Использование компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников



 

В настоящее время Министерством образования Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно - методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, а не только информатики. Среди множества вопросов, обсуждаемых в связи с изучением информатики в начальной школе, постоянно фигурирует и проблема использования (или не использования) компьютера в обучении младших школьников. Но сегодняшние реалии жизни таковы, что компьютеры окружают нас везде и всюду, становятся таким же обыденным предметом, как телевизор или магнитофон. И рано или поздно (скорее, все же рано) дети начинают использовать компьютер - использовать не как предмет изучения, а как удобное средство решения тех или иных повседневных задач. Так почему же не научить ребенка правильному взаимодействию с компьютером, подобно тому, как мы учим его в школе правильно держать ручку и правильно сидеть при письме? Причем очевидно, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте. Поэтому проблема должна быть однозначно решена в пользу применения компьютера в начальной школе. Вопрос же сводится к поиску подходящих методик преподавания.

Если обратится к опыту тех стран, где компьютеры распространились раньше России, например США, то мы увидим, что там в свое время (10 лет назад) пришлось решать аналогичные проблемы. И решены они были в пользу применения компьютера, но с соответствующими высококачественными, проверенными и апробированными программными средами, разработанными специально для малышей. Тогда проводились исследования педагогов, психологов, медиков, которые показали, что использование компьютера - щадящее здоровье ребенка, разумное по целям - не является вредным, а наоборот, эволюционно развивает личность ребенка. Мы сейчас приходим к тем же выводам, что уже были получены ранее, хотя и иными средствами, в других странах. Книга Д. Солпитер «Дети и компьютер» посвящена вопросам использования компьютера для обучения детей младшего возраста (даже с 3 лет). Нельзя не согласиться с таким выводом этого автора: «компьютеры отнюдь не являются каким-то волшебным средством… Просто следует понимать, что при наличии соответствующего программного обеспечения компьютер может оказать весьма положительное влияние на отношение вашего ребенка к учебе и его способность постигать и любить окружающий мир». В этой книге подробно рассмотрены как положительные стороны применения ПК, так и возможные негативные воздействия компьютеров на здоровье детей, а также описаны защита от таких воздействий, безопасное поведение за компьютером, способы выбора наилучших моделей (того времени).

Хотелось бы учитывать этот полезный опыт, чтобы не тратить время на «изобретение велосипеда», а решать те проблемы, которые возникают у нас сегодня. Сложность состоит именно в щадящем здоровье ребенка использовании компьютера, строго по возрастным нормам, в таком вплетении практических занятии в ткань урока, чтобы компьютер развивал личность, а не отуплял, как это бывает при бесконтрольных детских играх в «стрелялки». Опыт, описанный в публикациях журнала «Информатика и образование», показывает, что многие педагоги нашли такие методики и успешно используют компьютеры на уроках русского языка в начальной школе. И все эти учителя могут подтвердить, что именно практические занятия с компьютером становятся для ребенка прекрасным стимулом к занятиям информатикой вообще.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д.

Проведение компьютерных уроков не должно носить случайный характер, их эффективность обеспечивается системой работы. Это возможно при наличии программно-методического комплекса по предмету, который содержательно соответствует школьной программе по данному курсу. Требования к программному обеспечению:

1) ПО должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, т.е. работа с программой должна длиться не более 10-15 минут;

2) ПО должно соответствовать методическим особенностям данного курса;

)   программа должна иметь удобный и понятный интерфейс пользователя;

)   программа не должна содержать излишних игровых моментов, которые могут снизить значение содержательной части программы;

)   загрузка программы не должна занимать много времени.

Появление ЭВМ в школе делает возможным развитие компьютерной технологии обучения различным предметам. По предмету технология, в данное время, существует несколько программ. Это такие как Gryphon BricksTM и «Детская мастерская». Программа «Детская мастерская» многофункциональная, она позволяет в игровой форме проводить занятия с младшими школьниками, в частности, по изготовлению многочисленных поделок из бумаги и картона. Эта часть компьютерной программы, на наш взгляд, наиболее применима к использованию на уроках. (4) Но, необходимо заметить, что данная программа еще плохо распространена в среднеобразовательных школах. Программа Gryphon BricksTM позволяет конструировать с помощью деталей Лего различные объекты. Применение данной программы мы попробуем отобразить во второй главе.

Применение компьютера позволяет активизировать самостоятельную практическую деятельность школьников, повысить производительность их труда. Учитель же в значительной мере освобождается от необходимости многократно повторять один и тот же учебный материал, за счет чего появляется возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с детьми.

Важно отметить, что компьютерная поддержка, не уменьшает объем практической деятельности школьников. Наоборот, за счет экономии времени, когда заготовки поделок, а также дополнительные пояснения можно было получить с помощью компьютера, ученики успевают сделать больше.

Уроки трудового обучения с компьютерной поддержкой помогают учителю в работе, вызывают живой интерес у детей, активизируют их практическую деятельность, а также способствуют формированию компьютерной грамотности.

Использование компьютера в проектной деятельности детей на уроках технологии значительно упростит работу учителя и учеников. Ребенок, вместо того, чтобы рисовать эскиз своей работы, может создавать его в объеме (в программе Gryphon BricksTM). Кроме того, все данные о проекте и текст к защите проекта можно записывать не на бумажных носителях, а в специальной программе (Microsoft Office Word). Учитель может создать специальное электронное пособие для самостоятельной работы детей над творческим проектом (это возможно реализовать в программе Microsoft Office PowerPoint). Также, учитель может проверить у детей элементарные знания по работе над проектом составленными заданиями и тестами (это возможно в программе Microsoft Office PowerPoint и Microsoft Office Excel) (описание вышеперечисленных программ в приложении №3). Все вышеперечисленное мы постараемся реализовать во 2 главе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.004 с.)