Младограмматизм, его место и значение в истории языкознания. Критика младограмматизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младограмматизм, его место и значение в истории языкознания. Критика младограмматизма.



Младограмматики — новое направление в языкознании, оформившееся в 70-х годах 19 века. Они слишком сильно критиковали старое, традиционное языкознание, за это их и назвали младограмматиками, а они взяли это название себе на самом деле.

Младограмматики — преимущественно школа Лейпцигского университета.

Август Лескин (1840—1916)

Герман Остхоф (1847—1909)

Карл Бругман (1849—1919)

Бертольд Дельбрюк (1842—1922)

Шахматов, Фортунатов

«Морфологические исследования в области индоевропейских языков» (1878). Предисловие — программное

Также: Герман Пауль «Принципы истории языка» (1-е издание — 1880) — здесь излагаются основные проблемы компаративистики (языкознания вообще) с позиций младограмматизма.

Также: Бругман, Дельбрюк «Основы сравнительной грамматики индоевропейских языков» (1888—1916). 6 томов. Фонетика, морфология и синтаксис. Это самый обстоятельный труд в области индоевропейского языкознания, во многом сохраняющий своё значение и в наши дни.

Мгр выступали против метода сравнительно-исторического анализа и принципов изучения языка, которые сложились в предшествующий период. Младограмматики отвергли многие высказывавшиеся ранее идеи:

- учение Гумбольдта, что внутренняя форма языка обусловлена национальным духом народа;

- учение Шлейхера о том, что язык — это природный организм и что в истории языка есть период творческого развития и период упадка.

В основе своих научных исследований языка они положили метод непосредственного наблюдения, индуктивный. Философской базой был позитивизм, который противопоставлен абстрактному мышлению, допускает обобщение только частного характера(отказывались от каких-либо обобщений, непосредственно не опирающихся на факты). Младограмматики обращали большое внимание на точность и четкость методики исследований.

Рассматривали язык как индивидуальную психофизиологическую деятельность. Задача ЯЗ – изучение говорения живой речи индивида. Говорящий индивид – исходный пункт и объект их изучения. Выделяют две стороны речи чел: физическую (физиологич) и психологическую. Протест против исключительного внимания к физич стороне.

Мгр делают фонетику полигоном для своих исследований.

Два основных методических принципа младограмматизма:

1. Регулярность фонетических изменений, их всеохватность.

В науку введено понятие фонетического закона,— который не знает исключений. Если на примере какого-либо соответствия на первый взгляд кажется, что тот или иной закон не действует, это значит, что либо его действие приостанавливается другим законом, либо здесь наблюдается изменение по аналогии.

2. Принцип аналогии. (Простейший пример — выравнивание парадигмы.)

e. g.: русский (на) ноге вместо нозе<сравни украинский нозi, белорусский нозе>.

Разработали учение о зв/фонетич законе: стремились выявить причины фонетических изменений с течением времени. Учение о фонетическом законе позволило подвести строго научную основу под сравнение родственных языков. Они распространили свою формулу и на предшествующие эпохи: - закон открытого слога; - закон 1,2 палатализации.

Конечной целью исследований младограмматиков была реконструкция праязыка для индоевропейской семьи, от которого через ряд промежуточных состояний произошли современные индоевропейские языки.младограмматики стремились проследить путь исторического развития тех или иных корней и форм языка от праязыкового состояния до современности. Основное внимание при этом обращалось на изучение звукового развития, выявление правил звуковых изменений.

12. Общая характеристика переходного периода в истории языкознания (конец 19 начало 20 века). Становление структурализма как направления в языкознании.

ПРЕДПОСЫЛКИ:

1) Внеязыковые.

- Большую роль в становлении философии лингвистического структурализма сыграла феноменологическая философия и неопозитивизм. По мнению неопозитивстов, философия должна представлять собой основанный на математической логике «логический анализ языка». Проповедуют преобладание общего над частным.

-В науке – глубинный сдвиг, который приводит к качественному изменению науки. Символ эпохи – таблица Менделеева -> введена научная ценность – незаполненная реальным элементом пустая клетка, появление которой можно предсказать, опираясь на сумму отношений между элементами.

