Стратегии диверсификации доходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии диверсификации доходов



Плата за обучение. Доминантной стратегией по диверсификации доходов во всем мире является существенное повышение платы за обучение и различных форм взносов. Как показано в таблице 1, государственные колледжи и университеты США получают ныне гораздо большую долю доходов от платы за обучение, нежели 20 лет назад. В таблице 2 показан средний уровень цен за обучение по некоторым категориям американских вузов за последние 10 лет.

Таблица 2 - Плата за обучение и взносы по типам вузов США (1992–1993 и 2002–2003). Среднее значение по приему в постоянном денежном (долларовом) выражении.

Типы институтов 1992–1993 2002–2003 Разница за 10 лет % изменения
2-годичные государственные 1,410 1,735    
2-годичные частные 7,271 9,890 2,619  
4-летние государственные 2,949 4,081 1,132  
4-летние частные 13,202 18,273 5,071  

 

Источник: College Board, Trends in College Pricing, 2002. Table 6a. College Board, 2003.

Приведенные цифры являются средним значением платы за обучение, которую студенты платят при приеме в вуз в зависимости от его типа. Студенты государственных и частных институтов всех видов могут заметить, что за прошедшие 10 лет плата за обучение выросла более чем на 20 % в постоянном долларовом выражении. Двухгодичные государственные институты, куда зачисляются 38 % студентов, имеют наименьшее увеличение — на 23 %, а четырехлетние частные и государственные вузы имели увеличение на 36–38 %.

В Западной Европе, России, Восточной и Центральной Европе, на Балканах исторически не существовало платы за обучение. Однако в поисках новых источников доходов и в этих странах ее начали вводить. Особенно горячо идут дебаты по этому вопросу в Европе. Великобритания и Австрия недавно присоединились к таким странам, как Португалия, Голландия, Франция и Бельгия, которые ввели платное обучение (Vossensteyn, 2001). Россия, Центральная и Восточная Европа, Балканы выработали разнообразие стратегий для введения платы за обучение. Дуалистическая система платы за обучение во многих из этих стран, описанная ранее, испытывает давление или разрушается из-за несовершенства и несправедливости самой системы, а также постоянной необходимости увеличивать плату за обучение.

Частные источники финансирования. Поскольку темпы роста правительственных дотаций замедлились, колледжи и университеты США, как и их зарубежные коллеги, активно и энергично взялись за различные частные источники финансирования. Университеты исторически всегда нуждались в покровителях. В средние века эту роль исполняла церковь, в более позднее время — правительства, а теперь наметился некий сдвиг в сторону бизнеса, промышленности и других частных источников. Арт Левин назвал эти новые источники «новым покровителем» университетов (Levine, n.d.). Таблица 3 демонстрирует общий рост добровольных частных пожертвований вузам США по видам источников в постоянном долларовом выражении за 20-летний период — огромное увеличение на 184 % до 24 миллиардов долларов США. Рост пожертвований от фондов (223 %) и выпускников (223 %) — наиболее существенный за данный период — частично отражает удорожание основных фондов. Корпоративные пожертвования (177 %), которые касались в основном исследований, финансируемых под заказ, также демонстрируют устойчивый рост.

Таблица 3 - Добровольная финансовая поддержка колледжей и университетов по выбранным источникам (с 1980–1981 до 2000–2001) в постоянном долларовом выражении (в млн.).

Источник 1980–1981 2000–2001 Разница в % изменения
Всего пожертвовано 8,528 24, 200 15,672 183.8
Выпускниками 2,115 6,830 4,715 222.9
Не выпускниками 2,030 5,200 3,170 156.2
Корпорациями 1,568 4,350 2,782 177.4
Фондами 1,859 6,000 4,141 222.8

 

Источник: Дайджест образовательной статистики. 1998. Табл. 341. Национальный центр образовательной статистики; Совет помощи образованию. Добровольная поддержка образования. 2002. Табл. 1.

Частные источники финансирования стали важной частью доходов для поддержания научных исследований. Несмотря на то, что частная финансовая поддержка науки составляет только семь процентов от общих расходов на НИОКР в американских университетах, это был самый быстро растущий источник денежных поступлений за последние 30 лет, увеличившись в два раза (NSF, 2002).

Университеты за пределами Соединенных Штатов смотрят с определенной завистью на американские традиции пожертвваний. В то время, как некоторые европейские страны, такие, как Великобритания, существенно увеличили частные капиталовложения, большинство стран не имеют этой традиции и стимулирующей системы налогообложения подобной американской. В случае развивающихся наций большинство из них не имеют достаточно аккумулированного частного капитала. Многие университеты по всему миру инициируют или развивают попытки по созданию ассоциаций выпускников, однако заметных результатов придется ждать довольно долго. Но большинство институтов очень активны в привлечении денежных поступлений и исследовательских грантов от международных фондов и агентств.

