Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолингвистическое направление в языкознании. Лингвистическое учение А. А. Потебни, его значение для современного языкознания.
На становление психологического направления большое влияние оказала ассоциативная психология немецкого философа, психолога, педагога Гербарта. Ассоциативная связь представлений различна. Может осуществляться в виде апперцепции (познание и восприятие нового в опоре на то, что уже было в представлении). Основная идея народой психологии тесно связана с учением Гумбольдта о народном духе. Следовательно, язык не должен относиться к числу психологических наук. Потебня – крупнейший исследователь в области РЯ, поэзии и фольклора, а так же общего языкознания. Он занимался вопросами философии яз, общего языкознания, морфологии, фонетики, синтаксиса. Наиболее известные исследования: Мысль и язык; Из записок по русской грамматике; К истории звуков русского языка; Из лекций по теории словесности, Этимологические заметки и пр. Рассматривает язык как целое, говорит о двойственной природе языка. Изучает речевую деятельность, в речи совершается действительная жизнь слова. Подходит к соотношению языка и речи с позиций психологизма. Развитие языка обусловлено развитием индивидуального человеческого мышления. В процессе речевой деятельности происходит постоянное обновление языка, изначально заложенного в человеке в качестве творческого потенциала. Язык – универсальная знаковая система. В процессе речевой деятельности происходит постоянное обновление языка. Основная научная деят-ть Потебни: проблема связи языка и мышления, как мысль человеческая рождается в языке, и как они соотносятся друг с другом. Вслед за Гумбольдтом говорит о тесной связи языка и мышления. Язык - не только средство выражения, но и средство её формирования. Потебня считает, что в начале человеческого развития мысль человеческая не доросла до слова, она бесформенна и может структурироваться за конкретным знаком. Говоря о тесной связи языка и мышления подчёркивает, что язык и мышление - это не тождественные понятия. В начале человеческого развития мысль не доросла до слова, поэтому сначала были звукоподражательные слова. В процессе филогенетического развития человека мысль дорастает до слова и становится более оформленной. На определённом этапе развития мышления, на высшей стадии отвлеченной мысль может покинуть слово, начинает искать опоры в другом знаке, например, в математической формуле, музыке, танце, живописи. Но мысль человеческая возвращается к слову, ищет в нем опору, возвращается тогда, кода задача является сложной, нестандартной, например, ученицы балетных школ учили на, но не могли запомнить, запомнили, когда поговаривали вслух движения. Язык - это универсальная знаковая система, потому что любую мысль мы можем выразить посредством языка.
Основополагающей идеей Потебни является положение об активной роли языка в становлении значений человека в знании об окружающем мире. Через язык человек получает изначальную культур мысли. Язык закладывает в нас наивные основы классификации действительности. В слове совершается акт познания. Слово живет в конкретном речевом акте, в конкретном акте мысли. Слово может иметь не более 1 значения и это то значение, которое оно получает в речи. Отрицает многозначность, говорит, что это одно звучность. В слове совершается акт познания, значение слова для говорящего и слушающего не одно и то же. Слово, которое слышит слушающий, служит для развертывания его собственной мысли. Путь говорящего: х - А - а Путь слушающего: а - А - х А - то, что было в жизненном опыте человека а – образ, заложенные в слове-знаке, единое объективное звено – внутренняя форма Х - познаваемое, то что неизвестно Н: Абажур для ребёнка арбуз. Секретарша - женщина, которая секретничает. Это формула значения, создания слова и текста. Слово и текст создаются по одним и тем же законам. Учение о ВФС. В основе акта познания лежит апперцепции. То есть познание нового через уже известное. ВФС - образ, который лежит в основе познания. В мотивированном слове-знаке 3 компонента: 1. внешняя форма - фонетический и структурный облик слова; 2. содержание; 3. внутренняя форма. Характерные особенности вфс: 1. Во вфс чаще всего отражается не самый главный признак предмета, а тот, который бросился в глаза в момент первого знакомства. В этом проявляется избирательность процесса номинации. И в то же время известная субъективность выбора признака.
Н: в рус. языке «радуга» (дуга – актуален признак формы), в укр. языке «веселка» (весной – актуален признак времени года, когда появляется радуга). 2. Вфс обладает национально-культурной специфичностью. Носителю языка признак в основе номинации подсказан образом жизни, географическими и климатическими условиями, обычаями и традициями. Н: Созвездие большой медведицы в разных языках: У татар «Семь грабителей» У рус «Большая медведица» У финно-угорцев «кичига» и тд. 3. Вфс необходима слову в момент номинации. Для дальнейшего функционирования вфс необязательная, потому что она не исчерпывает всего значения слова. Она отражает лишь один признак, и порой не обязательно существенный. Деэтимологизация – процесс утраты словом внутренней формы. Мотивированные слова переходят в немотивированные. Эта утрата способствует семантическому обогащению. Н: Чернила – (в начале) жидкость черного цвета, предназначенная для письма (потом) любая жидкость, предназначенная для письма. Стол - стлать. Причины утраты вфс: 1. Вфс вступает в противоречие с лз 2. Исчезновение из языка производящей основы. Колесо - коло - круг 3. Стилистическое размежевание производящего и производного. Очник - очи. 4. Вфс не исчерпывает всего значения слова, она указывает только на 1 признак, который лег в основу номинации. Тенденцию к мотивированности слова Потебня рассматривает как проявление поэтичности языкового мышления. Потому что в ВФС отражается, как образно представлялась мысль о данном предмете в момент его называния. Тенденция к немотивированности слова – проявление прозаичности языкового мышления. Н: Если я вижу дым, то я могу заключить, что где-то есть огонь. Следовательно, дым – знак огня. Н: «верста» - только потому может иметь определенное пространственное значение (1,06 км), что прежде это слово имело значение «борезда» - оборот плуга. И по сколько расстояние мерилось от борозды до борозды, слово «верста» приобрела пространственность значения. Внрутр. Ф. слова может меняться с течением времени. Каждое предшествующее слову в ряду последующих – есть его внутренняя форма. Н: Свидетели - словообразовательое от видеть, раньше было от ведать – реэтимологизация – процесс восстановления внутренней формы слова. Учение о значении слова. ВФ одной стороной обращена к ПВ, к внешней форме слова, потому что признак, который она характеризует, закреплен во внешней звковой оболочке. А другой стороной обращена к ПС, потому что является знаком значения. Н: Подснежник – травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега. В смысловой структуре слова выделяется 2 значения: 1. ближайшее, этимологическое. Оно соответствует содержанию признака, который отображен во внутр. форме слова. Данное значение присуще только словам, мотивированным с синхронной точки зрения. А у слов, утративших внутреннюю форму - может быть выявлено путем этимологического анализа. Н: Стол – с диахронной точки зрения – нечто постланное. 2. Общенародное значение - тот объем содержательных компонентов, который доступен для большинства носителей языка. 3. Дальнейшее значение - зависит от индивидуальных знаний. Н: Подснежник – растение (для ботаника) Подснежник (сон-трава) –для врача Значение учений Потебни. Учение о ВФС позволило по-новому взглянуть о механизмах функционирования мотивированных и немотивированных языковых единиц. Мотивационное значение, которое выражается мотивационным перифразом, объяснением через производящее. Значимость учения о значении слова для лексикологии. Ограничил объем лексического значения слова. ЛЗ должно ограничиваться общенародным значением. Поднимает проблему психологической реальности значения, важную для современной психолингвистики: в каком объеме хранится значение слова в сознании каждого?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.01 с.) |