2) Собственно лингвистические:

- бурно развивается фонетика. Материал строго организован.

- к 20 была решена задача сравнительно-исторического исследования индоевропейских языков. Этот метод урепился. Нужны новые методы в исследовании языка.

- Язык в современном состоянии практически не изучен.

- создание грамматики способствовало появлению структурализма (грамм Пор-Рояль). 

Все структуралисты в лингвистике принимали ряд идей, выдвинутых Ф. де Соссюром. Огромную роль в становлении всех направлений структурализма сыграли идеи Ф. де Соссюра, особенно его знаменитые дихотомии: языка — речи, синхронии — диахронии, внешней и внутренней лингвистики, а также рассмотрение им языка как системы знаков и понятие системности.

На смену срав-ист ЯЗ приход-т структурализм. Он существовал в нескольких течениях и направлениях:

- Московская лингвистическая школа (Фортунатов)

- Казанская школа (де Куртене)

- Женевская школа (Соссюр)

В 20 веке три течения:

- пражский структурализм (национальный);

- датский (глосемантика);

- американский (дескриптивный).

Все анализируют единицы языка как знаки. Лингвистические знания строят на общих требованиях: формальности, правильности, последовательности, объективности.

Принципы структурализма:

- язык как система, все части которой связаны отношениями общности и взаимозаменяемости.

- языковая система обладает жёсткой структурой, каждый элемент может быть описан как сумма отношений в рамках других отношений.

- система языка в значительной мере свободна от связи с внеязыковой деятельностью.

«Язык надо изучать в себе и для себя» (Соссюр).

Носитель языка, чел. фактор исключался из поля зрения лингв-ов. Носителю языка отводилась роль более/менее компетентного знатока правил систем.

- яз. сис-ма должна изучаться в синхронической плоскости на данном этапе состояния языка. Только состояние ситуации позволяет увидеть все единицы яз. Сис-мы в их взаимосвязи.

- важное место должен занимать метод моделирования, который помогает освободиться от случайного и спрогнозировать развитие языкового явления.

- описание системных отношений. Выявление их должно вестись с использованием точных методов, подобных математическим методам.

13. Казанская лингвистическая школа. Лингвистическое учение И.А. Бодуэна де Куртене, его место в языкознании.

Основные теоретические и методологические принципы языкознания 20 в. начали складываться ещё в 19 в. В их формировании особую роль сыграли И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов и Ф. де Соссюр.

Учения: 1) учение о языке и речи. 2) учение о статике и динамике в языке. 3) учение о языковой системе и её элементах. 4) взгляды на структуру науки и её задачи.

Учение о языке и речи. Язык нельзя рассматривать в отрыве от человека и от общества. Мысль о двойственной природе языка (развивает идею Гумбольта). Разграничивает язык и речь. Язык – явление психологическое и соц, есть коллективное чутье народа. Речь – психолого-физическое явление. Язык не абстракция, т.к. имеет определенный лекс, фонет, грамм строй. Язык – это потенция заложенная в сознании индивида, которая создает основу для речи. Речь – реализация того, что заложено в языке. Язык и Речь – взаимопроникающее единство.

учение о статике и динамике в языке. Язык – система, где все элементы взаимосвязаны. Особенности системы: * устойчива, * изменчива (изменения прежде всего в речевой деят-ти. Статика относительная: языковая система устойчива на определенном этапе развития языка. Статика – частный момент динамики в определенный период существования языка. Динамика – постоянное свойство яз системы. Яз надо изучать и в динамике и в статике. В основе развития яз системы: 1) внешние факторы – история, культура, идеология, контакты с др народами, территориальное расположение, социальное состояние носителей яз. 2) внутренние факторы (собственно языковые з-ны).

учение о языковой системе и её элементах. Язык – целостная система взаимообусловленных элементов. Уровневая система: 1. фонетический. 2. семасеологический (семантич). 3. морфологический (Бодуэн понимал синтаксис как часть морфологии). Каждый уровень имеет свою ед.

