Терпение и здравомыслие как показатель веры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терпение и здравомыслие как показатель веры



Абу Умайр, горячо любимый сын Умм Салим и Абу Талха, находясь в подростковом возрасте, заболел и скончался, когда отца не было дома. Вечером отец вернулся домой и хотел пройти к постели сына, чтобы осведомиться о его здоровье, и тогда Умм Салим сказала: «Он успокоился и заснул, пусть спит». Затем она поставила ужин своему мужу, уставшему от дневных трудов. После ужина они пошли спать, и Умм Салим сказала мужу: «Если кто-то доверит кому-либо из своих соседей что-либо ценное, а через какое-то время заберет этот предмет обратно, должен ли сосед, у которого какое-то время находилась эта вещь, высказывать по этому поводу недовольство, поднимать крик и шум и рыдать о том, что покинуло его дом? Разве было бы правильно так себя вести?»

Ее супруг согласился, что так поступать не следует, ибо отдать назад что-то переданное на время – это вполне естественно, а потому здесь нет места для горя и стенаний.

Тогда Умм Салим рассказала ему, в чем дело: «Господь дал нам в качестве временного дара сына, а теперь Он взял его назад. Наш мальчик покинул этот мир. А тебе следует проявить терпение, понять, что смерть его – это воля Господа. А тебе следует смиренно и с должным терпением похоронить Абу Умайра».

Абу Талха рассказал Пророку (с)о терпении и рассудительности своей жены. Услышав этот рассказ, Пророк воздал должное уму и стойкости Умм Салим, вознес молитву за нее и сказал: «Господи, благослови ночь этой женщины и этого мужчины (Имелась в виду ночь, когда Умм Салим сообщила своему мужу о смерти сына, после чего они вместе уснули)!»

В ту же ночь Умм Салима забеременела. Родив младенца, она завернула его в тряпицу и отнесла его к Пророку для получения благословения и наречения имени, как это было принято в то время у мусульман Медины. Пророк (с)прочел молитву о благоденствии младенца, нареченного Абдуллой.[58]

По молитве Пророка (с)Абдулла вырос и много добился в жизни. У него было девять детей, ставших впоследствии чтецами Корана и носителями религиозных знаний.[59]

5) Умм Дарда, набожная и ученая женщина

Ее первое имя было Хайра, она была супругой Амера бин Хариса, известного как Абу Дарда.

Умм Дарда отличалась высоким уровнем интеллекта и знаний, причем ей посчастливилось припасть к источнику бесконечных знаний, коими обладал Пророк ислама (с), а также передать довольно значительное количество хадисов от него.

Ибн Асир Джезри, Ибн Хаджар Аскелани и Ибн Абдулбарр Андалуси причисляли эту женщину к сонму мудрых и благочестивых соратников Пророка (с).[60] Приведем два хадиса, переданных Умм Дарда:

1. Маймун бин Хамиран говорит: «Я спросил у Умм Дарда, слышала ли она что-нибудь от Пророка и помнит ли что-нибудь из услышанного. Она ответила: «Как-то я вошла в мечеть, когда там находился Посланник Аллаха (с), который проповедовал людям и наставлял их. Он сказал: «В день Страшного суда наибольший вес на чаше благих деяний человека будет иметь его добрый нрав».[61]

2. Талха ибн Убайдулла рассказывает: «Слышал я от Умм Дарда, что Пророк (с)сказал: «Когда человек молится о чем-либо для другого человека, своего брата по вере, и его молитва сбывается, тогда ангел, ответственный за молитвы говорит: «И ты получишь то же, что пожелал брату своему».[62]

6) Ум Атиййа, участница семи сражений

Ее звали Насиба, и она была дочерью Хариса Ансари. Ее имя упоминают многие ученые, называя ее одной из передатчицей хадисов, соратницей Пророка (с).

