Организация проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах



проект педагогический начальный технология

Технологическая подготовка - составная часть общей системы образования. Технологический компонент выполняет роль связующего звена между естественно - научным и общественно - гуманитарным образованием.

В существующей научно - методической литературе определено несколько разновидностей конструкторских задач, доступных учащимся младшего школьного возраста, которые, по сути, и являются проектными: это задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственно конструирование. Эти задачи различаются по характеру поисковой и познавательной деятельности: первый вид условно можно отнести к рационализаторской деятельности, последний - к изобретательской, а второй вид совмещает черты той и другой. В соответствии с ними можно выделить три вида учебных проектов:

1. доконструирование изделия.

Задания, связанные с доконструированием изделия, обычно бывают двух типов:

1) доведение до конца начатой кем-то работы;

2) внесение конструктивных дополнений в готовое изделие.

И в том, и в другом случае все дополнения вносятся в изделие не случайным образом, а в соответствии с ранее поставленной целью или с заданными условиями. К доконструированию не относятся такие задания, в которых требуется просто доделать начатое кем-то изделие, применяя для этого известные способы работы. Степень сложности заданий может быть разной, однако даже самые простые из них связаны с решением конструкторских задач и требуют от учеников творчества, изобретательности.

2. переконструирование изделия.

Подобные проектные задачи связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделия некоторых конструктивных или декоративных изменений, для того чтобы изменить принцип его действия или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями. В заданиях подобного рода может потребоваться изменение формы, размеров, количества деталей в изделии, способов их соединения и пр.

3. собственно конструирование.

В данном виде проектной деятельности ученик полностью самостоятельно разрабатывает изделие, подчиняясь поставленной цели; при этом он не просто переделывает заданный образец, а изначально сам определяет все особенности устройства и внешнего оформления. В заданиях на конструирование направление проектной деятельности задается теми условиями, которым должно удовлетворять изделие. Эти условия могут формулироваться двумя способами:

- в виде нескольких конкретных требований

- в виде определения области функционирования вещи (где, как и кем она будет использоваться).

Виды учебных проектов, выполняемых в рамках учебного предмета «технология», также могут быть выделены и по содержанию работы учащихся. В соответствии с этим проекты можно разделить на два вида:

1) технические;

2) художественные.

В технических заданиях главное внимание направляется на разработку устройства изделия, а в художественных - на поиск выразительного образа. В большинстве случаев эти две линии неразрывно сливаются в одном изделии и в едином проекте, однако в отдельных случаях учебные задания могут более определенно относится к тому или другому виду. (26)

Независимо от вида и типа проектов, они имеют особенности выполнения и должны соответствовать ряду требованиям.

Особенностью выполнения проектов в начальной школе является:

·   неадекватная оценка школьником своих возможностей при выборе темы проекта;

·   чрезмерный уровень фантазии ученика в процессе работы над проектом;

·   влияние семьи на выбор темы проекта и работу над ним;

·   активное включение в учебно-воспитательный процесс схемы <<учитель-ученик-семья - родственники>>;

·   трудности в чтении и письме у младших школьников и, следовательно, в оформлении описательной части проекта;

·   деятельность ребенка в области ручного труда.

Для успешной работы над проектами необходимо учитывать ряд требований и особенностей:

·   уровень подготовки школьника, его индивидуальные и физиологические возможности;

·   обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

·   учет возможностей мастерских и учителя, а также родственников школьника;

·   учет интересов ребенка, его опыт;

·   учет и обеспечение фактора преемственности в деятельности младшего школьника.

В образовательной области «Технология», в качестве цели творческой проектной деятельности выступает ее продукт (изделие или услуга, обладающие объективной или субъективной новизной, имеющие личную или общественную значимость). К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как:

·   Технологичность. Заключается в возможности максимально простого изготовления изделия, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.

·   Экономичность. Необходимо изготовить изделие с наименьшими затратами и получением прибыли при реализации или эксплуатации изделия.

·   Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделия не должны повлечь за собой существенный изменений в окружающей среде.

·   Безопасность. Связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т.д.

·   Системность. Содержание работ должно комплексно отражать изученный материал, быть политехнически направленным.

·   Посильность. Предполагает соответствие уровню развития и подготовке учащихся, их возрастным и физиологическим возможностям.

·   Эстетичность. Изделие должно соответствовать требованиям дизайна, быть внешне эстетически красивым, модным.

·   Значимость. Изделие должно иметь определенную ценность, полезность.

·   Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.

Деятельность учащихся включает в себя три взаимосвязанных этапа (приложение 1). Организация каждого из этих этапов проектной деятельности школьников должна соответствовать его дидактической сущности.

Исследовательский этап.

