Полипарадигмальный подход ( с 80-х до наст.вр) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полипарадигмальный подход ( с 80-х до наст.вр)



- Системным является антропоцентрический подход, основатель Вильгельм фон Гумбольдт, лингвистика поворачивается в сторону изучения человеческого фактора в языке.

- Появляется метод лингвокогнитивного (как в языке отражаются результаты познавательной деятельности) и концептуального анализа.

- Интегративные науки: когнитивная лингвистика, лингвокультурология, этнолингвистика, социолингвистика, психолингвистика.

- Изучение функционального аспекта языка 9 методика дискурсивного анализа).

3. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Филологический 5 век до нашей эры - 14 век:

- Языкознание дневного мира (Греции, Рима, древнеиндийское, древнеарабское)

- Языкознание средних веков (до возражения)

Общие черты в рамках этого периода:

собственно языкознания как науки ещё нет, открытия сделаны в рамках филологии или философии.

Лингвистические знания имеют чисто прикладной характер (создание грамматики ПАнини - санскрит начал отличаться от современных индийских диалектов, пракриты.Дневные греки создают основы грамматической классификации - территория Греции увеличивается, необходимо обучение людей греческому языку).

Ограниченность лингвистического кругозора исследований (обычно в рамках 1 языка).

Лингвистическая наука Древней Индии

Считается колыбелью языкознания. Возникает интерес в 4 веке до н.э. изучение было вызвано практическими целями: воспроизведение и запись священных гимнов (веды), стремление нормализовать санскрит - единый язык Древней Индии.пракриты – диалекты были очень непохожи на классический санскрит. Различия с диалектами требовало создания словарей, грамматик. Лингвистические памятники - Веданги - трактаты по фонетики, грамматике, этимологии, астрономии.

Задачи грамматики:

1. сохранение санскрита в его традиционной форме

2. Образовывать от слов санскрита грамматические формы

3. Приобретение определённых знаний о фонетике, грамматики

Начало изучения связывают с именем ПАнини (5 - 6 век до н.э.) - автор первой нормативной грамматики классического санскрита. Грамматика Панини– 3996 сутр, стихотворных правил, поэтический труд. Такое изложение - традиция. Системы нет. Автор строит анализ языковых средств на принципе сходства и различия между ними, сравнивает санскрит с диалектами, выявляет специфические особенности языка вед. Грамматика реализует принцип анограммы (сочетание звуков ключевого слова закономерно повторяется на протяжении всего текста), фигура этимологии (столкновение в узком контексте слов, имеющих одинаковое происхождение. Эти приёмы направлены на сокрализацию текста. Правила, сутры имеют вид поражающего алгоритма - правило даётся в виде мнемонического приёма (чтобы легче было запомнить). Важной единицей признаётся предложение, слово не признаётся самостоятельной единицей. Выделяет 4 части речи: имя, глагол, частицы, предлоги. Имя и глагол в сочетании дают предложение. Способы словоизменения: склонение, спряжение, выделяет 7 падежей. Много внимания уделяет членению слова на морфемы (словообразованию). Этому способствует прозрачная форма слова (корень, суффикс, окончание). Закладывает основу морфемного анализа, называет её разложением. Каждое слово имеет глагольный корень, бывают случаи, когда имена образуются от глагола по особым правилам - без суффикса имени - уничтожение (нулевой суффикс), нулевое окончание. Приводит список асег глагольных корней и аффиксов. Это заложило основу этимологического анализа. Главная заслуга Панини в том, что он пишел к морфемному анализу. Большое внимание уделяет фонетике. Разграничивает звук и букву. Звуки делит на гласные и согласные: сближением и смыканием органов речи. Выделяет пполугласные звуки, даёт понятие об артикуляции: мягкое небо, твердое небо, альвиолы, корень середину и кончик языка. Выделяет слог, в котором ведущая роль гласного. У Панини были последователи, которые расширили труд. Составляли словари. Первый словарь - список непонятных слов, употребленнх в ведах

АНТИЧНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.

Изначально является составной частью философии. Некоторые открытия в области языка сделаны древнегреческими философами.

Чаще всего понимают греко-латинскую цивилизацию. (Древ. Греция+ Древ. Рим 4-5 в до н.э.).

Философский подход к языкознанию. Проблема происхождения человеческого языка, проблема взаимоотношения слов и вещей. Создан ли язык по природе или по установлению. Рассматривали проблему происхождения, взаимоотношения слова и вещей, грамматическое учение.

