Правовые основы регулирования прав осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы регулирования прав осужденных



 

В последние годы Министерство юстиции Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы, соблюдения прав человека в деятельности ее учреждений и органов.

В Российской Федерации принят ряд законов, гарантирующих соблюдение прав граждан, ратифицированы основополагающие международные соглашения в области прав человека. Положение в области обеспечения прав осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, в последние годы существенно улучшилось. Принят ряд законов, указов Президента, постановлений Правительства и других нормативных актов, закрепивших юридические гарантии обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, создания более гуманных условий их содержания в местах изоляции от общества.

Одним из важнейших направлений деятельности Министерства, существенно влияющим на положение дел в системе в целом, является планомерная и системная работа над совершенствованием и обновлением законодательной базы, ориентированной на гуманизацию карательной политики, улучшение условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отвечающих требованиям международных стандартов.46

Право осужденных на обращения с предложениями, заявлениями и жалобами можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как конкретизацию уголовно-исполнительным законодательством конституционного права каждого гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Во-вторых, это важная гарантия обеспечения правового положения осужденных. Обращения осужденных подразделяются на три вида: предложения, заявления и жалобы. Разделение весьма условно, но оно еще раз подчеркивает то, что осужденные не изолируются от общества полностью, включая и тех, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. Как граждане своего государства осужденные могут обращаться с предложениями по совершенствованию различных сторон его деятельности - политической, экономической, духовной. Заявления отражают гражданскую активность осужденных. В них они могут отстаивать свои позиции как члены общества. Однако чаще всего осужденные обращаются в различные инстанции с жалобами, защищая свои субъективные права и законные интересы.

Согласно ст.46 Конституции РФ и ст.15 УИК РФ, осужденные вправе обращаться в суд, если считают, что:

) нарушены их права и свободы;

) созданы препятствия для осуществления прав и свобод;

) на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

) они незаконно привлечены к какой-либо ответственности. В соответствии со ст.46 Конституции РФ осужденные вправе обжаловать действия и решения всех государственных организаций и органов, если нарушены их права и свободы гражданина, включая и те, которые по действующему законодательству обжалованию не подлежат. Так, не приведена в соответствие норма уголовно-процессуального законодательства, регулирующая вопросы изменения условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

К межгосударственным органам по защите прав и свобод человека относятся прежде всего Комитет ООН по правам человека, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейская комиссия по правам человека, Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения или наказания и другие. Активно действует также ряд международных общественных правозащитных организаций, таких, как "Международная амнистия". "Международная тюремная реформа" и т.д.

Обеспечивая право осужденных на предложения, заявления и жалобы, уголовно-исполнительное законодательство предоставляет им право выполнять эти обращения на государственном языке Российской Федерации или того субъекта Российской Федерации, на территории которого исполняется наказание.

Право на охрану здоровья относится к тем основополагающим или естественным правам человека, которые не могут быть ограничены в связи с исполнением наказания. Статья 41 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, а в Основах законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" подчеркивается, что это право является неотъемлемым для каждого человека. Оно обеспечивается всеми возможными для государства средствами, включая охрану окружающей природной среды, создание благоприятных условий труда, быта, досуга, воспитания и обучения граждан, производство и реализацию доброкачественных продуктов питания, а также предоставление населению доступной медико-санитарной помощи. В соответствии с таким важнейшим международно-правовым документом, как "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (1966), каждый человек имеет право на наивысший уровень физического и психического здоровья, достигнутого в государстве.

Медико-санитарная и специализированная медицинская помощь осужденным оказывается как в специальных медицинских учреждениях, предназначенных для данной категории лиц, так и в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней.

Уголовно-исполнительное законодательство отказалось от ограничения на право получения пенсий и иных социальных пособий осужденными к лишению свободы. Осужденные имеют субъективное право на получение юридической помощи, которая им может быть оказана как адвокатами, так и иными лицами, имеющими право оказывать такую помощь. Так, встречи с адвокатами не входят в число свиданий, определяемое настоящим Кодексом. Поэтому такие встречи не ограничиваются ни их продолжительностью, ни количеством. Кроме того, администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, по желанию осужденного должна обеспечить конфиденциальность беседы. То есть она может проводиться в пределах видимости, но не слышимости. Оплата за получение юридической помощи осуществляется самими осужденными либо по предварительной договоренности иными лицами.