Ибн Саад пишет: «Умм Атиййа Ансари принесла присягу Пророку (с)и приняла ислам. Она участвовала вместе с ним в сражениях, передавала от него хадисы».[63]

Хафса, дочь Сирина, сообщает: «Умм Атиййа сказала мне: «Я участвовала в семи сражениях вместе с Посланником Аллаха (с). Я готовила еду для воинов, следила за их имуществом, лечила раненых, заботилась о больных».[64]

Хафса передает от Умм Атиййа, что та сообщила, что когда скончалась Зейнаб, дочь Пророка, Пророк (с)научил Умм Атиййа как, омыть тело покойной три раза: чистой водой, водой с экстрактом кедра и в третий раз с камфорой, и попросил ее оповестить его об окончании третьего этапа омовения. Умм Атийа закончила омовение и сообщила об этом Пророку, и тогда он принес ткань и показал ей, как правильно облачать тело в саван».[65] После этого Умм Атиййа показала и остальным мусульманам, как обряжать тело покойных. Алламе Мамкани, известный специалист по житиям выдающихся мусульман, пишет: «Мусульмане доверялись сообщениям Умм Атиййа о том, как следует омывать и обряжать тела покойных, и это свидетельствует о том, что она пользовалась всеобщим доверием».[66]

Умм Атиййа передает: «Посланник Аллаха дал нам, взрослым девушкам и замужним женщинам, указание выходить из дома и участвовать в намазах по случаю праздника разговения (ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (курбан)».[67]

7) Хаула, супруга Хамзы, дяди Пророка (с)по отцу

Шейх Туси и Ибн Абдулбарр Абу Наим и Ибн Асир, великие шиитские и суннитские улемы, упоминают Хаулу, дочь Самера и супругу дяди Мухаммада (с)Хамзы в качестве сподвижницы Пророка и передатчицы хадисов от него.[68]

Ее отца звали Кайс бин Фахд, но его также звали по имени Самер. Коньей этой женщины было Умм Мухаммад. Она пересказала довольно много хадисов от Посланника Аллаха (с), из которых мы приведем здесь только три примера:

1) Хаула рассказывает: «Посланник Аллаха (с)разговаривал с Хамзой бин Абдул Муталлибом, и сказал ему: «Все мирское – как сочная трава, и кто получит его по праву, оно станет благословением для него. Но когда человек слишком увлекается Богом данными благами и получает их незаконным путем, в день Страшного суда он будет обречен на адский огонь».[69]

2) Хаула передала также и такой хадис от Посланника Аллаха (с): «Хотите, я расскажу вам, как очиститься от ваших грехов?» Присутствующие дали положительный ответ. Тогда Пророк изрек: «Всегда совершайте омовение, часто посещайте мечеть, после совершения каждого намаза с любовью в сердце ожидайте совершения следующего».[70]

3) Хаула передала также и такой хадис:

«Пророк ислама (с)сказал: «Господь не благословит общину, в которой слабые и сирые не смогут отстоять свое право перед сильными без волнений и тревог».[71]

8) Насиба, героиня сражений, супруга и мать, павшая мученической смертью

Насиба, дочь Кааба, жена Зейда ибн Асима, мать Хабиба и Абдуллы, была самоотверженной соратницей Посланника Аллаха (с)и передатчицей его хадисов.

Об интересной истории этой женщины писали и Ибн Абдулбарр Абу Наим и Ибн Асир, а также Ибн Хаджар Аскалани.

Во время принесения клятвы Пророку в Акабе, где присутствовали 62 мужчины из племени хазарадж, находились также и две женщины – Насиба и ее сестра. Они также принесли клятву Пророку в том, что пойдут за ним и будут выполнять его повеления.[72]

Это само по себе свидетельствует о том, что и сам Пророк изначально заботился об участии женщин в общественных делах. Впрочем, об этом мы поговорим дальше.

Насиба участвовала и в церемонии клятвы Резвана, принимала участие в сражении при Ухуде, а также в битве при Ямаме, которая состоялась после кончины Пророка (с)с Мусайлимой – лжепророком. В последнем сражении она получила двенадцать ранений и потеряла в бою одну руку.[73]

Рассказывает Умм Саад, дочь Рабиа: «Однажды я пришла к Насибе и попросила ее рассказать мне о том, как проходило сражение при Ухуде. Насиба начала рассказ: «Когда Посланник Аллаха (с)собирался на это сражение, я пошла вместе с ним. Там я разносила воду в бурдюке для воинов и соратников Пророка, и занималась этим, пока войска Пророка не потерпели поражения и не стали покидать свои позиции, оставив даже самого Посланника Аллаха (с). Тогда-то я и направилась к Пророку, отбросила бурдюк с водой, взяла в руки меч и лук со стрелами и стала сражаться. Я отбивалась от врагов, которые пытались приблизиться к Пророку, защищала его. Но при этом получила много ранений».