Помимо платы за обучение и поиска международной поддержки существует широкий спектр стратегий по диверсификации статей доходов в зависимости от законодательного, экономического и культурного контекстов. В хорошо развитых и законодательно стабильных странах колледжи и университеты организовали растущее разнообразие альянсов с бизнесом и промышленностью. Эти альянсы принимают форму дарений, партнерств, исследовательских грантов и контрактов, тренинговых программ, совместных программ получения степени и т. д. Но даже в относительно слабых экономиках переходного типа некоторые вузы развивают продуктивное сотрудничество с вновь возникающими или возрождающимися частными предприятиями. Например, в России Казанский государственный технический университет компенсировал неспособность закупить современное оборудование для процесса обучения, предоставив наиболее успевающим студентам возможность проходить лабораторные курсы на предприятиях, имеющих современное оборудование (Морган, Князев, 2001). В начале переходного периода в России многие бывшие государственные предприятия были не в состоянии помочь университетам. Но с возрождением производства на этих предприятиях научные и образовательные связи также стали восстанавливаться. Упоминавшийся выше технический университет восстановил исследовательские связи с воспрянувшей авиационной и нефтяной промышленностью региона, что стало существенным добавлением к его инновационной образовательной деятельности.

В своей эпохальной работе, описывающей пять примеров предпринимательских университетов в Западной Европе, Бартон Кларк (Clark, 1998) описывает пять способов, позволяющих вузам трансформироваться в предпринимательские институты с диверсифицированной финансовой базой. Кларк отобрал эти примеры на основе их репутации как институтов, кардинальным образом трансформировавшихся и ставших состоятельными как инновационные и предпринимательские институты. Одним из пяти способов, общим для всех рассмотренных и описанных Кларком случаев, было развитие диверсифицированной финансовой базы. Каждый университет создал то, что Кларк назвал «опекунским советом для распределения растущих затрат» (Clark, 1998, p. 140). Кларк утверждает, что более диверсифицированная финансовая база дает больше возможностей для устойчивых инноваций и позволяет вузу развивать систему инвестиционных фондов для развития предпринимательства.

Интересно отметить, что четыре из этих пяти случаев описывают технические и исследовательские вузы, которые сумели расширить свою финансовую базу на основе укрепления связей с региональными бизнесом и промышленностью. Вот эти пять вузов.

1. Университет Ворвика в Англии, который можно охарактеризовать как относительно новый, ориентированный на исследования, региональный экономический «двигатель», который в шутку часто называют ООО «Университет Ворвика».

2. Университет Твенте в Нидерландах — другой пример недавно созданного регионального университета, обладающего мощным техническим ядром, связанного с бизнесом, ориентированного на международное сотрудничество. Это вуз с выраженной научно-прикладной и социальной направленностью.

3. Университет Стратклайда в Шотландии — старинный технический вуз, расширивший свою научную и технологическую базу, создавший в своей структуре бизнес-школу и другие новые факультеты с целью стать сильным фактором научного и экономического развития.

4. Технологический университет Чалмерса в Швеции — изначально небольшой частный технический вуз, ставший выдающимся шведским политехническим университетом, активно занимающийся трансфером технологий, обладающий научным парком, продвинутым блоком подготовки и переподготовки управленческих кадров, работающий в тесном контакте с промышленностью.

5. Университет Йонсуу в западной Финляндии, выросший из педагогического вуза в регионально значимый институт с более широкой специализацией.

В значительной степени благодаря компетентности в сфере взаимосвязей технологии и бизнеса в большинстве приведенных вузов диверсифицированное финансирование исходило в основном от связей университетов с промышленностью. Рассмотрим, например, Университет Ворвика. В начале 1980-х годов правительство М. Тэтчер значительно урезало университетские бюджеты. Национальная политика не предусматривала плату за обучение (кроме той, что платят иностранные студенты). В этом контексте в университете Ворвика приняли решение о необходимости систематической стратегии зарабатывания средств. Для развития данной деятельности, этот университет и другие университеты решились на рискованные инвестиции в несколько новых структур на периферии организации. Одна из таких структур в Варвике — Производственная Группа Варвика (WMG). Группа первоначально состояла в основном из инженерных кадров во главе с харизматическим профессором, приверженным тесному сотрудничеству с промышленными компаниями. Эта организация, ориентированная на научно-исследовательскую работу и прикладные разработки, расширила свою деятельность управленческой подготовкой с инженерным контекстом и внедрила программу «НИОКР для ремесленника», за что была названа «членским клубом науки и развития» (Clark, 1998, с.17). Практика WMG была дополнена разнообразными стратегиями добывания средств, но все они представляют собой централизованно координируемые попытки максимизировать возможности для получения неправительственных доходов.

Другие стратегии. Вузы по всему миру, большинство из которых не имеют высокоразвитой и бурно развивающейся промышленной базы, стали, тем не менее, весьма изобретательны в диверсификации доходов. Например, поощряя разнообразие даже относительно небольших источников доходов. Здесь и сдача в аренду собственного оборудования и площадей, сотрудничество с западными фондами и выделяющими для поддержки реформ гранты агентствами Евросоюза, в том числе через такие международные структуры, как Всемирный банк или Азиатский банк развития.

Болонский процесс через агентства Евросоюза является важным рычагом изменений в странах Центральной и Восточной Европы, а также Балканских странах, стремящихся к вступлению в Евросоюз (Морган, в печати).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.009 с.)