Феодальное государство во Франции в iх—хIII вв. Реформы Людовика iх. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феодальное государство во Франции в iх—хIII вв. Реформы Людовика iх.



 

Происходит формирование феодального сословного строя.

843 год - Верденский раздел. Империя Карла Великого распалась на 3 части: Франкия, восточная Франкия, Лотарингия.

Происходит развитие феодальных отношений, и они становятся господствующими. Монопольное право феодалов на землю приводит к исчезновению свободного крестьянского землевладения.

Отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, были неравноправны. Получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сузерена). Договоры заключались публично и по обряду, в котором главным было официальное введение вассала во владение (инвеститура) и его клятва верности сеньору (оммаж). В договоре фиксировались обязанности сторон: сеньор осуществлял защиту вассала и его земли; а вассал был обязан военной службой сеньору (в XI в. срок ее составлял до 40 дней в году). Первоначально договоры носили персональный характер, затем обязательства стали переходить по наследству, но наследник при вступлении во владение вносил плату (рельеф).

 

Сложилась сословная структура класса феодалов:

· Король.

· Рыцари (шевалье) - мелкие феодалы.

· Герцоги и графы - крупные феодалы, которые считали себя равными королю (пэрами).

Аррьер-вассалов – подвассалы, основная масса феодалов, не подчинялась королю, т.к. действовал принцип иммедиатизации (вассал моего вассала - не мой вассал).

Со временем большинство крестьян превращается в сервов (рабов). Платили подушную подать (шеваж) и оброк, барщина составляла 3 дня в неделю. Сервы не могли жениться и свидетельствовать в суде без разрешения господина. Серв мог продать свой надел или уйти от сеньора.

Другая группа феодально-зависимых крестьян - вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу, уплачивали оброк (талью). Вилланы уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении земельных участков по наследству.

 

Возникновение и развитие сеньориальной монархии.

В следствии  децентрализации королевская власть утратила значение. Власть фактически распространялась на территорию его домена и ограничивалась борьбой с непокорными вассалами. Вне домена власть принадлежала крупным феодалам. Такая форма феодального государства называется сеньориальной монархией.

С избранием Гуго Капета прекратилась династия Каролингов. При 1-х Капетингах выборность короля сохранялась, но преемник назначался ещё при жизни короля. Утверждается порядок передачи власти по наследству.

Функции королевской власти были ограничены: король был главой войска, творил законодательство, вершил суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство фактически прекратилось. Судебная власть существовала только в пределах его домена.

В 12 в. король стал издавать законодательные акты - установления, хотя на это требовалось согласие крупных феодалов. Расширялась сфера судебной юрисдикции короля.

 

Центральное управление.

В условиях раздробленности органы центрального управления не были структурированы. Управление основано на вассальных отношениях. От Каролингов в наследие остался королевский двор из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов).

Главную роль в управлении и королевской администрации играл сенешал, который был главой королевского двора, осуществлял командование армией.

В военных делах за сенешалом шел коннетабль - глава королевской конницы, и его помощник – маршал.

Курия короля представляла собой собрание королевских вассалов.

 

Местное управление.

Местные органы управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях существовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах исполняли все функции.

Появляются прево — должностное лицо, королевский чиновник, обладающий судебной, фискальной и военной властью в пределах административно-судебного округа, на которые делился королевский домен.

С конца 12 в. создаются бальяжи - крупные административные единицы, объединяющие несколько превотств. Во главе был специальный чиновник - бальи, который осуществлял контроль над прево,

Короли стали назначать специального чиновника из местных феодалов - сенешала с функциями, аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались в приграничных округах.

Бальи и сенешалы в XIII в. вершили правосудие от имени короля (по наиболее тяжким уголовным делам).Прево, бальи и сенешалы играли главную роль в пополнении королевской казны, осуществляя сбор налогов и пошлин.

 

Реформы Людовика IX

· Создания военизированной городской милиции.

· Запрет частных войн в королевском домене, а также "40 дней короля" на остальной территории: любая сторона в течение этого срока могла перенести спор в суд короля.

· Была введена единая королевская монета и запрещено использование других денег.Это способствовало усилению позиций королевской власти.

· Из королевской курии были образованы специальные ведомства: малый королевский совет - совещательный орган при короле, а счетная палата - финансы.