Умм Саад свидетельствует, что, разговаривая с Насибой, она заметила у нее на шее глубокую рану, оставшуюся от сражения при Ухуде. Когда она спросила, кто нанес ей эту рану, Насиба назвала имя Ибн Камиа.

В сражении при Ухуде погиб муж Насибы Зейд ибн Асим, а ее сын Хабиб пал в сражении при Ямаме от рук лжепророка Мусайлимы.

Подвиг веры, искренности и самоотверженности Насибы в сражении при Ухуде оказался столь значительным, что Посланник Аллаха воскликнул: «Верность Насибы и ее сопротивление превосходят подвиги многих мужчин».[74]

Мохаддес Куми свидетельствует: «Во время сражения при Ухуде многие соратники Пророка (с)обратились в бегство. Около Пророка не оставалось никого, кроме Предводителя правоверных (а) и Абу-Даджаны. Каждый раз, когда враги подбирались близко к Пророку, Али (а) защищал его, и длилось это до тех пор, пока не сломался меч Али. Среди тех, кто остался рядом с Пророком, была Насиба, которая участвовала в сражениях Порока (с), ухаживала за ранеными. При Ухуде с ней был и ее сын, который во всеобщей сумятице хотел бежать с поля боя, но мать остановила его такими словами: «Сын мой, от кого ты хочешь бежать? От Бога и Его Посланника?» Она вернула своего сына на поле битвы, где на него обрушил свой меч один из врагов и убил его. Тогда мать подобрала меч своего погибшего сына и со всей силы ударила им в бедро того, кто стал причиной смерти ее чада. И она одолела врага. Тогда-то и сказал ей Пророк (с): «Да благословит тебя Аллах, Насиба». Эта женщина в своем героическом порыве встала грудью на защиту Пророка, хотя при этом получила множественные ранения. И тогда Мухаммад (с)сказал: «Сегодня Насиба, дочь Кааба, показала себя намного лучше, чем такие-то, и она встала выше них».[75]

Приведем еще одно хвалебное высказывание Посланника Аллаха (с)об этой самоотверженной и смелой женщине: «Насиба будет одной из тех женщин, которые будут присуствовать при явлении Имама Махди (а). Она пойдет за ним на сражение и будет ухаживать за ранеными».[76]

Завершим беседу о Насибе одним хадисом, который она донесла до нас.

Акрама, слуга ибн Аббаса, рассказывает, что Умм Аммара (то есть Насиба, дочь Кааба), явилась перед Посланником Аллаха (с)и сказала: «Почему все привилегии достаются мужчинам, а женщин почти не упоминают и не дают им никаких привилегий?»

И тогда снизошел следующий аят[77]:

«Воистину, для обратившихся [в ислам] мужчин и женщин, для верующих мужчин и женщин, послушных мужчин и женщин, верных данному слову мужчин и женщин, терпеливых мужчин и женщин, смиренных мужчин и женщин, подающих милостыню мужчин и женщин, постящихся мужчин и женщин, хранящих свое целомудрие мужчин и женщин и поминающих многократно Аллаха мужчин и женщин уготовил Он прощение и великое вознаграждение» (Сура Сонмы, 35).

9) Лейла Гаффари в науке и сражениях

Лейла Гаффари была одной из тех женщин – соратниц Пророка ислама, которые под его благословенным духовным покровительством достигли высот в знаниях и науке, о чем свидетельствуют такие историки и авторы мусульманских житий, как шейх Забихулла Махаллати, Ибн Хаджар Аскелани, Ибн Абдулбарр Андалуси, Ибн Асир Джезри и Омар Реза Каххале.[78]

О ней пишут так: «Это была смелая женщина, участвовавшая в битвах Пророка (с), ухаживавшая за ранеными и лечившая больных».