учение о структурных элементах. 1. фонема – впервые выделяет. Создатель отечественной фонологии. Звук – аккустичуское и психическое. Опирается на психическое. Фонема – обобщенный образ звука, кот существует в сознании носителя яз. Определяет близкие по физиолого-аккустическимсв-вам, но не совпадающие. Пр: вода [α], воды [o], водяной [ъ] – все от фонемы <о>. функция смыслоразличительная. 2. морфема – комплекс звуковых представлений, объединенных в одно целое. Кратчайшая двусторонняя ед-цаяз, т.е. имеет ПВ (звуковая оболочка) и ПС (значение).

Учение о графеме. Пишем по-разному Р Рр, но это одна и та же буква. Графема на письме соответствует фонеме, но объединять их нельзя. Пр: дыня <а>, змея <jа>.

К основным принципам Казанской школы относятся: строгое различение звука и буквы; разграничение фонетической и морфологической членимости слова; недопущение смешивания процессов, происходящих в языке на данном этапе его существования, и процессов, совершающихся на протяжении длительного времени; первоочередное внимание к живому языку и его диалектам, а не к древним памятникам письменности; отстаивание полного равноправия всех языков как объектов научного исследования; стремление к обобщениям, психологизм с отдельными элементами социологизма. Идеи Казанской лингвистической школы оказали влияние на Ф. де Соссюра, на представителей Московской фонологической школы и Пражской лингвистической школы.

14. Лингвистическое учение Ф.Ф. Фортунатова, его место и значение в истории языкознания.

Филипп Фёдорович Фортунатов создаёт первые в России систематические лекционные курсы индоевропейской и славянской сравнительно-исторической грамматики. Во многом Фортунатов был близок к младограмматическому направлению. Указывает на общественный характер языка и связь истории языка с историей общества.

Изменения языка во времени - способ существования языка. Им была предпринята разработка теории дивергентно-конвергентной эволюции языков. Он развивал идею языковых ("общественных") союзов. Ему принадлежит призыв к различению внешних и внутренних факторов развития языка.

*исследования в области древнеиндийского языка (изучал веды). Он сделал ряд открытий, касающихся состава индоевропейского вокализма, лабиального ряда заднеязычных, слабой ступени аблаута, связи долготы и характера слоговой интонации, относительной хронологии первой и второй палатализации в праславянском. Он открыл закон передвижения ударения от начала к концу слова в определённых фонетических позициях (закон Фортунатова--Соссюра).

Вывел закон, объясняющий перенос ударения в славянских языках с окончания на основу (рус. рукá – рýку, бородá – бóроду) древним различием в типе ударения, связанным со слоговым или неслоговым характером сонантов.

учение о грамматической форме. Форма есть там, где она имеет специальный морфологический показатель и выводил форму из наличия в языке соотносительных рядов слов, сходных и различающихся по формальным признакам. Есть слова, не имеющие формы.

Фортунатов особенно активно занимался морфологией; утвердился термин морфология для обозначения учения о формах и типах слов, ему принадлежат: определение формы слова как психологически значимой способности слова члениться на основу и окончание; разграничение форм словоизменения и форм словообразования.

Синтаксис. Получило развитие учение о формах словосочетаний. Предложение было отнесено к числу словосочетаний.

Вокруг Ф.Ф. Фортунатова сложилась Московская лингвистическая школа. *исследования в области реконструкции праславянского языка, присущих ему тенденций к палатализации и к открытому слогу, *в области праславянской акцентологии, морфологии, этимологии, лексикологии. *Они разграничивали буквы и звуки, графику, орфографию и орфоэпию. Ими создавались системные описания русских говоров и первые диалектологические карты восточнославянских языков. Противопоставление фонетики и фонологии. Фортунатовцы строго разграничивали формы словоизменения и словообразования. многое сделали в разработке основ современной морфологии.

Внимание к языковой форме означало для лингвистики поиск собственных, а не взятых из логики или психологии оснований. позднее абсолютизация строгости надолго станет характерной чертой структурализма и сыграет важную роль в развитии лингвистики.

15. Общая характеристика лингвистической теории Ф. де Соссюра, ее место и значение в истории языкознания. Критика основных положений его теории в современном языкознании.

Ф. де Соссюр после выхода «Курса» стал кумиром и знаменем нового периода языкознания, родоначальником по крайней мере четырёх его направлений: структурализма, социологии языка, нового этапа сравнительно-исторических исследований, общей теории языка.До сих пор образцовым является метод его работы – по возможности полнее учитывать системное строение языка в целом и его отдельных ярусов.