Прежде всего, на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Важно помнить, что в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии и от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности, которой для младшего школьника является проектное изделие. Таким образом, распределение /выбор/ тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме. После распределения /выбора/ тем проектов перед учащимися возникает задача организовать работу по их выполнению, всякая организация начинается, прежде всего, с грамотного планирования. План - перечень этапов проекта с установленными сроками их выполнения. Такое подразделение проекта на отдельные этапы, по которым заданы четкие сроки исполнения, должно приучать младшего школьника к четкости и в мышлении, и в работе над проектом. Выполнение этапов учащийся будет намечать для себя сам, что должно научить его экономить время, понимать суть деятельности каждого этапа и усилить его ответственность за работу. На этапе разработки различных вариантов выполнения проекта учащиеся изучают его историю, делают рисунки, эскизы, схемы возможных вариантов Учитель также помогает учащимся разработать технологические карты.


Технологическая карта

№ и название детали Наименование операции Эскиз Оборудование и инструменты
       
       

 

Технологический этап.

На этом этапе выдвинутые умозрительные идеи проверяются практическим путем. Одной из особенностей мышления младших школьников является то, что первоначальный замысел может быть не вполне отчетливым и даже недостаточно устойчивым. В связи с этим на технологическом этапе работы у учеников может возникнуть потребность в уточнении или дополнении проектной идеи. Для этого им может понадобиться повторное ознакомление с наглядностью, образцами, которые были представлены на предыдущей стадии работы. Такая возможность им, безусловно, должна быть предоставлена.

В процессе выполнения технологических операций учащиеся в совместной деятельности с учителем подбирают режимы обработки деталей и материалов, осуществляется контроль качества обработки деталей и самоконтроль своей преобразовательной деятельности, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, контролируют технологический процесс. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда. Основным методом обучения проектной деятельности на этом этапе выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, устранение излишних движений, исправления допущенных ошибок.

Заключительный этап.

На этом этапе осуществляется корректировка деятельности, экологическое обоснование проекта, мини-маркетинговое исследование, контроль и испытание изделия, защита проекта. Коррекция изделия проводится на основе метода сравнения выполненного проекта с тем, который был задуман и оформлен в рисунках, эскизах, чертежах.

Когда проекты будут выполнены, оформляется пояснительная записка. Учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно, возможно, с помощью ЭВМ: набрать и отформатировать текст, вставить н6ужные рисунки, схемы. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите.

Защита проекта.

Это один из самых важных, эмоционально напряженных этапов проектной деятельности младшего школьника. При защите проекта ученик не только представляет материальные результаты своего труда, но и, рассказывая о проделанной работе, дает ей оценку - защищает свое субъективное, а может, и объективное авторство на проект.

Для того чтобы помочь школьнику успешно справиться с этой деятельностью, можно предложить ему примерный план защиты проекта. Базируется он на материалах предыдущего этапа, записанных школьником в виде ответов на вопросы, и имеет следующие пункты:

название изделия, темы проекта, кто автор, руководитель проекта;

назначение, устройство, габаритные размеры проектного изделия;

материалы, применяемые в проекте, их особенности, преимущества перед другими материалами, недостатки;

применяемые инструменты и приспособления (в том числе придуманные);

положительные качества проектного изделия, отличающего его от подобных изделий, его полезность;

экологическая оценка (вредит ли природе и здоровью человека проектное изделие или его применение);

эффективность рекламы изделия;

чему научился за время выполнения проекта;

собственная оценка проектной деятельности.

Защита проекта происходит в школе. На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие. Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора /или авторов/ проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы. У каждого из присутствующих на столе должны быть разложены описательные части проектов, а также критерии оценок, которыми необходимо пользоваться при оценке работы над проектом.

Критерии оценки проектной деятельности младшего школьника:

1. Обоснованность выбора темы проекта.

2. Правильность определения необходимых для выполнения проекта информационных материалов, технологических материалов, инструментов, помощников.

.   Эффективность планирования проектной деятельности.

.   Оригинальность выбранного варианта решения проблемы и возможность его практического воплощения.

.   Правильность оформления документации: соответствие рисунков, схем, эскизов и чертежей предъявляемым требованиям.

.   Правильность выполнения технологических операций и использования технологических инструментов.

.   Качество изделия.

.   Оригинальность товарного знака проекта и защиты проекта.

Руководствуясь приведенными критериями, можно оценить творческую проектную деятельность учащегося начальной школы, учитывая каждый этап проектной деятельности школьника и входящие в него компоненты (40). Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что метод проектов предусматривает самостоятельную творческую деятельность учащихся, он ориентирован на развитие у учащихся творческой активности, познавательных навыков, индивидуальности, нравственности, мышления, умений самостоятельно приобретать знания, адаптироваться к современным условиям жизни. При выполнении проекта учащийся решает определенную проблему. Результатом проектной деятельности школьника в образовательной области «Технология» является проектное изделие, отвечающее требованиям субъективной или объективной по отношению к учащемуся новизны. (26)

Овладение учащимися проектной деятельностью на содержательном и процессуальном уровнях является показателем технологически образованной личности. Методики для определения уровня обученности школьников проектной деятельности даны в приложении 2.

Реализуя задачи нашего исследования, необходимо изучить информационно-технологические проблемы обучения в начальных классах и возможность использования ИКТ в проектной деятельности младших школьников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.017 с.)