Психолингвистическое направление в языкознании. Лингвистическое учение А. А. Потебни, его значение для современного языкознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолингвистическое направление в языкознании. Лингвистическое учение А. А. Потебни, его значение для современного языкознания.



На становление психологического направления большое влияние оказала ассоциативная психология немецкого философа, психолога, педагога Гербарта.

Ассоциативная связь представлений различна.

Может осуществляться в виде апперцепции (познание и восприятие нового в опоре на то, что уже было в представлении).

Основная идея народой психологии тесно связана с учением Гумбольдта о народном духе. Следовательно, язык не должен относиться к числу психологических наук.

Потебня – крупнейший исследователь в области РЯ, поэзии и фольклора, а так же общего языкознания. Он занимался вопросами философии яз, общего языкознания, морфологии, фонетики, синтаксиса. Наиболее известные исследования: Мысль и язык; Из записок по русской грамматике; К истории звуков русского языка; Из лекций по теории словесности, Этимологические заметки и пр.

Рассматривает язык как целое, говорит о двойственной природе языка. Изучает речевую деятельность, в речи совершается действительная жизнь слова. Подходит к соотношению языка и речи с позиций психологизма. Развитие языка обусловлено развитием индивидуального человеческого мышления. В процессе речевой деятельности происходит постоянное обновление языка, изначально заложенного в человеке в качестве творческого потенциала.

Язык – универсальная знаковая система. В процессе речевой деятельности происходит постоянное обновление языка.

Основная научная деят-ть Потебни: проблема связи языка и мышления, как мысль человеческая рождается в языке, и как они соотносятся друг с другом.

Вслед за Гумбольдтом говорит о тесной связи языка и мышления. Язык - не только средство выражения, но и средство её формирования. Потебня считает, что в начале человеческого развития мысль человеческая не доросла до слова, она бесформенна и может структурироваться за конкретным знаком. Говоря о тесной связи языка и мышления подчёркивает, что язык и мышление - это не тождественные понятия. В начале человеческого развития мысль не доросла до слова, поэтому сначала были звукоподражательные слова. В процессе филогенетического развития человека мысль дорастает до слова и становится более оформленной. На определённом этапе развития мышления, на высшей стадии отвлеченной мысль может покинуть слово, начинает искать опоры в другом знаке, например, в математической формуле, музыке, танце, живописи. Но мысль человеческая возвращается к слову, ищет в нем опору, возвращается тогда, кода задача является сложной, нестандартной, например, ученицы балетных школ учили на, но не могли запомнить, запомнили, когда поговаривали вслух движения. Язык - это универсальная знаковая система, потому что любую мысль мы можем выразить посредством языка.

Основополагающей идеей Потебни является положение об активной роли языка в становлении значений человека в знании об окружающем мире. Через язык человек получает изначальную культур мысли. Язык закладывает в нас наивные основы классификации действительности. В слове совершается акт познания.

Слово живет в конкретном речевом акте, в конкретном акте мысли. Слово может иметь не более 1 значения и это то значение, которое оно получает в речи.

Отрицает многозначность, говорит, что это одно звучность. В слове совершается акт познания, значение слова для говорящего и слушающего не одно и то же. Слово, которое слышит слушающий, служит для развертывания его собственной мысли.

Путь говорящего: х - А - а

Путь слушающего: а - А - х

А - то, что было в жизненном опыте человека

а – образ, заложенные в слове-знаке, единое объективное звено – внутренняя форма

Х - познаваемое, то что неизвестно

Н: Абажур для ребёнка арбуз.

Секретарша - женщина, которая секретничает.

Это формула значения, создания слова и текста. Слово и текст создаются по одним и тем же законам.

Учение о ВФС. В основе акта познания лежит апперцепции. То есть познание нового через уже известное. ВФС - образ, который лежит в основе познания. В мотивированном слове-знаке 3 компонента:

1. внешняя форма - фонетический и структурный облик слова;

2. содержание;

3. внутренняя форма.