Важное место занимает метод моделирования, который помогает освободиться от случайного, увидеть механизм, который поражает тот или иной языковой факт, прогнозировать развитие. При выявлении системных отношений необходимо шире использовать точные методы.

Учение о знаковом характере языка и языковом знаке. Яз знак – особый тип знака, двусторонняя псих сущность которого связывает не вещь и имя, а акустический образ (означающее) и понятие (означаемое). Обе эти стороны хранятся в памяти чела ->яз знак психичен.

Имеет ПВ и ПС, которые связаны. Связь условна. Устанавливается в силу традиций.

Линейный характер означающего – звуки, образующие зв оболочку слова, следуют др за др в определенной последовательности, образуя линию и их нельзя поменять местами.

Связь между означаемым и означающим.

вводит понятие значимости («ценности») языкового знака. Значимость знака определяется его местом в системе языка, его отношением к другим знакам. Значимость важнее значения. Например, Если в синонимическом ряде убрать одно, то другой возьмёт на себя его значение. Значимость определяется лишь в меру их противопоставления, значение перешло бы, если бы не было слова.

Яз знак устойчив и изменчив одновременно. Устойчивость яз знака определяется стремлением яз коллектива сохранить знак. Связь с прошлым ежеминутно препятствует свободе выбора. Благодаря устойчивой связи осуществляется взаимосвязь поколений. Яз знак изменчив во времени. Фактор изменчивости языкового знака выражается в сдвигах в отношениях между означающим и означаемым: означаемое стремится к тому, чтобы быть выраженным новым означающим (явление синонимии), а означающее способно приобретать новые означаемые (явления полисемии и омонимии). Причины устойчивости: *хар-р между означаемым и означающим, * множество знаков необходимых для образования любого языка.

Язык – система единиц, вступающих в отношения.

Выделяются два основных вида отношений между языковыми элементами: ассоциативные (основанные на отношениях сходства и различия); синтагматические (отношения линейной последовательности, сочетаемости). Парадигматические: синонимический ряд, слова одной лексико-семантической группы, поля; в грамматике внутри гнезда, различны словообразовательными значениями аффиксов, в морфологии внутри любой грамматической категории. Синтагматические: законы фонетической сочетаемости, законы сочетаемости морфем.

Основные лингвистич дихотомии (антиномии): 1. языка и речи. 2. внешнего и внутреннего. 3. синхронии и диахронии. 4. проблема знаковой природы языка. 5. учение о яз знаке и его св-вах. 6. об устройстве яз системы и отношениях м\у ед-ми этой системы. 7. о значимости яз-х ед-ц.

1. дихотомия языка и речи. «составляющие» речевой деятельности: 1) язык – социальный элемент речевой деятельности, речь есть использование языка его конкретными носителями, следовательно, она индивидуальна; 2) язык – явление психическое, он заложен в сознании носителей языка, речь – явление физическое; 3) язык есть потенция (возможность, обеспечивающая процесс говорения), речь – реализация этой потенции; 4) язык устойчив и стабилен как определенный продукт истории, речь изменчива, преходяща, конечна, непостоянна; в языке все существенно, в речи все случайно. Исходя из выделенных различий между языком и речью, Соссюр считает, что эти стороны речевой деятельности должны стать предметом различных наук – лингвистики языка и лингвистики речи. При этом приоритет отдается лингвистике языка.

2. дихотомия внешнего и внутреннего. При изучении внешней стороны следует учитывать: внеязыковые факторы, воздействующие на язык: связь истории языка с историей общества и цивилизации. Экстралингвистическими факторами объясняются многие языковые явления (например, заимствования). Внутренняя сторона – языковые механизмы. Внешние факторы никакую роль в развитии яз не оказывают. Аналогия – шахматная игра. Пришла из Персии. Фигуры из дерева, могут быть из слоновой кости. Но уменьшать кол-во фигур или менять правила нельзя, т.к. это глубоко затронет саму грамматику игры. Соответственно выделяет Лингв внешняя и лингввнутр.

