Периодизация (Имперский Китай): 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация (Имперский Китай):



· Цинь и Хань.

· Саньго.

 

Позже племенной вождь превращается в обожествляемого правителя иньского царства – вана - сын неба, обладавшего значительной властью. Долгое время Китай был разделен на уделы. Борьбу за объединения государства успешно завершили только представители династии Цинь.

Объединение Китая связано с именем основателя династии Цин по имени Ин Чжэн. Он был правителем небольшого княжества Цин, подчинил себе все соседние княжества и провозгласил себя Цинь Ши-хуанди – т.е. «первый император династии Цин». Он деспотически централизовал государство, а для защиты от внешних врагов начал строительство Великой китайской стены, которую строили 2 млн. человек. Известно еще одно из его архитектурных произведений – усыпальница.

 

После его смерти власть скоре переходит к династии Хань. При ней в Китай проникает буддизм. Открывается императорский университет, который становится центром для подготовки чиновников-администраторов. Именно тогда вводится экзаменационная система для претендентов на государственные должности.

 

Государственная власть в Древнем Китае.

Вся полнота власти принадлежала императору – вану, который обожествлялся; он носил титул «сына неба» и являлся первосвященником.

В штат дворцовых чиновников входили чиновник, ведавший конюшнями вана, главный писец, начальник царского архива, хранитель сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом и т.д. Ими руководил цзайуправитель дворца. Особое место при дворе принадлежало шань-фу – стольникам, обслуживавшим личные нужды вана, выполнявшим поручения административного и военного характера.

Государственный аппарат возглавлял высший чиновник – сян – ближайший помощник вана. У него в подчинении были чиновники, делившиеся на старших, средних и младших.

Главными советниками были три гуна (наиболее могущественные из чиновников) – тайвэй (военный министр), чэнсян (первый министр финансов) и юйшидафу (верховный цензор за должностными лицами) - из их числа назначался сян.

 

Система государственного управления строилась на принципах легистов – т.е. законников, сторонников сильного бюрократического государства. Их позицию считают реакцией на развитие крупного землевладения, приводившее к децентрализации страны. Шан Ян, один из идеологов легизма, провел серию реформ, приведших к усилению централизации и затем – к созданию Циньской империи. Были: разрешена свободная купля-продажа земли; введен налог на землю в зависимости от размера земельного участка; введено четкое административное деление и круговая порука по охране порядка; запрещена кровная месть; введены единые мера и вес; перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги; создана эффективная система материального стимулирования деятельности чиновников.

 

В эпоху Хань государственный аппарат включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, императорского двора, дворцовой стражи. На первое место выходит министров финансов – чэнсян, выполнявший обязанности первого министра. Он выполнял обязанности первого министра, а также разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и иных поступлений в казну, государственные расходы.

Цензорские органы (возглавляемые юйшидафу) выполняли функции государственного надзора за должностными лицами и тайной полиции: они следили за благонадежностью чиновников и расследовали заговоры и другие государственные преступления.

 

Местное управление.

Административное деление Китая эпохи Цинь и Хань: община – волость – уезд – округ или область. Во главе областей стояли губернаторы. Только в пограничных районах гражданские и военные функции сосредотачивались в руках губернатора.

Население было организовано в общины, обладавшие определенным самоуправлением в лице старост и «отцов-старейшин». Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).

Суд.

В Китае существовало специальное судебное ведомство, которое возглавлял тинвэй. Ему подчинялись провинциальные судьи, рассматривавшие уголовные дела. Местная администрация также обладала судебной властью: низшим судом была уездная администрация. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации.

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем. Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

 

Право.

Источники: обычаи, писаные законы, распоряжения.

Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

Земля:

• В период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями.

• Во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность.

• Период Цинь - в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Рабы:

• В период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало.

• Во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. Существовали две категории рабов: государственные и частные.

• Период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

 

Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе: мены, купли-продажи, дарения, займа и т.д.

Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

 

В Древнем Китае брак заключали родители. Брачный возраст ж-14-20, м- 16-30. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

 

Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:

• Государственные - мятеж, заговор.

• Религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу.

• Против личности - убийство, нанесение телесных повреждений.

• Против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота.

• Воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

 

Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений. Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение.

 

К видам наказаний относились:

• Смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю).

• Членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин).

• Штрафы, позволявшие откупиться от наказания.

• Тюремное заключение.

 

Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

 

7. Государство и общественный строй Древней Индии.

Общественный строй

 

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий – варн. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны).

· Брахманы – члены жреческих родов, дваждырождённые

· Кшатрии –  военная аристократия, из них происходили раджы, дваждырождённые

· Вайшья – рядовые общинники (земледельцы, ремесленники), дваждырождённые

· Шудры – неравноправные члены общества (слуги), однорождённые

 

По наиболее распространенной религиозной версии, творец всего существующего – бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев – из рук, вайшьев – из бедер и шудр – из ступней.