Характерные особенности вфс:

1. Во вфс чаще всего отражается не самый главный признак предмета, а тот, который бросился в глаза в момент первого знакомства. В этом проявляется избирательность процесса номинации. И в то же время известная субъективность выбора признака.

 Н: в рус. языке «радуга» (дуга – актуален признак формы), в укр. языке «веселка» (весной – актуален признак времени года, когда появляется радуга).

2. Вфс обладает национально-культурной специфичностью. Носителю языка признак в основе номинации подсказан образом жизни, географическими и климатическими условиями, обычаями и традициями.

Н: Созвездие большой медведицы в разных языках:

У татар «Семь грабителей»

У рус «Большая медведица»

У финно-угорцев «кичига» и тд.

3. Вфс необходима слову в момент номинации. Для дальнейшего функционирования вфс необязательная, потому что она не исчерпывает всего значения слова. Она отражает лишь один признак, и порой не обязательно существенный. Деэтимологизация – процесс утраты словом внутренней формы. Мотивированные слова переходят в немотивированные. Эта утрата способствует семантическому обогащению.

Н: Чернила – (в начале) жидкость черного цвета, предназначенная для письма

                   (потом) любая жидкость, предназначенная для письма.

Стол - стлать.

Причины утраты вфс:

1. Вфс вступает в противоречие с лз

2. Исчезновение из языка производящей основы.

Колесо - коло - круг

3. Стилистическое размежевание производящего и производного. Очник - очи.

4. Вфс не исчерпывает всего значения слова, она указывает только на 1 признак, который лег в основу номинации.

Тенденцию к мотивированности слова Потебня рассматривает как проявление поэтичности языкового мышления. Потому что в ВФС отражается, как образно представлялась мысль о данном предмете в момент его называния.

Тенденция к немотивированности слова – проявление прозаичности языкового мышления.

Н: Если я вижу дым, то я могу заключить, что где-то есть огонь. Следовательно, дым – знак огня.

Н: «верста» - только потому может иметь определенное пространственное значение (1,06 км), что прежде это слово имело значение «борезда» - оборот плуга. И по сколько расстояние мерилось от борозды до борозды, слово «верста» приобрела пространственность значения.

Внрутр. Ф. слова может меняться с течением времени. Каждое предшествующее слову в ряду последующих – есть его внутренняя форма.

Н: Свидетели - словообразовательое от видеть, раньше было от ведать – реэтимологизация – процесс восстановления внутренней формы слова.

Учение о значении слова. ВФ одной стороной обращена к ПВ, к внешней форме слова, потому что признак, который она характеризует, закреплен во внешней звковой оболочке. А другой стороной обращена к ПС, потому что является знаком значения.

Н: Подснежник – травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.

В смысловой структуре слова выделяется 2 значения:

1. ближайшее, этимологическое. Оно соответствует содержанию признака, который отображен во внутр. форме слова. Данное значение присуще только словам, мотивированным с синхронной точки зрения. А у слов, утративших внутреннюю форму - может быть выявлено путем этимологического анализа.

Н: Стол – с диахронной точки зрения – нечто постланное.

2. Общенародное значение - тот объем содержательных компонентов, который доступен для большинства носителей языка.

3. Дальнейшее значение - зависит от индивидуальных знаний.

Н: Подснежник – растение (для ботаника)

Подснежник (сон-трава) –для врача

Значение учений Потебни. Учение о ВФС позволило по-новому взглянуть о механизмах функционирования мотивированных и немотивированных языковых единиц. Мотивационное значение, которое выражается мотивационным перифразом, объяснением через производящее.

Значимость учения о значении слова для лексикологии. Ограничил объем лексического значения слова. ЛЗ должно ограничиваться общенародным значением.   

 Поднимает проблему психологической реальности значения, важную для современной психолингвистики: в каком объеме хранится значение слова в сознании каждого?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.01 с.)