3. Дихотомия синхр и диахр. Для выявления существенных черт организации языка Соссюр предлагает разграничить синхронную и диахронную ось изучения языковых фактов. Изучая яз явление нужно выбрать аспект: синхронный – ось одновременности (все элементы в их связях и отношениях.Исключено вмешательство фактора времени), диахронный – ось последовательности (рассмотрение языка в его исторической эволюции, значимость фактора времени, но нельзя увидеть больше одной вещи за раз). Приоритет лингвистики синхронической: *для носителей яз только синхрония явл. подлинным фактом его существования.

Рассматривая внутреннее устройство языка, Соссюр, по сути, подошел к проблеме национального своеобразия языка, отталкиваясь при этом не от менталитета народа (как В. фон Гумбольдт), а от специфики системно-структурной организации языка. Обосновал разделение диахронного и синхронного анализа.

16.Учение Соссюра о знаковой природе языка и о лингвистических значимостях, значение его для современного языкознания.

Учение о знаковом характере языка и языковом знаке.

Язык - важнейшая и сложная из всех знаковых систем. Сравнивает ее с азбукой Морза, с азбукой для глухонемых, с военными сигналами и тд.

Необходимо создать науку, которая бы изучала жизнь знака в жизни общества. Этой наукой должна стать семиология. Ее составной частью должна быьть лингвистика.

Яз. знак –двусторонняя психическая сущность, которая связывает не вещь и имя, а акустический образ (означающее) - ПВ и понятие (означаемое)-ПС. Обе эти стороны хранятся в памяти чела -> яз знак психичен.

ПВ и ПС, которые связаны. Связь условна. Устанавливается в силу традиций. Вводит понятие значимости («ценности») языкового знака. Значимость знака определяется его местом в системе языка, его отношением к другим знакам. Значимость важнее значения.

 Например, Если в синонимическом ряде убрать одно, то другой возьмёт на себя его значение. Значимость определяется лишь в меру их противопоставления, значение перешло бы, если бы не было слова.

Под языковым знаком Соссюр понимает слово.

Свойства знака:

1)Условная связь между означаемым и означающим.

На условность связи указывает сам факт существования разных языков.

Н: звуковая оболочка "сестра" не связана с тем понятием, которое закреплено за ней.

2)Линейный характер означающего – звуки, образующие зв оболочку слова, следуют др за др в определенной последовательности, образуя линию и их нельзя поменять местами.

3)Яз знак устойчив и изменчив одновременно. Устойчивость яз знака определяется стремлением яз коллектива сохранить знак. Связь с прошлым ежеминутно препятствует свободе выбора. Благодаря устойчивой связи осуществляется взаимосвязь поколений. Яз знак изменчив во времени.

Причины устойчивости языкового знака:

•   произвольность яз.знака

•   множественность знаков, необходимых для образования любого языка

•   сложный характер устройства языковой системы

•   сопротивление языкового коллектива, его косность

Фактор изменчивости языкового знака выражается в сдвигах в отношениях между означающим и означаемым: означаемое стремится к тому, чтобы быть выраженным новым означающим (явление синонимии), а означающее способно приобретать новые означаемые (явления полисемии и омонимии). Причины устойчивости: *хар-р между означаемым и означающим, * множество знаков необходимых для образования любого языка.

Основные лингвистич дихотомии (антиномии):

1. языка и речи.

2. внешнего и внутреннего.

3. синхронии и диахронии.

4. проблема знаковой природы языка.

5. учение о яз знаке и его св-вах.

6. об устройстве яз системы и отношениях м\у ед-ми этой системы.

7. о значимости яз-х ед-ц.

1. дихотомия языка и речи. «составляющие» речевой деятельности: 1) язык – социальный элемент речевой деятельности, речь есть использование языка его конкретными носителями, следовательно, она индивидуальна; 2) язык – явление психическое, он заложен в сознании носителей языка, речь – явление физическое; 3) язык есть потенция (возможность, обеспечивающая процесс говорения), речь – реализация этой потенции; 4) язык устойчив и стабилен как определенный продукт истории, речь изменчива, преходяща, конечна, непостоянна; в языке все существенно, в речи все случайно. Исходя из выделенных различий между языком и речью, Соссюр считает, что эти стороны речевой деятельности должны стать предметом различных наук – лингвистики языка и лингвистики речи. При этом приоритет отдается лингвистике языка.

