Для детей дошкольного и младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста



ПРОГРАММА

«НЕБОЛЕЙКА»

Муниципального образовательного учреждения

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №5»

На основе здоровьесберегающей программы

«Образование и здоровье»

 

                                                                      Составитель:                                                                                           Черногузова Е.В

                                                                      старший воспитатель

 

Юрга 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы………………………………………………………3

Введение……………………………………………………………………5

1.Основные принципы программы………………………………………8

2. Анализ здоровья и физического развития воспитанников…………..10

3. Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы…………………………………………………………………………….15

3.1 Консультативно – информационное образование детей, персонала, родителей…………………………………………………………………………15

3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ…………………………18

3.3 Организация полноценного питания………………………………...20

3.4 Комплексная система физкультурно – оздоровительной работы....21

Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………….24

Приложение 1 «Функциональные обязанности работников дошкольного отделения в рамках реализации Программы «Неболейка»…...26

Приложение 2 «Физкультурно – оздоровительная работа»……………29

Приложение 3 «Новые подходы, используемые в физкультурно – оздоровительной работе дошкольного отделения»…………………………...31

Приложение 4 «Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов дошкольного отделения ОУ»…………………………………..32

Приложение 5 «Стратегический план улучшения здоровья детей дошкольного отделения МОУ «Начальная школа – детский сад №5»………35

Приложение 6 «Планирование методической деятельности»………...37

Приложение 7 «Фотоматериал»………………………………………….39

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Программа «Неболейка» на 2011-2015 гг.
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения Педагогический совет №4 от 29.04. 2011г.   Педагогический совет № 1 от 31.08.2011г.
Основание для разработки Программы Высокая заболеваемость детей. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в  проведении физкультурно-оздоровительной работы и  профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ..
Исполнители Программы Педагоги, старшая медсестра, дети, родители  
Важнейшие целевые индикаторы Программы 1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий. 2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях). 3. Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению. 4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы
Сроки и этапы реализации Программы Программа рассчитана на 2011-2015гг. 1-й этап- аналитический, апрель-май 2011г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2008-2011гг 2-й этап- разработка проекта программы – май- ноябрь  2011г. 3-й этап- внедрение программы- 2011-2015гг 4-й этап – итогово - диагностический – апрель-май 2015г.
Ожидаемые конечные результаты 1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей  в сохранении и укреплении здоровья детей. 2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.  3. Сформированная система контроля выполнения задач программы «Неболейка».  4. Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников дошкольного отделения. 5. Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком до 3-х дней:
Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией Директор МОУ «Начальная школа – детский сад №5» (дошкольного отделения)

ВВЕДЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование»  является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева) [11]

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. В 2011 -2012 учебном году вводится новый норматив занятий физической культурой - не менее трёх занятий в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.[15]

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на  сохранение и укрепление здоровья детей.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.[1]

Разработка педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад №5» этой программы, привела коллектив дошкольного отделения к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей  в  вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и  их валеологическом просвещении. Роль педагога дошкольного отделения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.  

Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в г.Юрга. Природно – климатические условия Юрги в сочетании с экологическим неблагополучием (наличие в городе предприятий с вредным производством), предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому значительное количество детей дошкольного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Программа «Неболейка» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре­деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель­ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном отделении практически здоровые дети составляют 5%.

Цель программы:  сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

  Задачи:

1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5%, за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

3. Разработка системы медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения.

Оздоровительной работы

3.1  Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей.

Администрацией совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования  у детей  - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

§ Привитие стойких гигиенических навыков;

§ Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

§ Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;

§ Формирование привычки ежедневных физических упражнений;

§ Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;

§ Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

§ Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;

§ Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);

§ Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;

§ Предоставление дополнительных услуг для детей (работа кружка оздоровительной направленности «Экология»;

§ Проведение тематических занятий на группах;

§ Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);

§ Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.

Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по с озданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.

В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения  дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы  мониторинга здоровья. Разрабатываются  критерии оценки состояния здоровья. При взаимодействии с КШП, внедряется сбалансированное питание (десятидневное меню).

Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:

§ по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:

§ создание развивающей среды в группах;

§ создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;

§ спортивные и музыкальные праздники и развлечения;

§ создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;

§ оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);

§ предоставление дополнительных услуг (работа кружков оздоровительной направленности) для детей

§ проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;

§ проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном отделении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

§ Повышение педагогической культуры родителей.

§ Изучение и распространение положительного семейного воспитания.

§ Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

§ Ежемесячный выпуск газеты по здоровьесбережению «Неболейка»;

§ Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;

§ Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);

§ Родительские собрания на данную тематику;

§ Педагогические советы с участием родителей и т.д.

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся  совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.

Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я –спортивная семья!», «Большие гонки», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Заключение

Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывались:

§ Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;

§ Местные, региональные условия (климат, природные условия);

§ Специфику контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);

§ Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);

§ Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;

§ Изменение работоспособности детей в течении дня;

§ Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.        Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги,  работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более  открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.

 Ведь в здоровом теле - здоровый дух.

Список литературы

1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/  Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.

2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/  М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.

3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.

4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко,  Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.

5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.

7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.

Учебные занятия

2 1. Физическая культура Три раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин

Самостоятельные занятия

31 Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей.

Праздники и развлечения

41 Неделя здоровья 2 раза в год
42 Спортивные развлечения  1раз в неделю на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии.
43 Физкультурно – спортивные праздники на воздухе. 2  раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут
44 Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп 1 -2 раза в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут

Ответственные

Срок выполнения

 

1.

