II. Чтение и анализ стихотворений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Чтение и анализ стихотворений



Мысль об особом, высшем предназначении поэта прозвучит у Пушкина в стихотворениях «Арион» и «Поэт», написанных вслед за «Пророком» (1826) — в 1827 году.

 

Выразительно чтение стихотворения «Поэт и толпа».

 

Комментарий учителя.

Стихотворение «Поэт и толпа», написанное в 1828 г. воспринимается как центральное в данной теме. Оно — в ряду центральных произведений русской литературы, к нему так или иначе обращаются писатели и критики, размышляя о «цели поэзии». Плоско понявшие Пушкина сторонники «чистого искусства» (те, кто стремился вообще изгнать из литературы гражданское звучание) сочли Александра Сергеевича Пушкина «своим». Их противники, понявшее Пушкина так же упрощенно, упрекали и его, и приверженцев «чистого искусства».

 

Беседа.

— О чем это стихотворение?

(О главном, о назначении искусства: «Зачем так звучно он поет?.. к какой он цели нас ведет?».)

Почему вообще возникает вопрос толпы о назначении поэзии? Что является главным, для толпы в жизни вообще и в поэзии в частности?

(«Песнь» поэта «волнует, мучит» — и толпа призывает его к ответу: «Какая польза нам от ней?» Вот он, ключ: польза. Толпа согласна помучиться, лишь бы была польза.)

— Как поэт отвечает толпе?

(Гневно отповедует:

 

Тебе бы пользы все – на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский.

Ты пользы, пользы в нем не зришь...)

 

— Может ли быть польза от поэзии и искусства?

(Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется «печным горшком»: для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден.)

— Как же реагирует толпа на отповедь и объяснения певца? Приводит ли только «низкие» доводы для служения поэзии толпе?

(Кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, небес избранник употребил высокий дар на благо людям! Пушкин луков: во втором призыве черни нет уже соображений «низкой прозы». Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:

 

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.)

 

— Почему же гонит их поэт «Подите прочь» — какое дело поэту мирному до вас!»?

(Да потому, что чернь вновь требовала от искусства пользы: пусть искусство ее исправляет, дает ей уроки, так или иначе, но пусть служит толпе. Вот этого и не может себе позволить. Ибо искусство не должно кого-то чему-то научить, оно вне практической пользы.)

Давайте вспомним «Пророка»: Бог посылает своего вестника не «учить народы», но «Глаголом жечь сердца людей». Нельзя научить быть добрым, справедливым, благородным, свободным, умным. Эти качества есть результат постоянной духовной работы человека. Искусство может и должно не давать уроки — но создавать прекрасное, приобщать людей к духовности, к истине, пробуждать души.

— В каком еще стихотворении Пушкина говорится о пробуждении душ?

(«Памятник»: «... и чувства добрые я лирой пробуждал».)

Те же, кто боится духовной работы, кто избирает не тернистый путь мучений, метаний духа в поисках истины, но легкую дорогу уроков (научите нас быть добрыми и мудрыми!) и есть «чернь тупая». Для восприятия искусства необходим определенный уровень духовности — тот, на котором уже не ждут «уроков».

— Что противопоставляет поэт «урокам»?

(«Не оживит вас лиры глас». Учить или оживлять, одухотворять. Не восприимчивость толпы к звукам «лиры вдохновенной» есть знак ее духовной ущербности, нищеты: «Душе противны вы, как гробы». Нет и не может быть у поэта никакой «корысти»:

 

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.)

 

— Замкнулся ли поэт в одиночестве? Нужен ли ему слушатель?

(Это не так. Само стихотворение обращено к читателю, именно читателя берет поэт в союзники. Поэт не имеет права изменять себе – или он перестает быть поэтом. Последствия трагичны для всех.)

— Почему Пушкин считает, что путь истинного поэта — не подчиниться «толпе холодной»? Сложно ли это?

(Потому что это путь одиночество, отказа от всех мирских соблазнов: славы, почета, власти над умами черни — ради высокого служения искусству. Это — «благородный подвиг».)

В 1818 году Пушкин закончил стихотворение «К Н. Л. Плюсковой» строчками:

 

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

 

Этот образ оказался удивительно точным – и в 1831 году Пушкин вновь осмысливает его в стихотворении «Эхо».

 

Чтение и комментирование стихотворения «Эхо».

— В чем суть эха?

 

(На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.)

 

— Как связано эхо с миссией поэта?

(Поэт как и эхо воспринимает все, что происходит в мире и откликается «на всякий звук» — для того и даны были ему нечеловеческие слух и зрение.)

— Чем еще эхо похоже на поэта?

(Эхо, как и поэт бесконечно одиноко:

 

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт.)

 

— Итак, каков же путь поэта?

(Путь пророка — путь подвижничества. Отказавшись давать смелые уроки изгнав непосвященных и поставив себя вне их суда, поэт избирает этот путь.)

 

III. Заключительное слово учителя. Запись выводов

Давайте подведем итог нашего урока, а выводы запишем.

Творческое и человеческое кредо Пушкина едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал «чувства добрые» в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе — единственное, к чему может и должно апеллировать искусство.

Противопоставление «жестокого века» Свободе, призыв к милосердию— это и есть те «добрые чувства», которые пробуждает пушкинская лира.