Права и свободы человека не могут быть абсолютными, поскольку он живет в обществе и вступает в различные общественные отношения, в том числе и с другими людьми, также обладающими субъективными правами и свободами. Для того, чтобы обеспечить возможность осуществления каждым гражданином своих прав, свобод и законных интересов, государство вынуждено в определенной степени их ограничить. Без таких ограничений не может нормально существовать ни одно демократическое общество.

В учреждениях, исполняющих наказания, должен осуществляться комплекс правовых, управленческих, оперативно-розыскных, тактических и специально-превентивных мероприятий, направленных на предупреждение возможной и устранение явной опасности, угрожающей спокойствию, жизни, здоровью, чести и достоинству лиц, отбывающих уголовные наказания. Для обеспечения безопасности осужденных администрация учреждений, где они содержатся, обязана предпринять ряд профилактических мер, предусмотренных законодательством, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами.

На обеспечение личной безопасности осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, направлены надзор за поведением осужденных, обыски и досмотры помещений, самих осужденных, их личных вещей, посылок и передач, регулируемые ст.82 настоящего Кодекса, оперативно-розыскная работа, осуществляемая на основании ст.84 УИК РФ и в соответствии с Федеральным законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", а также иные формы повседневной деятельности администрации указанных учреждений.

Поводом (формальным основанием) для принятия мер по обеспечению личной безопасности осужденного является его заявление (устное или письменное) либо рапорт сотрудника учреждения, исполняющего уголовное наказание, выявившего угрозу личной безопасности осужденного,

Заявление осужденного по обеспечению личной безопасности может быть обращено к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы. Сотрудник администрации учреждения, исполняющего наказание, к которому обратился осужденный, обязан незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности (в исправительных учреждениях - это меры, как правило, по временной изоляции осужденного, до решения вопроса начальником учреждения, исполняющего наказание).

Угроза личной безопасности осужденного может быть выявлена органом, сотрудником учреждения либо другим лицом. В этом случае сотрудник или орган, получившие информацию об угрозе, обязаны сообщить о возникшей угрозе начальнику учреждения, который решает вопрос о проведении мероприятий по обеспечению личной безопасности осужденного.

До решения данного вопроса осужденный должен оставаться в безопасном месте учреждения. Под безопасным местом в исправительных учреждениях следует понимать, помимо других, специально оборудованных для этих целей помещений, камеры штрафных, дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, а также одиночные камеры. Перевод осужденного в камеру по указанным основаниям взысканием не является. За данным осужденным сохраняется право на свидание, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок или передач и др. Срок нахождения осужденного в безопасном месте или в камере, используемой как безопасное место, в комментируемой статье не указан. Поэтому при решении данного вопроса следует исходить из того, что перевод осужденного в безопасное место является мерой срочного характера.

Свобода совести относится к личным демократическим свободам, закрепляемым политическими и правовыми нормами и определяющим положение личности в обществе. Под свободой совести понимается право каждого человека сделать выбор - руководствоваться ли ему в оценке своих действий и мыслей религиозными постулатами или игнорировать их. Декларация прав человека (ст.18) и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.18) провозглашают свободу религиозных убеждений как одно из основных прав человека48.

Воспринимая международно-правовые нормы и закрепляя их в национальном законодательстве, Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести и вероисповеданий, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Уголовно-исполнительный кодекс в ст.14 конкретизирует конституционное право гражданина. Обеспечивая свободу совести и вероисповедания, закон одновременно охраняет здоровье граждан и общественную нравственность. Преступлением признается деяние, состав которого охватывает создание религиозного объединения с деятельностью, сопряженной с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением (ст.239 УК РФ) 49.

Не исключая уголовной и административной ответственности, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность применения к осужденным, нарушающим правила внутреннего распорядка, в том числе и при отправлении религиозных обрядов, мер дисциплинарной ответственности.

Таким образом, в российском уголовно-исполнительном законодательстве содержится система правовых гарантий обеспечения реализации правового положения осужденных к лишению свободы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.008 с.)