Оптимизация режима

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима   Все группы

 

ежедневно

Воспитатели Старшая медсестра В течение года
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей   Все группы

 

 

ежедневно

Старший воспитатель Специалисты ДОУ В течение года
2. Физкультурные занятия Все группы

3 раза в неделю

Инструктор по физической культуре В течение года
3. Гимнастика после дневного сна Все группы

ежедневно

Воспитатели   В течение года
4. Прогулки с включением подвижных игровых упражнений Все группы

ежедневно

воспитатели В течение года
5. Музыкально – ритмические занятия Все группы

2 раза в неделю

Музыкальный руководитель, воспитатели В течение года
6. Спортивные праздники Все группы

2 раза в год

Инструктор по физической культуре воспитатели В течение года
7. Спортивные развлечения Все группы

1 раз в неделю

Инструктор по физической культуре Воспитатели В течение года
8. Неделя здоровья Все группы

2 раза в год

Старший воспитатель Воспитатели В течение года
9. Гимнастика для глаз Все группы

ежедневно

Воспитатели В течение года
10. Пальчиковая гимнастика Все группы

3-4 раза в день

Воспитатели В течение года
11. Физкультминутки Все группы

ежедневно

Воспитатели В течение года
. Подвижные игры Все группы

ежедневно

Воспитатели В течение года

  Медико-профилактическое направление

1. Использование оксолиновой мази и элеутерококка (профилактика гриппа) Все группы     Ежедневно 2 раза в день перед прогулкой

Ст. медсестра

воспитатели

Октябрь Апрель (период массовых заболеваний)
2. Витаминотерапия: ревит, аскорбиновая кислота Все группы (согласование с родителями) 1 раз в день  (10 дней)

Ст. медсестра

2 раза в год
3. Витаминизация 3 –го блюда Все группы    ежедневно

Ст. медсестра

повар

В течение года
4. Ароматизация помещений (чеснок) Ведение в меню лука, чеснока   Все группы   по плану профилактических мероприятий

Ст. медсестра

воспитатели

2 раза в год Октябрь – апрель

Планирование методической деятельности

Мероприятия Тема Ответственные Год
11. Педсоветы 1. Воспитание активной жизненной позиции личности ребенка в сохранении и укреплении здоровья. - Физиолого – гигиенический аспект организации занятий. 2. Организация оздоровительной работы образовательного учреждения (дошкольного отделения) в неблагоприятных экологических условия г. Юрги. 3. Создание условий для реализации программы по здоровьесбережению в группе (классе) и на спортивной площадке (групповом участке). 4. Взаимодействие в деле укрепления и сохранения здоровья, как сотворчество взрослых и детей.   Зам директора по ВР Старший воспитатель Январь 2012 г.        Январь 2013г..     2014г.     2015г.
22 Творческая группа по здоровьесбережению в рамках работы МО 1.Двигательный режим в дошкольном отделении. 2. Реализация оздоровительной программы в дошкольном отделении. 3. Результаты контрольно обследования  по разделу физическое развитие.   Старший воспитатель Старший воспитатель Директор Инструктор по ФК   2011-2012.   2011 -2015г. Ежегодно (2 раза в год)
33 Совещание при директоре 1.Выполнение санитарно – гигиенического режима. 2. Охрана здоровья воспитанников. 3. Анализ питания, заболеваемости. 4. Санитарно – эпидемиологическая работа в ОУ.   Старшая медсестра Зам директора по БЖ Директор Старшая медсестра Старшая медсестра Ежегодно  ежегодно 1 раз в месяц  1 раз в месяц
44 Педагогические часы 1. Анализ адаптации вновь поступающих детей. 2. Оздоровительная работа в дошкольном отделении. 3. Закаливающие процедуры. 4. Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольного отделения.   Старший воспитатель Старший воспитатель Старшая медсестра   Старший воспитатель 1 раз в год 2 раза в год 1 раз в год   1 раз в год
55. Семинары – практикумы (добавить) 1. Принципы использования физкультурных тренажеров. 2.Пальчиковые игры, как средство подготовки руки к письму. 3. Речь на кончиках пальцев 4. Принципы реализации оригинальных систем закаливания   Инструктор по Ф.К. Воспитатели Логопед Старшая медсестра          2012г.          2013г.          2014г.          2015г
66. Консультации разработка буклетов, памяток 1. Оформление участков зимой. 2. Адаптация в жизни ребенка. 3. Как снять усталость. 4. Психологические минутки в работе с детьми. И т.д.   Старший воспитатель Старшая медсестра Инструктор по Ф.К. Старшая медсестра   по плану ВОР
77. Проекты 1. Витаминный калейдоскоп 2. Оздоровительная тропа 4. Лекарственные травы для детей   Старший воспитатель Инструктор по Ф.К. Старший воспитатель 2012.  2013г. 2014 г.
88. Повышение профессионального мастерства 1. Курсы повышения квалификации. 2. Городские методические объединения. 3. Мастер – классы   Старший воспитатель   1 раз в 5 лет 4 раза в год по плану
19. Проверка знаний Сдача санминимума. Директор МОУ Зам директора по БЖ 1 раз в 2 года.

 


ПРОГРАММА

«НЕБОЛЕЙКА»

Муниципального образовательного учреждения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №5»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.066 с.)