Факторы, влияющие на конкурентоспособность 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на конкурентоспособность



В самом широком смысле конкурентоспособность предприятия можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов в течение определённого времени [14, с. 119].

Конкурентоспособность предприятия складывается из трёх основных факторов: ресурсного, ценового и «фактора среды» [15, с. 7]. Ресурсный фактор включает в себя физические затраты ресурсов на единицу готовой продукции. Ценовой фактор - уровни и динамика цен на все используемые ресурсы производства и готовую продукцию. «Факторы среды» - экономическая политика государства и степень её воздействия на рыночного контрагента.

На микроуровне предприятие само контролирует ресурсный фактор роста конкурентоспособности. Повышение производительности труда, капитолоотдачи, эффективности производства зависит от политики самой компании во всех её структурных подразделениях (производственная кооперация, маркетинг, профессиональная подготовка кадров и др.).

Труднее контролировать рыночные цены на ресурсы, а также на собственную продукцию, поскольку уровень цен в большинстве случаев зависит от состояния национальной и мировой экономики.

В «фактор среды» входят надёжность банковской системы, уровень инфляции, банковский процент, курс валюты и другие, прямым образом влияющие на конкурентоспособность предприятия факторы. Вот почему предприятия не могут контролировать значительное число внешних факторов конкурентоспособности. Поэтому экономическая политика государства имеет важное значения для конкурентоспособности предприятий.

Чаще всего факторы конкурентоспособности организации подразделяют на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.

К внешним факторам можно отнести:

- государственная политика в отношении экспорта и импорта;

- уровень экономического развития страны;

- государственная экономическая политика в странах-экспортерах и импортерах товаров;

- эффективность функционирования рынков капитала и качество финансовых услуг;

- уровень развития инфраструктуры в стране;

- развитие научно-технологического потенциала;

- наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов;

- амортизационная налоговая и финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии;

- таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины, квоты;

- система государственного страхования;

- участие в международном разделении труда, разработке, финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия;

- государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания;

- государственный надзор и контроль над соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль;

- правовая защита интересов потребителя;

- основные характеристики рынка: его тип и емкость;

- наличие и возможности конкурентов;

- деятельность общественных и негосударственных институтов.

К внутренним факторам можно отнести следующие:

- производственная и организационная структура предприятия;

- технологии;

- учет и регулирование производственных процессов;

- уровень квалификации персонала;

- качество менеджмента;

- информационная и нормативно-методическая база управления;

- оборудование;

- функционирование системы менеджмента качества;

- уровень стратегического управления;

- масштабы применения аутсорсинга;

- развитость сбытовой (дилерской) сети;

- степень защищенности конфиденциальной информации (безопасность системы информационного обеспечения);

- масштабы применения современных информационных технологий;

- использование сети Интернет для продажи продукции;

- ориентация на экономику, основанную на использовании знаний (экономика знаний);

- регулярность привлечения инвестиций в развитие производства;

- размеры сформированной постоянной и лояльной клиентской базы;

- масштабы использования достижений НТП;

- репутация (гудвилл) предприятия;

- мотивация персонала на повышение качества товара;

- наиболее существенные стратегические конкурентные преимущества;

- эффективная конкурентная стратегия;

- своевременность проведения реструктуризации (слияние, поглощение, разделение);

- стоимость предприятия (бизнеса), отражающая его инвестиционную привлекательность.

Если же перечисленные факторы классифицировать более детально, то можно получить такую систему факторов, которая наиболее комплексно описывает, как та или иная сфера влияет на конкурентоспособность предприятия. Данная система приведена ниже.

Основными группами факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, являются:

-технико-технологические;

-организационно управленческие;

-финансово-экономические;

- социально-психологические;

- природно-географические;

- экологические;

- отраслевые;

- рыночные.

Технико-технологическая группа включает те факторы, которые характеризуют производственное оборудование, предметы труда, состав и технологию выполняемых работ. Данная группа факторов является в большинстве случаев ключевой, так как состояние оборудования и других предметов труда, степень их использования, уровень автоматизации и механизации производства, применяемые технологии непосредственно влияют на операционную эффективность деятельности компании.

Организационно-управленческие факторы включают в себя те, что приводят в действие технико-технологическую группу благодаря организации труда и производства, подбору кадров, внедрению оптимальной системы оплаты труда.

Финансово-экономические факторы - факторы функционирования предприятия с позиции эффективного распоряжения средствами, доходами и финансовой устойчивости.

Социально-психологические факторы охватывают работников предприятия и организационную культуру. Очень важно поддерживать здоровый климат в коллективе, т. е. способствовать и создавать нормальные условия для труда и отдыха, для развития и реализации потребностей и интересов работников.

Природно-географические факторы влияют на ресурсный потенциал фирмы. Данные факторы определяют, каким образом предприятие выстроит свою логистическую структуру, побуждают совершенствовать технологии производства, оптимизировать перевозки, экономить энергетические ресурсы и т. д.

Экологическая группа факторов состоит из комплекса технических и организационных задач, обуславливающих необходимость повышения качества воды, воздуха, земли. Без успешного решения данных задач невозможно претендовать на высокую конкурентоспособность.

Отраслевая группа факторов отражает внешние условия функционирования деятельности предприятия. Данные условия определяются потребностью в товаре и его индивидуальностью, наличием доступа к высококачественным ресурсам, качеством поставщиков, уровнем отраслевой концентрации и специализации, качеством информационной базы управления в отрасли, экспорта наукоёмкой продукции, системой обучения и повышения квалификации работников и т. п. Отраслевые факторы являются базовыми для деятельности предприятий и предопределяющими пути совершенствования технологий, организации и управления, технического оснащения производства на каждом хозяйствующем субъекте.

Факторы рыночной группы определяют открытость доступа к рынку ресурсов и новейших технологий, эксклюзивности выпускаемой продукции, отлаженности каналов распределения производимых товаров и услуг и эффективность их сбыта, а также разнообразие послепродажного сервиса.

Все эти группы факторов дают возможность разработать систему соответствующих показателей, детальная проработка которой способна повысить конкурентные преимущества того или иного предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 1984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.004 с.)