2. дихотомия внешнего и внутреннего. При изучении внешней стороны следует учитывать: внеязыковые факторы, воздействующие на язык: связь истории языка с историей общества и цивилизации. Экстралингвистическими факторами объясняются многие языковые явления (например, заимствования). Внутренняя сторона – языковые механизмы. Внешние факторы никакую роль в развитии яз не оказывают. Аналогия – шахматная игра. Пришла из Персии. Фигуры из дерева, могут быть из слоновой кости. Но уменьшать кол-во фигур или менять правила нельзя, т.к. это глубоко затронет саму грамматику игры. Соответственно выделяет Лингв внешняя и лингв внутр.

3. Дихотомия синхр и диахр. Для выявления существенных черт организации языка Соссюр предлагает разграничить синхронную и диахронную ось изучения языковых фактов. Изучая яз явление нужно выбрать аспект: синхронный – ось одновременности (все элементы в их связях и отношениях. Исключено вмешательство фактора времени), диахронный – ось последовательности (рассмотрение языка в его исторической эволюции, значимость фактора времени, но нельзя увидеть больше одной вещи за раз). Приоритет лингвистики синхронической: *для носителей яз только синхрония явл. подлинным фактом его существования.

Рассматривая внутреннее устройство языка, Соссюр, по сути, подошел к проблеме национального своеобразия языка, отталкиваясь при этом не от менталитета народа (как В. фон Гумбольдт), а от специфики системно-структурной организации языка. Обосновал разделение диахронного и синхронного анализа.

17. Общая характеристика современного языкознания. Основные аспекты изучения языка.

Появляется поли парадигмальный подход (язык в различных направлениях: функциональный аспект - методика дискурсивного анализа). Системным является антропоцентрический подход, основатель Вильгельм фон Гумбольдт, лингвистика поворачивается в сторону изучения человеческого фактора в языке. Появляются интегративные науки: когнитивная лингвистика - лингвокогнитивный анализ (как в языке отражаются результаты познавательной деятельности), лингво культурология, этно лингвистика, социолингвистика - связь языка с обществом, психолингвистика. Вслед за Гумбольдтом учёные говорят, что слово - это не фотография, а преломление видение предмета, которое вписано в особенности верования, вида деятельности.

Основные теоретические проблемы современного языкознания касаются вопросов: происхождения языка,

• взаимосвязи языка и мышления, Лингвистов интересует как отражается в язчеловеч-ий фактор

• соотношения языка и речи,

• характера и особенностей знаковой природы языка, его внутреннего устройства, закономерностей его развития и функционирования в обществе, Новейшее языкознание одинаково интересуется как внутренней структурой языка, так и влиянием на неё среды, в которой функционирует и развивается языковая система (человек, этнос, социум).

• связи языка и культуры;

Становление антропоцентрич-ой парадигмы.

Появллингвокульторологич подход к изуч-ю яз

Приоритет по-прежнему отдаётся звучащей речи, при этом преимущественно спонтанной. Но вместе с этим активно разрабатываются проблемы понимания письменных текстов

Признавая приоритет синхронного подхода к описанию языка, оно считает также весьма необходимым изучение языка в его истории (диахронии).

Основные методы современного языкознания:

* структурно-системный подход изучения языка; основные методы в рамках этого подхода (методика дискурсивного анализа);

* экспериментальные методы в языкознании: метод лингвистического и психолингвистического эксперимента (Появление социолингвистики и психолингвистики.Новые методы анализа проблем речепорождения);

* антропологический подход к изучению языка (Лингвистика начала разворачиваться в сторону изучения человеческого фактора в языке): метод концептуального анализа (Появление когнитивной лингвистики.Метода лингвоконцептуального анализа как своеобразное отражение в языке познавательной деятельности человека);

в) изучение языка в лингвокультурологическом аспекте (Появление лингвокультурологии (показывает как отражаются в языке культурные явления),этнолингвистика, или лингвистическая антропология, социолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, линвистика текста,математической лингвистики, разных областей прикладной лингвистики.

