Внедрение системы зачетных единиц и модульной организации учебного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внедрение системы зачетных единиц и модульной организации учебного процесса.



Одним из стратегических приоритетов ВГУЭС является формирование клиентоориентированного подхода. Под этим мы понимаем прежде всего отношение к клиентам (абитуриентам, студентам, родителям, учителям и др.) как к активным соучастникам процесса оказания образовательных услуг. Такой подход создает преимущество, благодаря которому вуз формирует лояльное отношение текущих клиентов и создает репутацию для привлечения потенциальных, одновременно повышая свою конкурентоспособность. Это становится еще более актуальным применительно к новой образовательной парадигме, которая сейчас активно развивается и культивируется во всем мире. Студент становится субъектом обучения, приобретает активное, самостоятельное начало. При таком подходе акцент в обучении смещается с процесса на результаты обучения, то есть приобретенные навыки, знания и компетенции, позволяющие выпускнику успешно конкурировать на рынке труда.

В этих условиях перестройка организации учебного процесса должна быть направлена на повышение свободы выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемой индивидуальным учебным планом; совершенствование организации и оплаты труда профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала; стимулирование освоения информационно-компьютерных технологий образования. Главная цель таких преобразований – превращение университета в равноправного партнера на мировом рынке образовательных услуг.

Кардинальным отличием кредитной системы от традиционной является отказ от традиционной оценки уровня образованности в количестве времени, затраченного на образование (часы, семестры, годы). В кредит-системе учитывается «количество образования», полученного студентом, мерой которого и является зачетная единица – кредит.

Именно кредиты (зачетные единицы) становятся основой проектирования образовательной программы. И это уже не просто изменение единицы исчисления трудоемкости программ, а достаточно существенное изменение подхода к управлению образовательным процессом на всех уровнях.

Учебные планы, спроектированные в зачетных единицах, становятся основой для создания гибкой и мобильной системы подготовки, асинхронизации учебного процесса и реального осуществления индивидуального подхода к каждому студенту. Переход на асинхронное планирование учебного процесса, при котором в идеале каждый студент учится по индивидуальному плану, требует коренной перестройки всей системы управления учебным процессом вплоть до ее перепроектирования (рис.2.).

 

 

Рисунок 2 - Последовательность планирования учебного процесса при асинхронной организации обучения

ВГУЭС, включившись весной 2004 года в проводимый Министерством образования РФ эксперимент по внедрению зачетных единиц в учебный процесс, прошел определенный путь в данном направлении, и уже имеются некоторые интересные наблюдения и выводы. Проведенный в университете социологический опрос показал, что около 40 % студентов 3-4 курсов считают себя готовыми формировать свой индивидуальный план, поскольку достаточно хорошо представляют себе свои будущие карьерные планы. Основные факторы, благодаря которым студенты уже на 3-4 курсах оказываются достаточно хорошо ориентированы, – организация практик и вовлечение в образовательный процесс специалистов из реального сектора экономики.

Новая идеологическая основа компетентностного подхода предопределяет и иное формирование учебного плана и программ отдельных дисциплин – на основе модулей. Модуль является автономной и логически законченной частью образовательной программы, четко взаимоувязанной с остальными частями программы. В каждом модуле, оцениваемом кредитом, отрабатываются совершенно конкретные знания, умения, навыки, а его цели сформулированы в терминах компетенций.

Модульная организация учебного процесса, по оценкам специалистов, может значительно снизить детализацию и дробление существующих в российских вузах учебных планов. Это не означает сокращения содержания образовательных программ; напротив, предполагается значительное его усложнение на основе последовательного возвращения к изучаемым курсам – от вводных через промежуточные к продвинутым – на более глубоком уровне преподавания с усложненным инструментальным аппаратом. Модульная организация обучения облегчает переход к кредитной системе, решение задач учета учебных достижений студентов, мониторинга успеваемости.

Классическое модульное построение программ предполагает, что каждый модуль является не только самодостаточным, внутренне сбалансированным и взаимоувязанным, но и непрерывным во времени. Последовательность модулей во времени жестко выстроена, переход к следующему модулю возможен только при условии выполнения всех требований по предыдущему. В условиях сложившейся российской (и не только) образовательной практики массово перейти к классическому модульному построению основных образовательных программ пока не представляется возможным – это была бы слишком резкая и кардинальная ломка всего традиционно сложившегося образовательного процесса, которая создала бы хаос и привела бы к резкому снижению качества обучения. Принцип социальной ответственности образовательных структур не позволяет проводить столь жесткие «эксперименты на людях» с весьма непредсказуемыми результатами.

В качестве такой альтернативы мы считаем возможным использовать принцип «сквозных модулей», состоящий в выделении для каждой программы (группы программ, входящих в одно направление подготовки) 4-5 модулей, выделяемых как составляющие, работающие на одну из обобщенных целей подготовки по образовательной программе в целом. Сразу необходимо заметить, что в каждый такой модуль могут входить дисциплины разных циклов ГОС, т.е. сквозные модули не имеют жесткой связи с циклами программы.

Используемый подход «сквозных модулей» может служить весьма эффективным инструментом управления образовательными программами, и скорее именно в этом состоит его главное значение. Уже на первом этапе, когда дисциплины группируются в модули и обнаруживается серьезное расхождение трудоемкости разных модулей программы, можно констатировать, что либо цели определены неверно, либо внутри программы приоритеты расставлены неправильно. На втором этапе, когда цели уже «отшлифованы» и достигнут баланс трудоемкости модулей, можно переходить к анализу каждой дисциплины с точки зрения целей и результатов обучения и их согласованности с целями всего модуля в целом. Такое согласование целей является уже вполне решаемой задачей. Через определение согласованных целей и результатов обучения осуществляется выход на содержание дисциплины, которое, как уже ясно, должно полностью соответствовать поставленным целям. Следует заметить, что «сквозной» характер модулей проявляется в том, что в каждый модуль объединяются дисциплины, изучаемые на разных курсах и в разных семестрах в соответствии с учебным планом, т.е. каждый модуль проходит «сквозь» всю образовательную программу, а разные модули при этом изучаются параллельно друг другу во времени.

Таким образом, метод «сквозных модулей» не только позволяет сделать корректное, понятное и «прозрачное» описание образовательных программ, но и является хорошим инструментом управления качеством программ, позволяя разрабатывать внутрипрограммные политики и постоянно работать над улучшением программы в целом и ее отдельных частей.

Подводя итог, подчеркнем, что действующий в университете и описанный в данной статье экономический механизм носит переходный характер. Его главное предназначение – обеспечение необходимого качества при одновременном сокращении издержек. Только качество подготовленных специалистов, измеряемое прежде всего их востребованностью на рынке труда, способно обеспечить выживаемость вуза в новых условиях. Мы считаем чрезвычайно важным и в дальнейшем использовать достижения переходного этапа. В частности, речь идет об оптимизации издержек.

Переход на кредит-систему становится нашей следующей задачей, решение которой обеспечит рост конкурентоспособности вуза. В связи с этим мы приступили к пересмотру системы управления образовательным процессом в части организационной структуры и структуры управления образовательными программами. Закладывая в основу перепроектирования организационной структуры стратегический маркетинговый подход и разрабатывая соответствующие технологии управления, мы открываем возможность управлять образовательными программами как проектами и тем самым значительно повышать гибкость и рыночную мобильность университета.

Мартыненко О.О.

Журнал «Высшее образование сегодня», № 2, 2006. с.12-18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.01 с.)