VII. Работа над пятой главой. Образ Собакевича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Работа над пятой главой. Образ Собакевича



Работая над образом Собакевича, в тексте надо выявить своеобразный прием Гоголя в обрисовке сущности персонажа.

— Какие детали-вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

(Учащиеся читают описание господского дома: «...виднелся деревянный дом с мезонином...» до слов «... Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Греческие герои не картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами).

— А есть ли разница в характеристике Собакевича в первой и пятой главах?

(В первой главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчеркивается и углубляется в пятой главе: он похож «на средней величины медведя». Автор настойчиво обыгрывает слово «медведь»: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семеновичем. Словами Чичикова автор высказывает свое заключение: «Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…».)

— Что поражает в портрете Собакевича?

(В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: «...каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке»; далее учащиеся отмечают: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза...» (до слов: «Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! совершенный медведь!»)

После работы над портретной характеристикой демонстрируется рисунок А. М. Лаптева «Собакевич», «Чичиков у Собакевича». В сопоставлении изобразительных трактовок образов с текстом поэмы у школьников рождается многогранное представление о Собакевиче.

— Почему о главном предмете разговора с Собакевичем Чичиков подходит осторожно: не назвал души умершими, а только несуществующими?

(Собакевич сразу «учуял», что предложенная сделка — жульническая. Но даже глазом не моргнул. «Вам нужно мертвых душ? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».)

— Какова речь Собакевича? В чем выражается грубость и топорная прямолинейность помещика?

Учащиеся наблюдают за речью Собакевича, проводят стилистический анализ.

Задание.

На отдельных листках учащимся предлагают текст отрывка из сцены торга между Чичиковым и Собакевичем без авторских ремарок. Составить мнение об этом эпизоде. Сделайте выводы.

Авторские замечания, ремарки, его отношение к изображаемым явлениям помогают «дорисовать» сатирический образ, углубляют понимание его содержания. Да, такой, подобно гоголевскому городничему (из комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя), способен «мошенников над мошенниками обмануть»!

Вывод:

Прав Чичиков; думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде. Да вышло бы еще и хуже: «попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку».

— Итак, какие приемы использует автор для раскрытия образов Коробочки и Собакевича? Почему эти приемы одинаковые?

(Для описания образа этих героев Гоголь мастерски использовал диалоги как важнейший элемент создания сатирических образов Коробочки и Собакевича. Диалог очень точно рисует лиц, ведущих беседу. Беседа Чичикова с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга.

Жадное корыстолюбие Коробочки и Собакевича раскрываются в сцене продажи мертвых душ. Помещики не удивляются предложению Чичикова, а только боятся продешевить. Они того... они больше как-нибудь стоят»— соображает Коробочка. Это же можно отнести и к Собакевичу.

Вся их жизнь — накопительство ради накопительства. Герои эти по-хозяйски умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому что это не выгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.)

 

VIII. Образ Плюшкина

Слово учителя

Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Плюшкин — последний портрет в галерее помещиков. Лиризм поэмы нарастает от главы к главе, и это находится в прямой связи с тем, что от образа к образу нарастает духовное ничтожество и аморальность «мертвых душ». В гл. 6 протестующий голос автора превращается уже в обвинительную речь, так как перед нами — полное крушение человеческого в человеке.

Образ Плюшкина — воплощение полнейшего застоя и загнивания. Итогом работы над образом Плюшкина должен быть ответ на вопрос:

— Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество»? (Записываем вопрос в тетрадях и на доске).

 

Краткий пересказ и анализ шестой главы.

Поскольку авторское начало пронизывает собой всю главу, выявить авторский голос, его эмоциональный тон — это основная задача при работе над образом помещика.

— Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности? Что усиливает грусть описания?

(Гоголь вовлекает читателя в светлые и печальные думы о неостановимости человеческой жизни. Грусть усиливается описанием большого сада и барского дома. Все здесь в страшном запустении, все говорит о смерти. Старый сад одичал и заглох. Но именно только он и освежает картину, потому что здесь, в саду, во всем чувствуется жизнь).

— Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

(Гоголь обращается к прошлому героя, так как нравственного уродства те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле человеческой жизни, о нравственном долге, об ответственности за все, что происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Например, Манилов, во всяком случае, нежен со своей женой и мечтает о возвышенной дружбе. Плюшкин во всех без исключения, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро).

 

Слово учителя.

Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

 

4. Стилистическое задание.

Найти в тексте главы художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина: «ветхость на всех строениях»; «бревно на избах было темно и старо»; крыши «сквозили, как решето»; клади хлеба — «застоявшиеся»; ограда «изломанная»; замок глядел «дряхлым инвалидом»; «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах»; это — «вымершее место»; часы «с остановившимся маятником» и др.

Выводы:

В этой главе детали разрастаются до значения символов: плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки. Он, впрочем, простил дочь, бежавшую с офицером, а когда она приезжала в гости, «даже дал маленькому внучку поиграть пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал».

— Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

(Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчемную жизнь помещиков. Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого — писал он. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком».)

 

IX. Подведение итогов

Таким образом, безнравственных людей, утративших все человеческое, формирует социальная среда, общественный строй. Гоголь сумел изобразить такую картину дворянских усадеб, ленивой бессмысленной жизни их владельцев, которая уничтожает в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства, что это потрясло всю мыслящую Россию.

 

Домашнее задание

1. Подготовиться к анализу образа Чичикова.

2. Подготовить сообщение «Тема дороги и ее символический смысл» (к уроку 28).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.009 с.)