Теория наименований волновала греков и велась в 2-ух направлениях:

1) Связь между словом и предметом природная

2) Связь между словом и предметом условная

Теории происхождения:

1. Фюсеисты (природная теория).

К ним относится Гераклит и его последователи.

Связь между словом и вещью - природная, свойства вещи отражается в названии. Природа сама создала имена.

Фюсеисты опирались на звукоподражательные слова и на звукосимволизм.

Доказательства:

1.Они полагали, что в звуковой оболочке слова отражается впечталение, которые человек получает от вещи.

Н: М’эл (мед) – приятно и сладостно действует на наш слух, как и мед действует на наш вкус.

2.Имя и глагол – есть звуки, а звуки – явления природы.

3. люди не могут произвольно изменить название.

4. проклятие и молитвы действуют на названных людей, потому что их имена связаны с их природой.

2. Тесеисты (по договору, по установлению).

К ним относится Демокрит и его сторонники. –

Они придерживаются мнения, что связь между вещью и именем чисто формальная, условная, люди договорились, что и как называть.

Доказательства:

 1. Если бы все названия давались по природе, то у разных вещей не могло бы быть одинаковых названий. Равноименность (омонимия и полисемия). 

2. Различные имена не могли бы прилагаться к одной вещи. Многоименность (синонимия). 

3. Невозможно было бы переименовывать людей.

4. Многие вещи вообще безымянные, языковые лакуны.

Спор получил отражение в диалоге Платона "Кратил или о правильности имён". В диалоге 3 действующих лица: Сократ, Кратил и Гермоген.

Гермоген - тесеист и Кратил-фюсеист.

Кратил: вещи связаны с природой

Гермоген: человек вмешивается в процесс наименования и имя дается вещи по согласованию.

Сократ старается хронологически дифференцировать разные точки зрения на теорию наименования. Слова сначала творились Номатетом (творцом). Номатет напрямую вкладывал свойство вещи в имя. В этих словах заложены истины (этимоны). Сотворенные на первом этапе имена попадали к людям, люди начинали использовать слова как разменную монету, не задумываясь об истинах, которые были в них сокрыты. Связь между словом и вещью стала условной. Поэтому:

Т зр. Кратила – начальный период возникновения имен.

Т. зр. Гермогена – поздний период наименования.

Сократ: задача этимолога - выяснить истины. В диалоге рассматривается основной принцип наименования - изображение. Механизмы номинации - проблема, поднятая греками. Это заложило основы ономасиологии (принципы номинации).

Античное грамматическое искусство развивается из греческих философских трактатов.

Грамматика – наука

                  - ремесло

                  - искусство.

Задачи грамматики - установление норм л.я., обучение умению читать, писать и понимать прочитанное.

 Аристотеля отмечает, что "грамматика есть искусство понимать поэтов и историков, руководящих формой речи в соответствии с обиходом и аналогией.

Диомед выделял в грамматике 2 части:

1)экзегетика (изъяснительная часть, которая касается чтения)

2)ористика (определительная часть, даёт наставления, разделы части речи, достоинства/недостатки стиля).

Грамматика и грамматическая наука должны быть посвещены созданию и интерпретации письменных текстов.

Грамматика вытекает из философии находится под влиянием логики, потому что языковые категории заменяются логическими.

Аристотель – создатель грамматического учения, создатель формальной логики, основоположник логического направления в языкознании. 

Рассматривает язык как проявление сложившийся системы деятельности. Язык - отдельный предмет исследования.

Закладывает основы системного изучения языка (из звуков строятся слогисловапредложения).

В поэтике разрабатывает грамматическую терминологию и выделяет (элемент, слог, союз, имя, глагол, член, артикль, предлоги, падеж), учение о частях речи.

Спорит с Платоном, истина и ложь заключены в построении предложения, само слово не может быть не истинным, не ложным.

Под словом понимает символ, который представляет собой единство психического и звукового представления человека.

Выделяет 4 части речи:

•   имя - субъект суждения, слово, о котором что-то утверждается, не имеют оттенков времени, имеют род.

•   глагол - предикат, слово, которое называет, что утверждается об имени, имеет время.

 Глагол и имя могут варьироваться, иметь падеж.

АЛЕКСАНДРИЯ

Грамматическое искусство больших успехов достигло в Александрии. Представители: Дионисий Фракиец, Деметрий Хлор, Аристарх Самофракийский. Они создали грамматич. учение.

Практические цели: стремление создать такую грамматику, которая смогла бы сохранить в чистоте язык Гомера.

Грамматическая концепция александрийской школы (по Дионисию Фракийскому): - Грамматика есть осведомленность о том, что говорится у поэтов и прозаиков.

