Государственный строй Древнего Рима в период республики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй Древнего Рима в период республики.



Реформа Сервия Туллия не уравнивала патрициев и плебеев в отношении наделения землей, и по мере завоеваний Италии этот вопрос становился все более острым. Кроме того, плебеев тяготил также институт долгового рабства – за несвоевременную уплату долга.

Плебеи борются за свои политические права, добиваются:

· Учреждения народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев.

· Доступа к общественной земле наравне с патрициями.

· Защиты от произвола патрицианских судей (введение кодекса законов – XII таблиц).

· Разрешения браков между патрициями и плебеями.

· Права занимать государственные и военные должности.

 

Республиканский период в истории Рима с 6 в до н.э. по 1 в до н.э. - сочетание демократии с военно-аристократическим правлением. Принцип верховенства римского народа.

Народные собрания собирались по инициативе высших должностных лиц, которые контролировали ход собраний.

Виды народных собраний:

· Центуриатные комиции. Принимали законы, избирали высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции, утверждали смертные приговоры. Право на участие в них получали римские граждане, приписанные на основании имущественного ценза к одной из военно-политических единиц – центурий. Фактически решения определялись голосованием 1, 2 имущественных разрядов, которые несли самые значительные расходы на содержание войска и формировали большинство центурий.

· Трибутные комиции. Избирали низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на решения магистратов, принимали законы. В них проходили по территориальным округам (трибам).

· Куриатные комиции. Состояли из полноправных членов старейших римских родов. По мере уравнения в правах патрициев и плебеев теряли свое значение. Были заменены собранием 30 представителей курий – ликторов.

 

Коллегия цензоров – 5 человек на 5 лет – распределяла людей по центуриям, определяя их имущественный ценз. Затем стали еще и назначать сенаторов. (Ценз – список граждан или сенаторов.) Наконец, наблюдали за нравами. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами.

 

Сенат - высший орган управления. 

· Контроль законодательной деятельности (предварительное рассмотрение законопроектов, утверждение принятых народным собранием законов).

· Контроль над должностными лицами (утверждал должностных лиц, мог подливать полномочия магистратов, в чрезвычайных случаях устанавливал диктатуру).

· Финансовое управление (распоряжался государственной казной, устанавливал налоги, определял расходы).

· Военное управление (распределял легионы между командующими, принимал меры по донесениям военачальников).

· Внешнеполитическая деятельность.

· Управление римскими провинциями.

· Постановления по общественной безопасности, порядка, религиозного культа.

 

Исполнительную власть осуществляли магистраты – должностные лица. Они замещались на принципах выборности, срочности (1 год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Право предавать граждан суду, налагать штрафы, арестовывать не подчинившихся граждан, их имущества.

Магистратуры:

· Ординарные:

1) Консулы (двое): высшие магистраты, главы всей системы магистратур. Военные полномочия: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей.

2) Преторы: помощники консулов. Консулы командовали армиями и часто отсутствовали, к преторам перешло управление городом и руководство судопроизводством, издание общеобязательных постановлений (таким образом — создание новых норм права). Сначала 2 претора (1-рассмотрение дел римских граждан, 2- дела с участием иностранцев (перегринов), позже 8.

3) Цензоры: 2, составление списков римских граждан, распределение их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Наблюдали за нравственностью и издавали эдикты.

4) Квесторы: сначала — помощники консулов, потом — ведали (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Их число росло со временем, к концу республики — 20.

5) Эдилы: 2, наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, огранизовывали празднества и зрелища.

6) Плебейские трибуны: имели право вето, играющее большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие, затем, по мере увеличения роли сената, их активность пошла на убыль.

Также создавались коллегии «двадцати шести мужей», ведавшие надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорого и некоторыми судебными делами.

· Экстраординарные (чрезвычайные, война, восстание, беспорядки).

Диктатор обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты, распоряжения не подлежали обжалованию, права вето не действовали, за действия он не нес ответственности. Срок его полномочий – 6 месяцев – не более. Правило шестимесячного пребывания в должности было нарушено в период кризиса республики и стали появляться пожизненные диктатуры (диктатура Суллы).

Высшая власть принадлежала диктатору, консулам и преторам.

Диктатор – высочайший империум (право приговаривания к смертной казни, приговор не подлежал обжалованию)

Консул – большой империум (право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в Риме).

Претор – ограниченный империум (без права приговаривать к смертной казни)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.006 с.)