 

Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты.

Каста – мелкие соц.замкнутая групппа, на которые делились варны. Число каст достигло 15. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн: это были палачи, мусорщики и могильщики, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых (парии).

Раджуки – крупные гос.чиновники.

 

Рабство в Древней Индии не получило глубокого развития. Индийские рабы могли иметь свои семьи, собственность, право на наследование. Вообще рабство не зависело от кастового положения: при попадании в рабство кастовая принадлежность оставалась прежней. Существовало семь разрядов рабов – в зависимости от источников рабства.

 

Государственный строй

Говорить о государственном строе более-менее определенно мы можем только в Маурийскую эпоху.

Главой государства являлся царь (раджа), соединявший в себе всю полноты власти. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

 

Особенности государственного строя, ограничивающие власть царя:

· Центральный административно-военный аппарат был слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока – в силу этого власть царей не была деспотична: оставался широкий простор для органов общинного самоуправления.

· В основе монархической идеи лежала индусская политико-религиозная концепция «богоугодного царя» (девараджи), которая предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанности по защите подданных).

 

Большую роль играл при дворе царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Паришад – совет царских сановников, из знати – военной и жреческой, которая стремилась ограничить власть раджи. Действовала пакши – многочисленная и сильная группировка сторонников царя, его советников, родственников, союзников.

Сабха – собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявший важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится уже, она приобретает характер царского совета.

 

Территория государства Маурьев делилась на провинции, во главе четырех главных провинций находились царевичи. Помимо этих четырех главных провинций существовали обычные провинции, области, округа. Низшей единицей была деревня.

 

В Древней Индии было 2 системы судов: царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или высшая судебная коллегия из брахмана и трех судей. Царь имел право ежегодной амнистии. Во всех административных единицах назначалась территориальная судебная коллегия из трех судейских чинов. Большинство дел рассматривались общинными кастовыми судами.

 

8. Законы Ману.

 

Источниками древнеиндийского права были:

· Дхармашастры – сборники религиозно-нравственных предписаний, правил (дхарм), регламентирующих образ жизни различных социальных групп. Наиболее значимые из дхармашастр – Законы Ману. 2-3 век до н.э. Ману – полубог, легендарный прародитель человечества. Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок. Содержание Главное в законах Ману – закрепление существующей варновой структуры.

· Артхашастры – это светские трактаты об управлении государством, администрации, финансах, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях, внутренней и внешней политике.

· Обычай - в Древней Индии не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой мог признаваться в царских судах. Каждая из каст и варн имели свои обычаи.

· Ньяя – обозначает общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

· Веды – священные источники «всех знаний».

Имущественные отношения · Разница между собственностью и владением. · На движимое и недвижимое имущество. · 7 возможных способов возникновения права собственности (наследование, получение в виде дара или находка, покупка – для всех варн; завоевание - кшатрии, ростовщичество, исполнение работы - вайши, получение милостыни – брахманы + давность владения (10 лет)). · Собственник мог продать, подарить, заложить имущество. Охранялась также и движимость, наиболее значительным из которой считались рабы, скот, инвентарь. · Договоры: займа,труд, найма, аренды земли, к-п, дарения, хранения. · Законам Ману известны обязательства из причинения вреда. В качестве основания для их возникновения указывались порча имущества. · Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения.
Брачно-семейное право. Большая патриархальная семья. Брак – имущественная сделка. Женщина полностью зависела от мужа и сыновей. Муж принадлежал к более высокой варне, чем жена (анулома), но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн (пратилома). Условия вступления в брак: ü Брачный возраст: мужчина – 16 лет, женщина – 12 лет.
Наследство. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от «правильных» браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. Из списка наследников были исключены: женщины, изгои, больные, калеки и др.; утверждалось неравенство наследственных прав детей, рожденных от разных варн.
Уголовное право и процесс. На тяжесть преступления влияет рецидив, соучастие, принадлежность к той или иной касте. Формы вины (умысел, неосторожность). Коллективная ответственность общин. · Махапатака – великие грехи. К ним относили: убийство Брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя); · Преступления против личности: убийство (сразу смертная казнь), оскорбление действием или словом. · Святотатство и должностные преступления · Государственные: служба врагам царя, поломка городской стены, ворот. · Имущественные преступления: кража и грабеж. Уголовный процесс также прослеживается по законам Ману. Суд не отделялся от администрации. Уголовный и гражданский процесс не различались. Но процесс носил состязательный характер. Основным источником доказательств были свидетельские показания. Ценность показаний зависела от их принадлежности к той или иной варне. Заинтересованные лица и женщины не могли быть свидетелями. При отсутствии свидетелей применялись ордалии (огнем, весами, водой и др.).  
Наказания Виды смертной казни были разнообразны: посажение на кол, сожжение, утопление, затравливание собаками и др. Были членовредительские наказания – отрезание разных частей тела. Штрафы, изгнание, тюрьма. Принцип талиона сменился принципом композиции.