·  На базе курии был создан парламент - специальный судебный орган, который стал высшим судом Франции 4 раза в год. Вводилась cистема специальных инспекторов, которые осуществляли надзор за сенешалами и бальи и принимали жалобы на их действия.

 

 

Образование сословно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты.

 

Завершилось оформление сословий:

· Дворянство и духовенство – привилегированные, которые не платили повинностей

· Купцы, ремесленники– все свободные, в политической сфере их представлял городской патрициат.

 

Сильная королевская власть сочеталась с представительным органом – Генеральными штатами. Это периодически созываемые собрания высшего духовенства, сеньоров, мэров городов. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение денежных сборов. Каждое сословие было представлено отдельной палатой.

· Первая – высшее духовенство.

· Вторая – выборные от дворянства, причем наиболее знатные в ее состав не входили (состояли в Королевской курии).

· Третья – представители городов, как правило, патрициата.

 

Вопросы рассматривались по палатам, решение – большинством голосов. Решение утверждалось всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Генеральные штаты собирались по призыву короля.

 

 

События Столетней войны привели к усилению роли Генеральных штатов. В 1357 г. они добились издания Великого мартовского ордонанса (указа):

· Заседания штатов должны были проводиться регулярно без санкции короля.

· Они получали право контролировать расходы правительства.

· Давать согласие на заключения мира и объявления войны, назначать советников короля.

 

Столетняя война так же привела к усилению власти короля. После нее роль генштатов уменьшается.

 

«Прагматическая санкция» 1438 — устанавливала верховенство решений национальных соборов над решениями папы римского, избрание высшего духовенства на церковных выборах по рекомендациям короля

 

В судебной сфере продолжает возрастать роль королевской юстиции.

На базе Королевской курии был создан высший суд королевствапарламент. Он стал высшим апелляционным судом. Его разделяли на палаты: большую (судебную), несколько следственных и несколько палат прошений. Он рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела и принимал жалобы на решения нижестоящих судов. Важная его функция – регистрация королевских ордонансов, только после которых они начинали действовать.

 

Виды судов:

· Суд римской курии

· Суд кардинала

· Суд архиепископа

· Суд официалов

 

Суд на местах представляли бальи, сенешали (на юге) и прево. Здесь суд еще не отделился от администрации.

 

21.        Абсолютная монархия во Франции. Развитие государства и права в ХVI—ХVIII вв.

 

Верховная политическая власть принадлежала королю.

Генеральные штаты практически перестают функционировать. Некоторое время для рассмотрения важных проектов реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. король полностью подчинил себе католическую церковь.

 

В 1614 г. по предложению Генеральных штатов (собирались в последний раз) французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Государство начинает отождествляться с личностью короля, Людовик XIV говорил: «Государство – это я!».

У короля было право:

· Назначение на любую государственную и церковную должность.

· Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления.

· Принимал важнейшие внешнеполитические решения.

· Определял экономическую политику государства, устанавливал налоги.

· От его имени осуществлялась судебная власть.

 

При абсолютизме центральные органы власти разрослись и усложнились. Канцлер становится вторым лицом в государственном управлении. В XVI в. появляются должности государственных секретарей. Им поручались определенные сферы управления – иностранные дела, военные дела, морские дела и колонны, внутренние дела.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов, а затем Генеральный контролер финансов.

 

Людовик XIV создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верховный совет.

 

Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику.

 

В качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем.

Учреждается должность комиссаров (позже переименовались в интендантов), в их функции входит: контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством, финансами.

 

Государственные финансы.

 

Главным источником поступления денежных средств в казну были налоги, важнейшим из которых оставалась талья.

Большое значение имела также капитация – подушная подать.

Важным источником поступлений в королевскую казну были также косвенные налоги – налог на соль, сборы от торговых пошлин, доходы от королевских монополий. Широко практиковались государственные займы.

 

Судебная система.

 

Несмотря на усиливающуюся централизация судебной системы, она оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции  сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды. Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др. Крайне запутанной была и система королевских судов. Сохранились суды в бальяжах (крупные административные единицы, объединяющие несколько превотств). Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Созданы особые апелляционные суды в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.03 с.)