- Грамматика есть осведомленность в текстах, а с другой - систематическое руководство в построении речи.

2 части в грамматике у Дионисия: звуки речи и грамматическая классификация слов. Предложение как соединение слов, выражающих законченную мысль. Понятия дифтонгов и монофтонгов, акустические особенности звуков (плавные и аффрикаты), описывает комбинаторные изменения. 

Дионисий выделял 8 ЧР:

 1. Имя - склоняемся часть речи, которая обозначает тело или бестелесную вещь. Может служить названием однородных предметов, мб нарицательными и собственными. Род, число, 5 падежей (прямой, родительный, дательный, винительный и звательный).

2. Глагол. Беспадежная часть речи, которая может принимать время, лицо и число. Выражает действие или страдание.

3. Причастие (причастно имени и глаголу)

4. Местоимение

5. Наречие

 6. Предлог –соединение слов, выражающих законченную мысль.

 7. Союз

8. Член (артикль)

Александрийские грамматики - исчерпывающая система синхронического описания грамматики греческого языка.

Античное языкознание положило начало грамм теории классификации слов, заложило учение о грамм категориях; создаются первые синхронические нормативные грамм-ки; заклад основы лингв терминологии.

НЕДОСТАТКИ Антич периода: зависимость языкознания от философ и логики (умозрит-ть, недостаточ опоры на факты самого яз); замкнутость на одном яз – греч.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (С 14 ПО 18 В.Н.Э.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГРАММАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ «ГРАММАТИКИ ПОР-РОЯЛЯ»).

Это период великих географических открытий, расширяются торговые пространства. Знак-во с другим языками приводит к расширению лингв кругозора. Создаются первые норматив грамм-ки и первые толков словари. Этому способствуют технические достижения, например, книгопечатание. Сам язык становится объектом изучения. Языковой материал начинает сравниваться для выявления общих черт, чтобы заложить основы типологической классификации языков. Данте «О народной речи» ставит вопрос о литературном и народном языке. (Итал. Яз – родной, «Божественную комедию пишет на итал, а не на латыни).

Языковой материал начинает обобщаться в 2 направлениях: генеалогическом и типологическом.

15-16 века. Создаются грамматики венгерского, немецкого, английского, нидерландского, японского. Раме создает грамматику французского. И. Фёдоров работает над созданием «Букварь правильного чтения по слогам».

В 16 веке обобщается языковой материал, языки начинают сравнивать между собой с целью выявления их родства (генеалогическое направление); с целью выявления общих черт (типологическое обобщение). Повышается интерес к изучению древних языков: латинский, древнегреческий.

    Скалигер – голландский лингвист, 1599 г. «Рассуждения о языках европейцев». Сводит европ. Языки к 11 группам. Каждый язык имеет материнский язык (древний). Объединяет их на основе общности лексического фонда. Сравнивает лексему, называющую имена богов. Выделяет 11 групп и базовые ветви: латинский, греческий, германский, славянский и 7 языков-матерей албанский, татарский, финский, ирландский, венгерский, басский, брицкий (финск. и венг. на самом деле родственные).

    Ломоносов «Письмо о сходстве и переменах языков». Оказывается методически прозорливее Скалигера. Отмечает, что нужно брать не любую лексему, а наиб. Древнюю, самую основную. Выделяет родственные и неродственные языки.

Особую роль сыграли сравнительные словари. «Сравнит Словарь языков и народов, собран десницей высочайшей особы» ПаллАса (при участии Ек 2). Включает в себя 185 слов почти по 200-м языкам и диалектам Азии и Европы. Словарь Аделунга и Фатера «Митридат». В качестве иллюстративного материала приводится «Отче наш» почти на 500 языках и диалектах.

17 век. Рациональная философия. Разрабатывается дедуктивный метод – движение от частного к общему. Суть метода: есть языковой материал, из которого выявляются общие тенденции. Появляется мысль о создании общей грамм-ки, которая может быть образцовой. Френсис Бэкон «О достоинстве усовершенствовании науки» («Новый органон») 1605 г: необх. Создать универсальную грамматику, общую для всех языков. Она была бы свободной от недостатков частных языков и была бы вместилишем людских мыслей.

Грамматика Пор-Рояль.

1660 год А. АрнО, К. Лансло «Всеобщая и рациональная грамматика». Содержит основы искусства речи, которые изложены простым ясным языком: логические основы всего того, что есть общего между всеми языками и главные различия между ними, а также многочисленные замечания по французскому языку.

