Формы и методы защиты прав осужденных в местах лишения свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы защиты прав осужденных в местах лишения свободы



 

Особенности взаимоотношений осужденного с администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, обусловлены характером уголовно-исполнительных правоотношений, императивным велением, исходящим от государства в лице учреждений и органов, исполняющих наказания. В итоге под влиянием специфики принуждения осужденный обладает принудительно навязанным поведением с точки зрения общих уголовно-исполнительных правоотношений, а администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, - доминирующим. Подчеркивается, что признание за осужденным субъективных прав, законных интересов, юридических обязанностей со стороны государства свидетельствует о том, что осужденный является полноценным субъектом права, а не объектом карательного воздействия.

Данные обстоятельства определяют формы и методы защиты прав осужденных к лишению свободы. Прежде всего отметим, что к основным элементам механизма реализации и защиты прав осужденных относятся: регламентация режима содержания специально посвященными этому федеральными законами; четкое определение правового статуса личности в процессе исполнения наказаний, ее основных прав и обязанностей; включение обеспечения прав указанных лиц в число основных требований режима в местах государственной изоляции и возложение на администрацию и сотрудников учреждений соответствующих обязанностей; подробная регламентация порядка реализации основных прав и свобод личности в процессе исполнения наказаний; установление порядка информирования их о правах и свободах; информирование о порядке защиты прав и свобод; установление пределов правоограничений личности в процессе исполнения наказаний, обусловленных достижением целей применения государственной изоляции; - исключение применения к рассматриваемым категориям лиц пыток, иных действий, имеющих целью получение информации, а также причинение физических или нравственных страданий50.

Следует отметить, что не является сужением объема права или его ограничением уточняющие его содержание и используемые в законотворческой практике юридические способы фиксации границ дозволенной свободы, а также устанавливаемый отраслевым законодательством или подзаконными актами порядок осуществления права. В связи с этим выявляется необходимость совершенствования действующего законодательства, регламентирующего механизм реализации юридических гарантий в процессе исполнения наказаний.

Рассмотрим основные формы защиты прав человека в местах лишения свободы.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Право на судебную защиту подразумевает не только право на обращение в суд за защитой, но и возможность реального восстановления нарушенных прав и интересов с помощью суда.

К основным способам судебной реализации гарантий защиты прав личности в сфере исполнения наказаний относятся требования через обращение в суд в гражданско-правовом порядке признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; признания действий незаконными; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков; компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий); опровержения по суду порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений (в том числе в средствах массовой информации), если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Пример (Cм. Приложение Д).

С целью административно-правовой защиты в административном порядке потерпевший может подать жалобу в прокуратуру, вышестоящий орган исполнительной власти или уполномоченному по правам человека.

Несмотря на то, что описанные способы в большей степени относятся к лицам с общим правовым статусом, это не исключает возможности пользования вышеназванных способов лицами, в отношении которых осуществляется исполнение наказаний. Однако их применение несколько затруднено в связи с правовым положением данной категории лиц. Рассмотренные способы юридической реализации гарантий защиты прав личности в сфере исполнения наказаний осуществляются в основном посредством подачи соответствующей жалобы.

Специальная административная защита включает в себя ведомственный контроль (ст.21 УИК РФ) и прокурорский надзор (ст.22 УИК РФ). Цель ведомственного контроля - изучение реального положения дел в государственных учреждениях, осуществляющих исполнение наказаний, и защита прав лиц, в отношении которых оно исполняется, от нарушения.

Рассмотрение результатов ведомственного контроля имеет разнообразные формы. Оно выражается в принятии необходимых решений вышестоящими органами управления, издании итоговых приказов, в отчетах руководителей проверяемых органов и учреждений, проведении специальных совещаний, собраний по итогам проверки, составлении планов по устранению выявленных недостатков в работе, проведении контрольных проверок с той же целью.

Статья 21 УИК РФ содержит общие положения об осуществлении ведомственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В связи с проводимой в стране административной реформой организация контрольной деятельности со стороны вышестоящих органов и должностных лиц несколько изменилась. Минюст России в соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ51 осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб, в том числе и ФСИН России. Тем самым Министерство юстиции Российской Федерации является органом ведомственного контроля, полномочия которого установлены Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти52 и Положением о Министерстве юстиции РФ. Одним из главных направлений деятельности Минюста России по координации и контролю является подготовка ежегодных докладов Президенту РФ и Правительству о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания. Для реализации данной функции Минюст наделен соответствующими полномочиями.

