Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внедрение системы зачетных единиц и модульной организации учебного процесса.
Одним из стратегических приоритетов ВГУЭС является формирование клиентоориентированного подхода. Под этим мы понимаем прежде всего отношение к клиентам (абитуриентам, студентам, родителям, учителям и др.) как к активным соучастникам процесса оказания образовательных услуг. Такой подход создает преимущество, благодаря которому вуз формирует лояльное отношение текущих клиентов и создает репутацию для привлечения потенциальных, одновременно повышая свою конкурентоспособность. Это становится еще более актуальным применительно к новой образовательной парадигме, которая сейчас активно развивается и культивируется во всем мире. Студент становится субъектом обучения, приобретает активное, самостоятельное начало. При таком подходе акцент в обучении смещается с процесса на результаты обучения, то есть приобретенные навыки, знания и компетенции, позволяющие выпускнику успешно конкурировать на рынке труда. В этих условиях перестройка организации учебного процесса должна быть направлена на повышение свободы выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемой индивидуальным учебным планом; совершенствование организации и оплаты труда профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала; стимулирование освоения информационно-компьютерных технологий образования. Главная цель таких преобразований – превращение университета в равноправного партнера на мировом рынке образовательных услуг. Кардинальным отличием кредитной системы от традиционной является отказ от традиционной оценки уровня образованности в количестве времени, затраченного на образование (часы, семестры, годы). В кредит-системе учитывается «количество образования», полученного студентом, мерой которого и является зачетная единица – кредит. Именно кредиты (зачетные единицы) становятся основой проектирования образовательной программы. И это уже не просто изменение единицы исчисления трудоемкости программ, а достаточно существенное изменение подхода к управлению образовательным процессом на всех уровнях. Учебные планы, спроектированные в зачетных единицах, становятся основой для создания гибкой и мобильной системы подготовки, асинхронизации учебного процесса и реального осуществления индивидуального подхода к каждому студенту. Переход на асинхронное планирование учебного процесса, при котором в идеале каждый студент учится по индивидуальному плану, требует коренной перестройки всей системы управления учебным процессом вплоть до ее перепроектирования (рис.2.).
Рисунок 2 - Последовательность планирования учебного процесса при асинхронной организации обучения ВГУЭС, включившись весной 2004 года в проводимый Министерством образования РФ эксперимент по внедрению зачетных единиц в учебный процесс, прошел определенный путь в данном направлении, и уже имеются некоторые интересные наблюдения и выводы. Проведенный в университете социологический опрос показал, что около 40 % студентов 3-4 курсов считают себя готовыми формировать свой индивидуальный план, поскольку достаточно хорошо представляют себе свои будущие карьерные планы. Основные факторы, благодаря которым студенты уже на 3-4 курсах оказываются достаточно хорошо ориентированы, – организация практик и вовлечение в образовательный процесс специалистов из реального сектора экономики. Новая идеологическая основа компетентностного подхода предопределяет и иное формирование учебного плана и программ отдельных дисциплин – на основе модулей. Модуль является автономной и логически законченной частью образовательной программы, четко взаимоувязанной с остальными частями программы. В каждом модуле, оцениваемом кредитом, отрабатываются совершенно конкретные знания, умения, навыки, а его цели сформулированы в терминах компетенций. Модульная организация учебного процесса, по оценкам специалистов, может значительно снизить детализацию и дробление существующих в российских вузах учебных планов. Это не означает сокращения содержания образовательных программ; напротив, предполагается значительное его усложнение на основе последовательного возвращения к изучаемым курсам – от вводных через промежуточные к продвинутым – на более глубоком уровне преподавания с усложненным инструментальным аппаратом. Модульная организация обучения облегчает переход к кредитной системе, решение задач учета учебных достижений студентов, мониторинга успеваемости.
Классическое модульное построение программ предполагает, что каждый модуль является не только самодостаточным, внутренне сбалансированным и взаимоувязанным, но и непрерывным во времени. Последовательность модулей во времени жестко выстроена, переход к следующему модулю возможен только при условии выполнения всех требований по предыдущему. В условиях сложившейся российской (и не только) образовательной практики массово перейти к классическому модульному построению основных образовательных программ пока не представляется возможным – это была бы слишком резкая и кардинальная ломка всего традиционно сложившегося образовательного процесса, которая создала бы хаос и привела бы к резкому снижению качества обучения. Принцип социальной ответственности образовательных структур не позволяет проводить столь жесткие «эксперименты на людях» с весьма непредсказуемыми результатами. В качестве такой альтернативы мы считаем возможным использовать принцип «сквозных модулей», состоящий в выделении для каждой программы (группы программ, входящих в одно направление подготовки) 4-5 модулей, выделяемых как составляющие, работающие на одну из обобщенных целей подготовки по образовательной программе в целом. Сразу необходимо заметить, что в каждый такой модуль могут входить дисциплины разных циклов ГОС, т.е. сквозные модули не имеют жесткой связи с циклами программы. Используемый подход «сквозных модулей» может служить весьма эффективным инструментом управления образовательными программами, и скорее именно в этом состоит его главное значение. Уже на первом этапе, когда дисциплины группируются в модули и обнаруживается серьезное расхождение трудоемкости разных модулей программы, можно констатировать, что либо цели определены неверно, либо внутри программы приоритеты расставлены неправильно. На втором этапе, когда цели уже «отшлифованы» и достигнут баланс трудоемкости модулей, можно переходить к анализу каждой дисциплины с точки зрения целей и результатов обучения и их согласованности с целями всего модуля в целом. Такое согласование целей является уже вполне решаемой задачей. Через определение согласованных целей и результатов обучения осуществляется выход на содержание дисциплины, которое, как уже ясно, должно полностью соответствовать поставленным целям. Следует заметить, что «сквозной» характер модулей проявляется в том, что в каждый модуль объединяются дисциплины, изучаемые на разных курсах и в разных семестрах в соответствии с учебным планом, т.е. каждый модуль проходит «сквозь» всю образовательную программу, а разные модули при этом изучаются параллельно друг другу во времени. Таким образом, метод «сквозных модулей» не только позволяет сделать корректное, понятное и «прозрачное» описание образовательных программ, но и является хорошим инструментом управления качеством программ, позволяя разрабатывать внутрипрограммные политики и постоянно работать над улучшением программы в целом и ее отдельных частей. Подводя итог, подчеркнем, что действующий в университете и описанный в данной статье экономический механизм носит переходный характер. Его главное предназначение – обеспечение необходимого качества при одновременном сокращении издержек. Только качество подготовленных специалистов, измеряемое прежде всего их востребованностью на рынке труда, способно обеспечить выживаемость вуза в новых условиях. Мы считаем чрезвычайно важным и в дальнейшем использовать достижения переходного этапа. В частности, речь идет об оптимизации издержек. Переход на кредит-систему становится нашей следующей задачей, решение которой обеспечит рост конкурентоспособности вуза. В связи с этим мы приступили к пересмотру системы управления образовательным процессом в части организационной структуры и структуры управления образовательными программами. Закладывая в основу перепроектирования организационной структуры стратегический маркетинговый подход и разрабатывая соответствующие технологии управления, мы открываем возможность управлять образовательными программами как проектами и тем самым значительно повышать гибкость и рыночную мобильность университета. Мартыненко О.О. Журнал «Высшее образование сегодня», № 2, 2006. с.12-18.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.01 с.) |