18.Проблема языка и речи в современном языкознании.

Большинство ученых считают главной проблемой предмета изучения (т.е языка)-двойственность.

Гумбольдт говорил о том, что язык - готовый продукт речи (см. конспект)

Соссюр разграничивает понятия язык и речь достигается путем бинарных противопоставлений (см. конспект)

Выделяются следующие факторы:

1) Язык- явление психическое. Речь- психофизическое.

2) Язык-система знаков, речь-ассистемная.

3) Язык-явление социальное. Речь-индивидуальное.

Современная лингвистика, исследуя рассматриваемые понятия, пришла к следующему их пониманию.

Язык – система объективно существующих социально закрепленных знаков (соотносящих понятийное содержание и звучание), а также система правил их сочетаемости и употребления.

Что значит: язык существует объективно? Социально закреплен? Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени всё разнообразие диалектов, разнообразие классовой, сословной и профессиональной речи, устную и письменную формы речи. Нет языка индивида, потому что он объединяет индивидов.

Речь – это последовательность знаков языка, построенная по его законам из его “материала” и в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания (мыслей, чувств, воли). Речь можно рассматривать с разных точек зрения: она бывает устной и письменной, внешней и внутренней и т.д.

Язык и речь едины. Средства общения, взятые в отвлечении от их применения, мы называем языком. А те же самые средства общения, конкретно примененные, мы называем речью. Язык реализует свои возможности в речи. Средства общения в возможности (потенции) – язык. Они же в использовании, в реализации – речь. “Речь – это язык в действии”, - писал С. Л. Рубинштейн.

Языкознание ХХ века, признавая единство языка и речи, убедилось в коренном различии между двумя явлениями.

Язык и речь противопоставляются в современной лингвистике по разным основаниям.

1. Язык идеален, абстрактен, а речь материальна, конкретна. Язык, как любое идеальное явление, хранится в нашем сознании, памяти. Это система знаков, а всякий знак – это абстракция. Абстракция в языке присутствует в любом языковом факте, но ее характер может быть различным:

а) лексическая абстракция состоит в том, что слово не прямо соотнесено с вещью, но с целым классом вещей - с понятием (книга, дом);

б) грамматическая абстракция, например: значение предметности у имен существительных (столик, красота, бег);

в) фонетическая абстракция: одна фонема как единица языка может быть реализована в разных звуках речи.

Речь есть материальная форма существования языка, мы видим (и пишем) буквы в письменной речи, произносим и слышим звуки устной речи.

2. Речь первична, язык вторичен. Речь существовала и существует в действительности. Ею пользовались в первобытном обществе, когда еще не сложился язык. Язык как система знаков усилиями исследователей был извлечен из речи.

3. Язык воспроизводим. Мы можем знания о нем передавать из поколения в поколение, от учителя к ученику. Речь неповторима, она каждый раз по-новому создается, развертывается во времени и пространстве. Каждый акт речевой деятельности есть всегда творческий акт.

4. Язык - некая совокупность единиц и правил обращения с ними, которая хранится в нашем сознании и может быть использована. Язык потенциален, он весь - возможность.

А речь - деятельность, в которой мы используем единицы и правила. Возможности языка реализуются в речи. Речь актуальна как реализация языковой системы, языковой потенции, в речи мы делаем выбор в зависимости от ситуации общения и употребляем именно эту, нужную здесь и сейчас единицу языка.

5. Система языка конечна, поэтому она поддается описанию, изучению, например, мы точно знаем, сколько гласных звуков в том или ином языке.

 Речь бесконечна. Одна информация может быть передана разными языковыми средствами в зависимости от речевой ситуации. Одна единица языка, повторенная каждым из нас много раз, с точки зрения речи не будет повторяться: у нас разные речевые аппараты, и даже один человек не может повторить сказанное, потому что время изменилось.

6. Язык развивается эволюционным путем. Он относительно статичен и пассивен. Благодаря этому мы можем понять древнерусские летописи, написанные много веков назад. Речь динамична и активна. Развитие языка обнаруживается в речи. Живая речь - это форма развития языка, она отражает меняющуюся действительность, поэтому сама всегда в движении. Если факт речи приобретает некое постоянство, он постепенно становится фактом языка. Например, новое слово, созданное кем-либо, может войти в общее употребление и стать неологизмом языка.

