Содержание книги

  1. Раздел III. Творчество М. Ю. Лермонтова
  2. I. Рассказ учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его эпохи
  3. II. Чтение и анализ стихотворений
  4. II. Чтение и анализ стихотворения
  5. III. Слово учителя о стилистических и языковых особенностях
  6. Уроки 9-11. Духовные искания Евгения Онегина
  7. Работа на 44-45 строфами восьмой главы.
  8. I. Выяснение понятийный моментов
  9. I. Пушкин в кругу друзей-лицеистов
  10. Стихотворение «Поэт» читает учащийся.
  11. Урок 23. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
  12. III. Своеобразии композиции поэмы
  13. VII. Работа над пятой главой. Образ Собакевича
  14. IV. Комментарий учителя. Продолжение беседы
  15. II. Инсценирование или чтение по ролям
  16. IV. Составление хронологической таблицы
  17. V. Лекция учителя «А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Место Островского в русской литературе». Запись тезисов.
  18. V. Сообщение «Комедия «Банкрот» в оценке современников»
  19. Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V
  20. II. Обсуждаем композиционные особенности пьесы
  21. V. Просмотр нескольких первых фрагментов фильма
  22. V. Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова
  23. Анализ монолога о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве.
  24. II. Обсуждение основных образов драмы
  25. II. Лекция учителя «Общая характеристика романа «Обломов»
  26. Урок 44. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»
  27. II. Подведение итогов работы групп экспертами
  28. Д. С. Лихачев (1906-1999) «О национальном характере русских».
  29. РАЗДЕЛ VII. Творчество И. С. Тургенева
  30. IV. Комментированное чтение, беседа
  31. IV. Анализ идеологического конфликта в романе
  32. Урок 51. Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)
  33. II. Работа по теме урока. Аналитическая беседа
  34. Уроки 53-54. Базаров — нигилист
  35. Урок 55. Е. В. Базаров перед лицом смерти
  36. Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  37. Урок 56. Итоговый урок по творчеству И. С. Тургенева
  38. Раздел VIII. Творчество Н. А. Некрасова
  39. Урок 58. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
  40. Идеал общественного деятеля.
  41. IV. Выразительное чтение начала главы «Поп». Беседа
  42. Дополнительная информация для учителя
  43. II. Краткий пересказ содержания поэм (сюжет, герои, место действия)
  44. II. Сообщение учителя по биографии поэта.
  45. Информация к уроку для учителя
  46. Урок 2 (70). Любовная лирика Ф. И. Тютчева
  47. Информация для учителя к уроку
  48. IV. Анализ стихотворения «Фонтан».
  49. III. Анализ стихотворения “Видение” (1829)
  50. Урок 4 (72). Итоговый урок по творчеству Тютчева


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Просмотр нескольких первых фрагментов фильма



Возможно небольшое обсуждение, так как наверняка многие этот фильм уже смотрели и могут высказать свое мнение. Возможна справка по истории создания и творческой судьбе фильма.

— Игра каких актеров вам заполнилась больше всего?

— Удалось ли режиссеру фильма передать основные мотивы пьесы Островского?

— Удается ли режиссеру передать атмосферу той эпохи? Охарактеризуйте ваше впечатление от эпохи, создаваемой в фильме. Вы уже прочитали пьесу. Соответствует ли образы, создаваемые актерами тем, которые представляли вы, читая книгу.

 

Уроки 2-3. Ход уроков

I. Проверка знания текста

 

II. Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы

— Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

(На первый взгляд, первые два явления пьесы — это экспозиция, содержащая в себе чисто информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву — эти новости являются основными для героев.)

— Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

(Из нее мы узнаем, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.)

— Что мы знаем о Паратове?

 

Задание.

Пересказать разговор Вожеватова и Кнурова.

— Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

(Задето его самолюбие, но он не подает виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль — его предпочли другому!)

— Как вы считаете, какова роль данной сцены?

(Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отмстить за «измену» и показать свое превосходство.)

— Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

(События второго действия — это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются сцена встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым (учащиеся читают эти сцены по ролям).

— Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

(Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершала, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.)

— Какова же кульминация пьесы?

(Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить ее от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать он решает отомстить!)

Задание.

Пересказать события четвертого действия

— Какое решение принимает Лариса и почему?

(Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может, поэтому, отчаявшись, она решает принять предложение Кнурова ехать с ним за границу, т.е стать «вещью».)

— Как показано автором убийство Ларисы?

(Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение ее от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки.)

 

III. Обсуждение образа Х. И. Огудаловой

— Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х. И. Огудаловой?

(Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита Игнатьевна — приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться. Она возражает Ларисе: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь».)

— Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

(К каждому из поклонников Ларисы у нее свой подход. К Кнурову она относится предусмотрительно: «…Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили…». Во всем с ним соглашается, угодливо повторяет его слова.

С Паратовым Огудалова ведет непринужденную дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой! Каким ветром занесло?» «Ах ты, проказник!» Характерна ремарка к последней реплике: («Берет Паратова за ухо». С Карандышевым Харита Игнатьевна говорит пренебрежительно, с иронией. Ведь он бедный жених. Поживиться от него нечем.)

— Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в ее судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в 3 явл. Д. II о жизни в деревне, о Карандышеве?

(Отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека...». Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это деньги, за которые она продает свою дочь. После разговора с Кнуровым Огудалова исподволь готовит Ларису к разрыву с Карандышевым, к жизни на содержании у Кнурова. Говорит о ничтожестве Карандышева, о непривлекательных сторонах жизни в деревне.)

— С какой целью вводит Островский в текст Д. II романсы «Не искушай меня без нужды...» и «Матушка-голубушка...»?

(Ларисины увства романсах, которые она поет. Лариса просит пожалеть ее, не подвергать новым испытаниям. Но Харата Иг натьевна на званом обеде снова рисует Карандышева в самом невыгодно для него свете; а когда Лариса решает ехать за Волгу на пикник, Харита Игнатьевна ее не держит.)

 

IV. Характеристика Паратова

— Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица (Кнуров, Вожеватов, Карандышев)?

— За что полюбила Паратова Лариса? В чем отличие Паратова от тех людей, которые ее окружают и в чем сходство?

(Сущность личности Паратова определена в списке действующих лиц как «блестящий барин». Но это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск. Характеристика Паратова дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», — с осуждением говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно», — соглашается с ним Вожеватов. Перед приездом Паратова в городе поднялся переполох. Его встречают салютом — выстрелом из пушки. Цыгане, слуги, кучера — все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с венчиком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.)

— Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой? Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в явл. 8, Д. II, в явл. 12, Д. III и в явл.7, Д. IV.

(О человеке судят по его поступкам. В эпизодах во время путешествия по Волге и с пари он раскрывается как азартный игрок. Ставка — своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. В его поступках есть удаль, лихость, но нельзя не согласиться со словами Карандышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам Паратов о себе говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».)

— Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова?

(Как легко он расстался с «Ласточкой», так же легко оставил и Ларису. «Ласточка» — чайка (перевод имени Ларисы). Жизненная философия Паратова раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться». Главное для него — деньги. Ради них он жертвует любовью, готов продать свою свободу. В разговорах с Ларисой видим его позерство, бессердечие, душевную черствость.)

— В чем сходство и разница между Паратовым и Печориным?

(Он, как и Печорин, эгоист, который несет страдания любящей его девушке. Но Печорин — натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же — самовлюбленный эгоист. Он более напоминает Грушницкого. деньги, положение в обществе — то, мимо чего спокойно проходил Печорин, составляют жизнь Паратова.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.154 (0.006 с.)