Как рассказывает Мухаммад бин Касим Таи, когда Предводитель правоверных (а), пытаясь погасить огонь войны, развязанной Аишой (это была битва при Джамале), отправился в Басру, Лейла Гаффари вместе с ним приняла участие в сражении. Интересно и то, что Лейла, в силу своего положения, попыталась отговорить Аишу от этого столкновения, для чего отправилась к ней и обратилась с таким вопросом: «Разве ты не слышала, как Посланник Аллаха (с)превозносил преимущества, которыми обладает Али?» Аиша согласилась с тем, что Посланник так говорил, и даже добавила: «Как-то раз Посланник Аллаха пришел ко мне, а через некоторое время вошел и Али с полотенцем на плече и сел между мной и Пророков (с). Но я возмутилась его поступком и сказала: «Сын Абу Талиба, тебе больше некуда было сесть? Здесь мало места!»

Но Пророк возразил Аише и сказал: «Успокойся и дай мне спокойно пообщаться с моим братом Али. Ведь он был первым, кто принял ислам, и станет последним, кто отойдет от от меня.[79] Он станет первым, кто встретится со мной в день Воскресения из мертвых и Страшного суда».[80]

Лейла, эта самоотверженная и искренне верующая женщина, посде кончины Пророка (с)сохранила доброе отношение к Али (а) и подчинялась ему. До последних дней своей жизни, в которой было место для науки и борьбы за веру, она была верна принципу «велаята».[81]

10) Зейнаб, супруга Абдуллы бин Масуда, передатчица хадисов и воспитательница сирот

Шейх Туси, алламе Мамкани, Ибн Абдулбарр Андалуси, Ибн Асир Джезри, Ардебили, автор книги «Джами аль-Рават» и Алийари Табризи, автор книги «Бехджат аль-Амал», - все они упоминают Зейнаб, супругу Абдуллы бин Масуда, одну из соратниц Пророка (с)и передатчицу его хадисов.[82]

Омар Реха Каххале писал: «Зейнаб, дочь Абдуллы, сына Муавии (супруга Абдуллы бин Масуда Сакафи) передала в общей сложности восемь хадисов от драгоценного Посланника Аллаха (с).[83]

Зейнаб, в частности, в одном их хадисов рассказала: «Я отправилась к Посланнику Аллаха (с), чтобы задать ему вопрос относительно одной проблемы, и там увидела, что другая женщина по имени Зейнаб хочет спросить Пророка примерно о том же, о чем хотела спросить и я. и тогда мы вместе задали свой вопрос: «У нас в доме живут сироты, но наши мужья не могут обеспечить расходы на них. Можно ли нам отдать на их содержание нашу милостыню?». Посланник аллаха (с)сказал: «Да, и если вы отдадите свою милостыню этим сиротам, вы получите воздаяние за два добрых дела: за саму милостыню и за помощь родственнику».[84]

11) Зейнаб, падчерица Пророка (с): одна из самых мудрых женщин эпохи пророческой миссии

Одной из благородных и достойных жен Пророка ислама была Умм Сальма, на которой Пророк женился в четвертый год хиджры после того, как она потеряла своего мужа. Она привела с собой в дом Пророка свою дочь по имени Зейнаб.

Зейнаб, ставшая падчерицей Пророка (с), пользовалась милостью Пророка, училась у него и почерпнула многие знания из полноводного источника Божественной мудрости. Это позволило ей достигнуть больших степеней в науках и знании.

Шейх Туси, алламе Мамкани, Ибн Абдулбарр Андалуси, Ибн Асир Джезри, Ардебили и Ибн Хаджар Аскалани назвают ее в числе соратниц Пророка, передатчицей хадисов от Пророка и одной из самых сведущих в мусульманском праве женщин Медины своего времени.

Омар Реза Каххале в книге «Аълам аль-Ниса» пишет, что Зейнаб, дочь Аби-Сальмы, в общей сложности передала семь хадисов от Пророка (с).

12) Умм Саад, мудрая женщина, передавшая хадисы

Великий знаток хадисов Фейз Кашани, Ибн Асир Джезри и Ибн Абдулбарр Андалуси среди лиц, передававших хадисы от Пророка ислама (с), упоминают Умм Саад, дочь Зейда бин Сабита. Ниже мы приведем два переданных ею хадиса, в которых дан великий урок порядка и дисциплины в жизни и воздержания от непомерных трат и расточительства.

