Педагогические технологии. Метод проектов как педагогическая технология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические технологии. Метод проектов как педагогическая технология



 

С середины ХХ столетия на Западе получило распространение понятие «educational technology», которое на русский язык обычно переводят как педагогические технологии или образовательные технологии. Первоначально это понятие на Западе относилось к сфере применения ТСО, позднее также к сфере программированного и алгоритмизированного обучения, а в настоящее время - к использованию компьютерных технологий в образовании.

В отечественной педагогике понятие «технология» все более широко используется с 80-х годов прошлого века: пишут о педагогических технологиях, технологиях образования, технологиях обучения, технологиях воспитания.

Само слово «технология» происходит от греческих слов «техно» (искусство, мастерство, умение) и «логос» (слово, учение, наука).

В отечественной литературе существуют следующие трактовки понятия «технология»:

§ Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля);

§ Совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей (Современная западная социология. Словарь);

§ Искусство, мастерство, совокупность методов обработки и применения состояния объекта (В.М. Шепель);

§ Способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предметов труда или социальной реальности (Р.В. Овчарова);

§ Практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда (Е.И. Холостова);

§ Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н. Данакин).

Однако отношения к понятию «технология» у российских педагогов весьма неоднозначное. Одни педагоги считают понятие практически не применимым в области образования, другие - говорят о его ограниченном использовании, третьи - придают ему значение чуть ли не универсальной педагогической категории. Понятие «педагогическая технология» в отечественной педагогике одно из часто употребляемых и вместе с тем недостаточно проясненных. Поэтому существует, также, несколько определений понятия «педагогическая технология»:

§ Это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

§ Это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся (М.М. Левина);

§ Педагогическая технология, являясь организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б.Т. Лихачев)

§ Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата (Н.В. Полякова).

Существует множество различных педагогических технологий, но наиболее распространенной в данное время является метод проектов.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать метод проектов в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательного внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. И в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Соотношение всех компонентов ПДШ как вида учебной деятельности.

Схема соотношения компонентов проектной деятельности как деятельности учебной наглядно демонстрирует основные направления формирования личностной сферы ученика как активного субъекта деятельности и представляет в целом возможности ее превращения в значимый источник психического развития ребенка. Отсюда следует, что ПДШ, с одной стороны, опирается на личный уровень развития самосознания учащегося, а с другой стороны, несомненно, должна оказывать значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

.   Самостоятельная деятельность учащихся.

.   Структурирование содержательной части проекта.

.   Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

·   определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

·   выдвижение гипотезы их решения;

·   обсуждение методов исследования;

·   обсуждение способов оформления конечных результатов;

·   сбор, систематизация и анализ полученных данных;

·   подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

·   выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная.

2. Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.

.   Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.

.   Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).

.   Количество участников проекта.

.   Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.

Практико-ориентированные (прикладные) Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т.п.).

По второму признаку - предметно-содержательной области - можно выделить следующие два типа.

Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Межпредметные. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это-либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. На практике мы будем реализовывать монопроект на уроке технологии.

По характеру организации проекты могут быть:

С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей.

Со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам) В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…). Во второй главе мы будем реализовывать проект с открытой координацией, где координатором будет выступать учитель.

По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:

Краткосрочные проекты - это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;

Среднесрочные проекты - это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца и мало применяются на уроках технологии, так как в программе закреплено выполнение в четвертой четверти учебного года, начиная со второго класса;

Долгосрочные проекты - продолжительность восемь недель и более. Во второй главе мы попробуем реализовать краткосрочный проект.

Подробнее об организации метода проекта на уроках технологии мы рассмотрим в следующем параграфе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.011 с.)