности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, а также лица, впервые совершившие преступления, если они оказались преступлениями небольшой или средней тяжести.
9 Конституция Российской Федерации основной закон Российской Федерации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4> учредил основные принципы устройства общества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> и государства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA> и гражданина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD>.
10 Лишение свободы вид уголовного наказания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, заключающийся в принудительной изоляции преступника <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> от общества в специализированном учреждении с определённым режимом
11 Нормативный правовой акт (НПА) официальный документ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82> установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума, <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC> с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
12 Право <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE>совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.  
13 Правонарушение деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0> и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами.
14 Правосубъектность юридическая категория, под которой понимается способность физического <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE> или юридического <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE> лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE> и обязанности, то есть выступать субъектом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82> правоотношений <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>.
15 Правонарушение  (общественно опасное деяние), совершение которого влечет применение к лицу мер уголовной ответственности.
№ п/п Понятие Определение
16 Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система  (от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> poenitentia - раскаяние) - государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, наложенных на граждан в соответствии с законом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE)>. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%8B>, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B4_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D1%83> до суда <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4> (до изменения меры процессуального принуждения в виде заключения под стражу).
17 Прокурор  (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> procurare - управлять, ведать чем-либо, заботиться) - главный законный представитель обвинения в странах гражданского права с системой следствия или в странах общего права, принявших состязательную систему в установленном законом порядке.
18 Петиция (Ходатайство, Обращение)  (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> petitio) - индивидуальное или коллективное прошение, подаваемое в органы государственной власти <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> или органы местного самоуправления в письменном виде.
19 Рецидив преступлений в уголовном праве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE> - совершение лицом нового преступления <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> после осуждения за предыдущее деяние в случае, если судимость <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> не снята и не погашена.
20 Тюрьма ́  (по разным версиям от немецкого Turm - башня, тюркского тур. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> türme или татарского тат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> törmä - темница) - пенитенциарное (исправительное) учреждение, место, где люди содержатся в заключении и, как правило, лишены целого ряда личных свобод.
21 Уголовно-исполнительное право самостоятельная отрасль права <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE>, представляющая собой систему юридических норм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0>, регулирующих общественные отношения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и применения иных мер уголовно-правового <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE> воздействия.
22 Уголовный кодекс Российской Федерации.  (УК РФ) - основной и единственный источник уголовного права <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE>, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>

 


Список сокращений

 

ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет

ГУИН Минюста - Главное Управление Исполнения Наказания Министерства Юстиции

ИУ - Исправительное учреждение

НКЮ - Народный комиссариат юстиции

ООН - Организация Объединённых Наций

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

УИК РФ - Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации

УИС - Уголовно исполнительная система

ФСИН - Федеральная служба исполнения наказания

ЭКОСОС - Экономический и Социальный Совет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.032 с.)