 

Домашнее задание

1. Выучить одно из стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии наизусть.

2. Индивидуальное задание: сообщение «Понятие философской лирики».

 

Урок 5-(6). Философские мотивы в лирике Пушкина

Цели урока: определить понятие «философская лирика»; выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин.

Словарная работа: философ, элегия.

Методические приемы: повторение, опережающее задание, постановка вопросов для обсуждения, постановка вопросов и задания для последующего обсуждения, подготовка к домашнему сочинению.

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Выразительно чтение наизусть стихотворений (2-4 человека)

 

2. Обобщающая беседа по вопросам на тему поэта и поэзии:

— В чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие?

— Сопоставьте стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» со стихотворением Державина «Памятник».

— В чем сходство и различие поэтических позиций авторов? В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и на значения поэзии?

 

II. Реализация индивидуального задания

Сообщение на тему «Что такое философская лирика».

 

III. Чтение стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...»

Выразительное чтение стихотворения.

 

Комментирование и анализ.

«Напрасным» и «случайным» даром называет Пушкин жизнь в стихотворении, помеченном 26 мая 1828 года (день рождения поэта). Обратите внимание на эпитеты.

— Почему власть дарителя названа враждебной? (Потому что жизнь осуждена на казнь.)

— Какие эпитеты характеризуют сердце и ум?

(Сердце, наполненное страстью. Взволнованный сомненьем ум. А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным.)

— К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?».

— Какого восприятие жизни в этом стихотворении? (Жизнь бесцельна и тосклива.)

 

Слово учителя.

Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду:

 

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из тёмных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум —

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум!

 

Пушкин не может остаться неблагодарным. 19 января 1830 года он пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...», в котором уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести. Благостный финал! Но перед этим в письме к Е. М. Хитровой, общей знакомой Пушкина и Филарета, на ее просьбу ответить митрополиту иронически замечает: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! — это, право, большая удача».

 

IV. Стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам...» (1836)

Выразительное чтение стихотворения.

 

Беседа и комментирование.

— Может ли кто-то мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность?

— Что значит выражение «сионские высоты»?

(Путь к Сиону — путь к Богу, к Божественной гармонии.)

— Что значит слово «напрасно» в этом стихотворении?

(Стремление к идеалу и невозможность его достичь.)

— Почему это невозможно?

(Потому что человек — грешен: «Грех алчный гонится за мною по пятам».)

— Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»?

(Это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой «Пророка».)

 

Слово учителя.

Итак это стихотворение о природе человека. Грех преследует чело века так же неизбежно, как лев «следит оленя бег пахучий». Четверостишие построено зеркально. Налицо смысловой и синтаксический параллелизм. Подобного рода параллелизм встречается в Библии: «Олень» («лань») символизирует в псалмах душу, стремящуюся к Богу («Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» — Пс. 42, 2). «Лев» символизирует человека нечестивого, преследующего бедного праведника (Пс. 9, 30; 16, 12), а также грех, подстерегающий его на пути к спасению: «Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс. 21, 12—14).

 

V. Стихотворение «Вновь я посетил...»

Слово учителя.

Пушкин жил и творил в трудных условиях в начале 30-х годов. Нравственно уставший, измученный интригами придворного общества, нападками критики, поэт стремится выйти в отставку и поселиться с ее в деревне.

2. Чтение стихотворения «Пора, мой друг, пора!..» (1834).

Мечты эти не осуществились. Осенью 1835 года Пушкин провел лишь несколько недель в Михайловском.

3. Учитель читает отрывок из письма поэта к жене:

«...нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...».

 

4. Выразительно чтение стихотворения «...Вновь я посетил...».

 

5. Вопросы и задания по стихотворению.

— Сравнить ход поэтической мысли в письме к жене.

— Попробуйте однозначно определить тему стихотворения.

(В нем целый комплекс тем и мотивов, выражающих представление поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе.)

— Попробуйте все-таки определить основную тему стихотворения.

(На фоне всех тем и во взаимодействии с ними возникает тема смены поколений.)

— Какова взаимосвязь природы и человека?

(Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя у нее нет памяти. Обновление природы и человека похожи.)

— В чем отличие обновления человека и природы?

(Обновление человека не тождественно обновлению природы. Шум новых сосен «племени младого, незнакомого», который услышит потомок, будет таким же, каким был шум старых знакомцев» поэта. И этот шум затронет неведомые струны в душе внука и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом повторяющемся, но не равно душном мире природы.)

 

Обобщающее слово учителя.

Может показаться, что поэт в стихотворении повторяет все то, о чем писал жене. Речь идет о няне, о «знакомых старых соснах» и о «молодой сосновой семье» (в стихотворении — «зеленая семья»). Сходство прослеживается и в настроении Пушкина: и в письме, и в стихотворении оно элегическое.

Но в стихотворении есть то, что отсутствует в письме. Содержание стихотворения шире конкретных предметов и явлений. Ставится важный постулат: непрерывное обновление — закон природы.

В письме Пушкин полушутя, полусерьезно признается, что ему «досадно» смотреть на буйно растущую «сосновую семью», потому что сам он стареет. «Но делать нечего». Поэт невольно примиряется с «общим законом» жизни. А в стихотворении автор приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.047 с.)