Эта грамм-ка – попытка осмыслить строение и функционирование естественного чел. языка. Цель: выявить механизмы строения языка, особенности функционирования, построить универсальную грамм систему для всех языков, обобщая факты конкретных языков. Основа - романская группа языков, латинский, греческий. Это грамм-ка логико-типологическая, а не сравнительная.Задачи: 1.  Исследовать природу слов, построение, отношения между словами и их значениями. 2.    Выявить общие универсальные принципы, лежащие в основе строения и функционирования человеческого языка. 3. Выявить соотношение связей между категориями и явлениями языка и категориями мышления.

ПОСТУЛАТЫ ГРАМ-КИ: 1. описательный метод при изучении языка недостаточен, т.к не обладает объяснительной силой; 2. стимулом является признание общей логической основы языков.

Грамматика состоит из 2 частей: фонетическая и грамматическая.

Фонетическая состоит из 6 глав. Звуки, буквы греческого, древнееврейского и пр языков, слогоделение. Из-за того, что авторы - универсалисты, идут по пути обобщения. Авторы пытаются вычленить состав общих для многих языков единиц разных уровней.

В 1-ой части – разводят звук и букву. Звук и буква рассматриваются как языковая абстракция.

Во 2 части исследуются принципы, мотивы, лежащие в основе различных типов слов и предложений. План выражения - нечто данное обществом. План содержания - продукт мышления человека. ПВ пассивен, ПС динамичен. Языковой знак изменчив. Изменчивость проявляется в сдвигах между ПВ и ПС. Слова, которые обозначают предметы мысли: субстантивы, артикли, местоимения, причастия, предлоги, наречия, существительные. Слова, которые обозначают процесс: глаголы, союзы, междометия. Роль этих типов слов в процессе речеобразования. Базовые единицы смысла - нечто, подлежащее утверждение + утверждение.

Выявляют тесную связь языка и мышления. Разводят единицы языка и единицы речи. Мышление происходит с помощью языковых знаков. Каждый язык даёт определённый набор моделей распределения единиц смысла относительно единиц речи.

23 глава - морфология. 24 глава - синтаксис.

Грам-ка Пор-Рояль заложила основы типологического изучения языков. Опираясь на законы логики, авторы пытаются выяснить фундаментальные для всех языков законы строения и функционирования.

6. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА.

ПРЕДПОСЫЛКИ: попытки сопоставительного изучения языков; открытие дедуктивного метода; накоплен большой материал по разным языкам (словари), были созданы нормативные грамматики, словари, европейские ученые познакомились с санскритом.

Предшественники:

1. Ломоносов – «Письмо о сходстве и перемене языков». Отмечает, что нужно использовать не любую лексику, а за основу брать лексику основного словарного фонда. Выделял сродственные и несродственные яз.

2. Уильям Джонс – английский гуманист. 1786 г – доклад «Азиатс. …» - о родстве санскрита с кельтским языком. В этих языках есть сходные звуковые и грамматические соответствия. Эти языки имеют общий предок. Впервые используется понятие «языковая семья». Джонс выделяет индоевропейскую семью.

3. Фридрих Шлегель(1772-1829) – книга «О языках и мудрости индийцев» - 1808 г.

•   Мысль о родстве санскрита с латинским, греческим, персидским, германским языками. Вывел родство на основе общности в словарном составе и грамм строе.

•   Он вводит термин «сравнит грамматика».

•   Считает, что санскрит – праязык, из которого возникли все индоевропейские языки (ложное утверждение). По скольку санскрит – идеальный язык, то и все европейские языки тоже идеальны и гармоничны, т.к. созданы в результате вдохновения. Все языки, которые не явл. Индоевропейскими – не гармоничны.

•   Внес вклад в создание языковой типологии. Создает первую в истории типологич. Морфологич. Классификацию языков, которую потом усовершенствует Август Шлейхер.

Шлегель выделил 3 типа языков:

•   Бесформенные языки – Грамматическая структура не развита (нет словоизменительных аффиксов). А ГЗ выражается порядком слов, интонацией. Изолирующие языки (китайский);

•   аффиксальные языки – ГЗ выражается аффиксами. Они однозначны и механически приклеиваются др к др последовательно. В совр они называются аглюнативные языки (татар, башкир);

•   флективные языки – ГЗ выражается внутренней (ист черед) / внешней (окончание) флексией.

Шлегель делит языки на:

 синтетические (ГЗ определяется с помощью средств, которые находятся в самом слове - флексия, суплетивизм);

 аналитические (ГЗ находится за пределами слова - порядок слов, служеб сл, частицы, предлоги).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.048 с.)