1. Урок порядка и планирования

Она передает: «У Пророка был заведен такой порядок, что всякий раз, когда он отправлялся в путешествие, брал с собой зеркало и коробочку с сурьмой».[85]

В то время коробочка с сурьмой была одной из гигиенических принадлежностей и использовалась для укрепления организма. В этом хадисе упомянуты только эти два предмета, тогда как в других хадисах упоминаются также нож, ножницы, нитка и иголка. Это само по себе является уроком того, что люди должны брать с собой в поездку предметы первой необходимости и не должны отправляться в путь, не продумав и не спланировав его заранее.

2. Урок воздержания от расточительства, избыточного потребления, в частности, излишнего потребления воды

Умм Саад рассказывает: «Посланник Аллаха (с)сказал: «Для совершения омовения «вуду» достаточно одного мода (примерно десять сиров), а для совершения омовения «гусль» достаточно одного «саъ» (примерно три литра) воды, но после меня придут люди, которые посчитают такое количество воды недостаточным. Они станут поступать не по моей традиции и не по моему примеру. Но те, кто последует по моему пути, окажутся вместе со мной в «Хазират ал-Кудс» (в раю)».

Это очень важный хадис, который упреждает соблазн расточительства. А ведь в наше время большой проблемой является чрезмерное расходование воды. А потому нам никогда не следует забывать этот поучительный хадис.[86]

13) Фидда, хранительница Корана, проявившая себя в науке, вере и любви к роду Пророка (с)

Во время одного из сражений, в котором мусульмане разбили противника, многие из которых попали в плен, среди пленных оказалась и эфиопская женщина Фидда, которую вместе с остальными привезли в Медину.

Фатима Захра (с)в то время воспитывала несколько малолетних детей и при этом выполняла тяжелую работу по дому. У нее все руки покрылись ссадинами и мозолями от толчения ячменя, одежда ее была вся в пыли из постоянного подметания пола в доме, она вся пропахла дымом, постоянно разводя огонь под большим котлом для готовки еды, ее очень утомляла необходимость постоянно ходить за водой с большим бурдюком, от веревки которого у нее остался след на шее. Ввиду всего этого она обратилась к своему отцу – Пророку Мухаммаду (с)– с просьбой дать ей разрешение привести в дом помощницу. Но в то время мусульмане жили бедно, а продажа пленных и получение за них выкупа помогало им в финансовом плане. Этот вопрос особо остро встал тогда, когда в Медину прибыло четыреста мухаджиров, которые покинули свои дома и оставили все свое имущество, чтобы присоединиться к Пророку (их называли «асхаб суффа» и они размещались на эйване мединской мечети). И всех их нужно было обеспечивать. Поэтому Пророк отказался отдать своей дочери Фатиме кого-либо из пленников. При это он научил свою дочь произносить специальное славословие «тасбих», дабы укрепить ее тело и душу. Это славословие впоследствии было названо «тасбих Фатимы Захра» (с).[87]

Но прошло не так много времени, и Господь дал Пророку откровение о том, что следует выполнить просьбу Фатимы и дать ей помощницу по хозяйству. Посланник Аллаха (ДБАР, получив это указание от Всевышнего, направил в дом своей дочери Фидду.[88]

Величие Фидды

Так как Пророк уделял большое внимание воспитанию и образованию женщин и высоко ставил их в общественной жизни, что позволило многим из них обрести значительные нравственные добродетели, Фидда также достигла высоких степеней и знаний. Алламе Маджлеси, Ибн Шахаршуб Мазандарани, Шейх Забихулла Махаллати и Шейх Мофид рассматривали ее в качестве одного из источников передачи хадисов от Посланника Аллаха (с).[89]

Фидда отличалась сильной верой и большой богобоязненностью. В общении с Фатимой Захра (с), которое стало для нее неиссякаемым источником духовности, она достигла высоких степеней искренности в вере, аскетизма и поклонения Богу. Она горячо и преданно любила всю семью Пророка. Имам Али (а) даже сказал: «Фатима заставила меня поклясться Богом и Его Посланником, что, когда она покинет этот мир, об этом из женщин должны узнать только Умм Сальма, супруга Пророка, Умм Айман и Фидда, а среди мужчин – Абдулла бин Аббас, Сальман Фарси, Умар биг Йасир, Микдад, Абузар и Хазифа».[90]

Фидда обладала большим ораторским искусством. Она знала наизусть Коран, понимала смысл коранических понятий, причем в течение двадцати лет жизни она даже обычные беседы с людьми вела с помощью аятов из Корана.[91]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.026 с.)