Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции
В настоящее время, в условиях рыночного хозяйствования, чтобы действенно эффективно управлять конкурентоспособностью предприятия, необходимо располагать объективными инструментами с целью получения её оценки. В России не существует единой общепринятой методики оценки уровня конкурентоспособности. Некоторые предприятия разрабатывают свои индивидуальные методики, а показатели и методы оценки таких методик существенно различаются. В зарубежной и отечественной практике представлено множество различных методов, с помощью которых рекомендовано проводить оценку конкурентоспособности. Условно всё разнообразие таких методов можно разделить на две группы [19, с. 256]. Первая группа методов отвечает за определение конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием. А вторая группа методов отвечает за выбор системы показателей (социальных, экономических, финансовых, инвестиционных и т. д.), установление их числовых оценок и, наконец, на основе этих оценок производится получение итоговой интегральной оценки. За рубежом весьма популярны методы для оценки рейтинга конкурентоспособности предприятия, представленные в таблице 1. Таблица 1 Мировые рейтинги оценки конкурентоспособности предприятий с помощью различных индексов
В систематизированном виде все методы оценки конкурентоспособности, освещённые в научной литературе, можно классифицировать следующим образом: 1) По номенклатуре критериев: прямые и косвенные методы. Прямые методы основаны на номенклатуре критериев, включающих интегральный показатель качества - отношение качество / цена. В зависимости от значения этого отношения объекты ранжируют, присваивая первое место аналогу с наилучшим отношением. Косвенные методы включают только характеристики качества.
2) По цели и стадии оценки (исходя из жизненного цикла товара): - методы, применяемые на стадиях проектирования продукции (используются для прогнозирования конкурентоспособности, определения путей повышения качества и снижения цены); - методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации (используют торговые и потребительские организации путём оценивания конкурентоспособности на основе объёма продаж, уровня реализации, скорости продаж). 3) Матричные методы: матрица Нельсона, SWOT-анализ, матрица Портера, матрица БКГ и др. 4) Расчётные методы (метод средневзвешенного арифметического, метод анализа иерархий). Позволяют количественно оценить уровень конкурентоспособности товара и определить резервы его совершенствования. 5) Комбинированные методы (расчётно-математические и расчётно-графические). В отечественной практике чаще всего применяются широко известные методы для определения конкурентоспособности предприятия. Далее будут приведены наиболее известные из них. 1) Метод анализа Ж.-Ж. Ламбена. Учёный считает, что одним из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности предприятия является анализ реакции конкурентов. Он предлагает проводить анализ по трём факторам: цена товара, реклама и качество. В дополнение, с точки зрения стратегического маркетинга, к этим факторам ещё относят качество сервиса и затраты в сфере потребления товаров. Полученные в общей сложность пять факторов определяют конкурентоспособность товара и по ним можно построить матрицу эластичности конкурентной реакции, представленную на рисунке 1. Рисунок – 1. Матрица эластичности конкуренции 2) Метод анализа «PIMS» (Profit Impact of Market Strategy). Метод анализа влияния рыночной стратегии на прибыль был разработан в компании «General Electric» в середине 60-х годов прошлого столетия. Данный метод представляет собой попытку обобщить все переменные, которые влияют на долгосрочную прибыльность компании. Считается, что данная модель способна выявить 67 % факторов успеха компании. Модель исследует решающие факторы прибыльности предприятия. Решающие факторы, представленные на рисунке 2, разделены на три группы: конкурентная ситуация, производственная структура, рыночная ситуация. Все факторы проранжированы.
Рисунок – 2. Структура решающих факторов прибыльности предприятия Самое сильное влияние на норму прибыли, расположенную в порядке убывания, оказывают: капиталоёмкость, относительное качество продукта, относительная доля компании на рынке, производительность труда. Большим преимуществом модели PIMS является измерение относительного качества продукта. Оно является решающим условием успеха при удовлетворении условий клиентов. В модели авторы пытаются оценить степень соответствия структуры производства структуре потребностей рынка. 3) Метод анализа «111-555». В 1996 году Экспертным институтом Торгово-промышленной палаты РФ под научным руководством И. В. Липсица была осуществлена оценка конкурентоспособности российской экономики [11]. Для изучения факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий, было выбрано 114 хозяйствующих субъектов из различных отраслей. Оценка проводилась экспертным методом, на основе мнений руководителей данных предприятий. Оценки от 1 до 5 баллов давались конкурентоспособности, качеству и цене продукции. Причём 1 балл присваивался для конкурентоспособности и качества как наихудший, а для цены как наилучший. В конечном счёте были получены такие стандартные сочетания: 551 - высокая конкурентоспособность, высокое качество, низкая цена. Это сочетание является лучшим. 555 - всё высокое. 511 - высокая конкурентоспособность, но низкие цена и качество. 4) Метод анализа Мак-Кинси «7S» (Mckinsey analysis). Название метода "7S" соответствует первым буквам названий семи рассматриваемых факторов: стратегия, структура, системы, стиль, штат, навыки, ценности. Метод заключается в выборе областей исследования. Средства анализа и оценки каждого фактора выбираются исходя из специфики оцениваемого объекта. 5) Метод анализа «GAP». Был разработан Стэндфордским исследовательским институтом Калифорнии. Применяется в рамках разработки стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия. Анализ GAP направлен на минимизацию целевых и прогнозных показателей деятельности предприятия. 6) Метод анализа «LOTS». Данный метод является результатом разработки комплексной системы анализа бизнеса. Был разработан в 1980 году. Основное положение метода - компания стремится приспособить свои действия к требованиям покупателей. LOTS включает детальный и последовательный анализ и оценку проблем бизнеса на разных уровнях и различной степени сложности. 7) Оценка конкурентоспособности на основе SWOT-анализа. Цель данного анализа - определение сильных (strengths) и слабых (weaknesses) сторон предприятия, а также возможностей (opportunities) и угроз (threats) ближайшего окружения предприятия, т. е. анализ внутренней и внешней среды предприятия. SWOT-анализ позволяет оценить конкурентную ситуацию на рынке, получить чёткое представление о преимуществах и недостатках предприятия, что позволяет выбрать направление развития предприятия, удачно использовать сильные стороны, устранить недостатки, выгодно использовать предоставляемые рынком возможности, а также избежать опасностей и угроз. SWOT-анализ даёт возможность структурировать информацию о предприятии и рынке, произвести переоценку сложившейся ситуации, обратить внимание на новые перспективы. Обоснование выбора наиболее целесообразного метода анализа уровня конкурентоспособности должно возлагаться на специалиста, хорошо подготовленного в данной сфере научных знаний.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.27.199 (0.006 с.) |