7. Язык и речь не существуют вне человека. Но язык - это явление социальное и объективное. Как общественный продукт и средство взаимопонимания людей, язык усваивается каждым индивидом в готовом виде и не зависит от человека, который на нем говорит. Он находится “вне воли тех, кто им обладает” (Ф. де Соссюр).

Природа речи сложнее: она социальнаииндивидуальна одновременно.

Речь противопоставлена языку как явление субъективное, индивидуальное. Каждый акт речи имеет своего автора — говорящего или пишущего, создающего речь по своему усмотрению. В речи человек сам выбирает один из всех возможных языковых вариантов или даже создает свой по языковой модели (пушкинское "огончарован"). Единицы языка по воле автора могут приобретать такие значения, которых они не имеют в языке ("Отговорила роща золотая…").

     Социальная природа речи состоит:

1) во-первых, в том, что она является частью общественной деятельности человека, значит, определяется некими объективными, не зависящими от человека условиями;

2) во-вторых, личность вступает в общение как представитель социума, который использует единый язык общения, имеет определенный социальный статус и играет конкретную социальная роль.

8. Язык имеет уровневую организацию, иерархию, включающую ярусы фонетический, лексический и др.

Речь линейна, это последовательность лингвистических единиц в акте общения, в пространстве и во времени: звук следует за звуком - и рождается слово, слово за словом - словосочетание или предложение. В речи нельзя одновременно произнести два слова.

9. Язык нормативен, в нем не может быть ошибок. Язык — это своего рода кодекс, "навязываемый" обществом всем его членам в качестве обязательной нормы.

 В речи же, в процессе употребления единиц языка, могут возникать ошибки и неточности, связанные с незнанием правил, следовательно, речь может быть ненормативна.

20. Язык как структура. Учение о парадигматике и синтагматике в современном языкознании.

Уровни языковой системы языка – части общей системы языка, каждая из которых организована определенным набором, совокупность единиц языка, правил их сочетаемости и объединения в определенные группы, пласты, благодаря кот. каждый уровень языковой системы организован:

1. Фонетико-фонологический.

2. Лексический

3. Синтаксический.

Единицы языка связанны определенными отношениями.

Структура языка - совокупность связей и отношений, в которые вступает единицы языка. В языковой системе есть разные уровни.

Типы отношений:

       1. Иерархические - тип системных отношений между единицами разных уровней. Каждая единица высшего уровня состоит из единиц низшего уровня.

2. Синтагматические – тип системных отношений между единицами одного уровня языковой системы, определяющий характер их линейной последовательности, сочетаемости. Эти отношения проявляются в законах фонетической сочетаемости (на фонологическом уровне), в законах сочетаемости морфем (на морфемном уровне), в законах лексической сочетаемости (на лексическом уровне), на грамм. ур.: согласование, управление, примыкание).

3. Парадигматические – тип системных отношений между единицами одного уровня языковой системы, в основе которых лежат отношения сходства и противопоставленности между единицами одного уровня языка (многозначность, омонимы и т д).

Ряд языковых единиц, связанных этими отношениями называется парадигматический ряд.

Эти отношения существуют в нашем сознании и позволяют выбрать нужную языковую единицу. Эти отношения не линейны, не одновременны в потоке речи. Представляют собой отношения между элементами языка, объединяемые в сознаии, памяти его носителей определенной ассоциативной связью.

Для того, чтобы построить речевую цепь, говорящий или пишущий вынужден делать выбор нужных единиц языка и затрагивать, таким образом, парадигматические отношения и парадигмы. Теория языка объясняет, что единицы языка организуются в речевую последовательность не по прихоти автора речи, а по законам языковой структуры, в соответствии с сочетательными возможностями фонем, морфем, слов и т.д. Каждый элемент, каждая единица способны вступить в линейную связь с другими единицами, другими элементами, и эти связи регулируются синтагматическими закономерностями языковой структуры. Поэтому без изучения и понимания синтагматики языка не может быть изучена и понятна языковая структура в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.78 (0.111 с.)