9. Возникновение и развитие государства в Древних Афинах: реформы Тезея, солона, Клисфена.

 

В 8 в до н.э. произошло объединение племен Аттики в Афинское государство – процесс «синойкизм». Инициатором этого объединения был царь – Тесей. Объединение племен протекало на протяжении нескольких столетий.

 

Между афинскими жителями существовало социальное разделение:

· Эвпатриды - благородные, имели право занимать общественные должности, родовая аристократия

· Геоморы и демиурги - простые ремесленники и земледельцы.

· Метеки – промежуточный слой, лично свободные, но лишённые политических и некоторых экономических прав.

 

Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы. Долговая кабала служила одним из источников рабства.

Архонт – выбираемая из евпатридов должность. Изначально назначался пожизненно, потом срок был ограничен до 10 лет. В 7 в. до н.э. стала избираться коллегия из 9 архонтов на один год. Коллегия архонтов переняла военные, жреческие, судебные функции, постепенно взяла на себя управление государством. 

· 1.Архонт-эпоним – во главе коллегии, управление и судебные функции по семейным делам.

· 2.Басилевс – жреческие функции и некоторые судебные полномочия.

· 3.Полемарх – возглавляет военную власть.

· 4-9-фесмофеты – функции по отправлению правосудия.

 

Постепенно демократия становилась относительной: воля народа выражалась лишь на народном собрании, которое теряло свою значимость с течением времени. К власти же допускались лишь представитель благородного сословия.

 

К концу 8 в. до н.э. был создан новый орган эвпатридов – Ареопаг – орган публичного управления, заменил совет старейшин. Избирал и контролировал архонтов, руководил народным собранием, осуществлял высшую судебную власть. В состав входили бывшие и действующие архонты.

 

Территориальное деление.

Теперь это были округа – нуакрии. От каждого округа требовалось построить и снарядить военный корабль и предоставить команду для него. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды.

 

Реформы Солона.

В 594 г до н.э. архонтом-полемархом избирается Солон.

Первой его реформой была сисахфия - отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство.

Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний, однако землю можно было закладывать и отчуждать под видом завещания.

Цензовая реформа: независимо от происхождения афинские граждане были разделены по имущественному положению на 4 разряда:

· Пентакосиомедимны (пятисотники), т.к. они со своей земли получали 500 и более медимнов.

· Всадники (300 медимнов), т.к. были способны содержать боевого коня.

· Зевгиты (крестьяне – 200 медимнов) – основа афинского ополчения.

· Фетов (бедняки).

Чем выше разряд, тем больше политических права, но и больше налог.

Реформа государственного управления: создание совета 400-хсот(100 чел-к от филы), избиравшийся только из граждан первых трех разрядов. Народное собрание по прежнему контролировал ареопаг.

Судебная реформа – создание гелиэи – суда присяжных, в который мог войти любой гражданин Афин (5000судей+1000 запас, 30 лет). Решал дела о государственных преступлениях, злоупотреблениях властью должностными лицами.

 

Реформы Клисфена.

Территориальная реформа: Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая включала три триттии – территории в разных частях Аттики – городская часть, прибрежная часть и внутренняя центральная.

По филам избиралась центральная власть; от каждой филы – 50 человек в Совет - Буле, который из совета 400-т стал советом 500-т (булевт – 30 лет, 1 год, по жребию);

Триттии делились на демы, в которых избирался на 1 год староста, управлявший совместно с собранием граждан; теперь деление было не родоплеменным, а чисто территориальным.

 

Создание коллегии 10 стратегов – по 1 от каждой филы; сначала они имели только военные функции, но затем вытеснили архонтов и стали высшими должностными лицами.

 

Введение остракизма – «суда черепков»: имя опасного для государства человека писалось на черепках, если оно повторялось 6 тыс. раз – он изгонялся из государства на 10 лет без конфискации имущества.

 

Реформы Клисфена означали окончательную победу демоса над родовой аристократией.

Строй, сложившийся в Афинах, называют рабовладельческой республикой.

 

10. Организация государственной власти в Афинах в V—IV вв. до н. э.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан. По форме правления оно представляло собой демократическую республику.

Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности.

 

Основными органами Афинского государства являлись:

• Народное собрание (эклессия).

• Совет пятисот (буле).

• Суд (гелиэя).

• Коллегия стратегов.

• Коллегия архонтов.

Эклессия – верховный орган власти, который насчитывал  6000 человек. Право участия в народном собрании имели только мужчины, 20 лет, полноправные афинские граждане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.165 (0.066 с.)