Вместе с тем наибольший объем контрольных полномочий за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, сосредоточен в ФСИН России. Специально для осуществления контроля за соблюдением прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, в ГУИН Минюста России был создан одноименный отдел53, а на местах введены должности помощников начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека. На эти органы возложены функции по обобщению поступающей информации о соблюдении прав человека и докладе ее руководству, по рассмотрению предложений и заявлений осужденных и иных граждан по вопросам соблюдения прав человека, по личному участию в инспектировании учреждений и органов, исполняющих наказания.

Прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных и законностью деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии со ст.22 УИК РФ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Прокурор обязан отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, и осужденных; немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Кроме того, прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания. Пример (Cм. Приложение В).

В последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"" наделил правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Это позволило привести предписания УИК РФ в соответствие с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Уполномоченный рассматривает жалобы на нарушения прав человека, поступившие от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе находящихся в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией этих мест не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

) принять жалобу к рассмотрению;

) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При проведении проверки по жалобам о нарушении прав и свобод осужденных Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, запрашивать и получать от государственных органов и у должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы. Уполномоченный вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности учреждений и органов УИС и их должностных лиц.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами ФСИН России и ее подразделений.

Важной формой реагирования на нарушения прав осужденных являются доклады Уполномоченного. Проблемы соблюдения прав осужденных находят освещение в ежегодных докладах Уполномоченного о своей деятельности, направляемых Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, во все высшие судебные инстанции и Генеральному прокурору РФ. Ежегодные доклады подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете". Законодатель в ст.24 УИК РФ установил в качестве контрольного органа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Такая должность предусмотрена статьей 5 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и уже учреждена в 31 регионе страны. Основные направления и формы контроля в сфере обеспечения прав осужденных региональных уполномоченных, как правило, аналогичны деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ54.

Общественный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, установлен статьей 23 УИК РФ. Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения уголовных наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести общественные наблюдательные комиссии, Общественную палату РФ, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан.

Правом контроля во время посещений учреждений, исполняющих наказания, согласно ст.38 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", обладают главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий и члены общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в последнем случае мы имеем прецедент, когда Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в уголовно-исполнительное законодательство внесен этот новый субъект контроля, но компетенция общественных наблюдательных комиссий и их членов должна быть определена в Федеральном законе "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", проект которого в настоящее время обсуждается в Государственной Думе.

Согласно ст.15 законопроекта55, подготовленного ко второму чтению, планируется наделить общественную наблюдательную комиссию, а также членов общественной наблюдательной комиссии следующими контрольными полномочиями в сфере исполнения уголовных наказаний:

) в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии посещать исправительные учреждения в установленном законом порядке при соблюдении правил внутреннего распорядка указанных учреждений; при этом члены общественной наблюдательной комиссии вправе по собственной инициативе посещать камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, штрафные и дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры, помещения для обеспечения безопасности осужденных и иные помещения учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением охранных объектов и сооружений, на посещение которых необходимо согласие начальников соответствующих исправительных учреждений;

) беседовать с осужденными при наличии согласия указанных лиц в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего учреждения или органа видеть их, но не слышать;

) принимать обращения и жалобы от осужденных по вопросам нарушения их прав и законных интересов;

) обращаться с заявлениями к начальнику исправительного учреждения и вышестоящим должностным лицам по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов осужденных;

) принимать участие с правом совещательного голоса в работе комиссии исправительного учреждения при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;

) направлять жалобы лиц, находящихся в местах лишения свободы, их родственников, защитников и представителей, а также иных лиц по вопросам обеспечения прав человека органам или должностным лицам, к компетенции которых относится разрешение данных жалоб по существу.

Подведем некоторые итоги. Можно констатировать, что в условиях административных преобразований и перехода к гражданскому обществу законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды, методы и формы защиты прав осужденных в местах лишения свободы. Однако практика обеспечения прав и свобод осужденных к лишению свободы, не может быть признана совершенной. Это напрямую зависит от стремления контролирующих органов осуществить свои контрольные полномочия, от степени информированности осужденных и других граждан об этом механизме защиты прав и свобод, от общей заинтересованности государства и общества в эффективности контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.013 с.)