Тема 2.1 Древняя Русь. Зарождение цивилизации в русских землях.


I. Задания для самостоятельной работы

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.

2. Подготовить научное сообщение на тему: «Закономерности и особенности создания Древнерусского государства».

3.*Подготовить научное сообщение на тему: «Экономические, политические и социальные предпосылки создания Древнерусского государства».

II. План практического занятия

1. Образование Древнерусского государства и норманнский вопрос.

2. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.

3. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (XI – первая треть XII в.

 

III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическим занятиям

Раскрытие и усвоение студентами вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной научной и учебной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу академика Б.А. Рыбакова

 

 

«Мир истории: начальные века русской истории», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с определения территории расселения восточных славян. Затем надо дать характеристику основным видам занятий восточных славян. При усвоении первого вопроса необходимо исследовать как норманнскую теорию, так и взгляды антинорманнистов, споры о понятии «Русь». Особое внимание нужно обратить на объективные предпосылки возникновения Древнерусского государства, развитие у восточных славян землевладения, ремесла и торговли, эволюцию общины как основы организации общественной жизни.

Следует особое внимание обратить складыванию ранних государственных объединений: Куявии, Славии и Артании, становлению государственности, первым великим Киевским князьям и их деятельности, особенностям социального строя Древней Руси. Закончить ответ следует выводом о религиозных воззрениях восточных славян, верованиях и обычаях.

Раскрытие второго вопроса лучше начать с определения причин крещения Древней Руси. Затем надо рассмотреть процесс принятия христианского вероисповедания. Закончить следует выявлением места русской православной церкви в исторической судьбе России.

При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо исследовать жизнь и деятельность наиболее выдающихся великих князей Киевских, раскрыть содержание социально-экономического развития и политического устройства Киевской Руси, «Русской Правды» - древнерусского свода законов, основных категорий свободного и зависимого населения, их права и обязанности. В заключение следует определить причины борьбы Древнерусского государства с кочевыми народами Великой Степи, Византийско-древнерусские связи, международные отношения Древней Руси: Византия, Польша и западноевропейские страны; причины распада единого Древнерусского государства и появление новых политических центров.

IV Рекомендуемые источники

Основная литература



1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – Гл. 2-3.

Дополнительная литература

1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.

2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. – М., 1993. – Гл. 1,2,4.

3. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988.

4. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

 

V Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие существуют точки зрения на проблему происхождения восточных славян?

2. Под влиянием, каких внутренних и внешних условий проходило формирование Древнерусского государства?

3. Какие соседи Древней Руси представляли для неё наибольшую угрозу? Почему?

4. Как Вы можете определить общественно-политический строй Древнерусского государства?

5. Какие категории свободного и зависимого населения вы можете назвать?

6. В чем вы видите общее и особенное в социально- экономическом развитии Древней Руси в IX, X, XI вв.?

7. Что вы можете сказать об общих и отличительных чертах политического строя Руси в IX, X, XI вв.?

8. В чем вы видите роль городов в Древней Руси?

9. Какие элементы языческой и христианской культуры вы можете назвать применительно к Руси XI- начала XII вв.?

Тема 2.2 Особенности образования единого Московского (Российского) государства. Поиск цивилизационной альтернативы в XIII – XVII вв.

1.Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить доклад на тему «Политические центры на территории Древнерусского государства в период феодальной раздробленности».

 

2. *Подготовить доклад на тему «Внешнеполитическое положение Руси в XIII - XVII вв. Наступление крестоносцев на северо-востоке Европы, участие русских земель в его отражении. Победа князя Александра Невского».

2. Подготовить доклад на тему «Русь и Золотая Орда».

II. План практического занятия

1. Татаро-монгольское нашествие, его соци­ально-экономические и политические последствия.

2. Причины возвышения Москвы. Русские князья от Ивана Калиты до Василия I.

3. Образование Российского централизованного государства. Русские князья от Василия Темного до Василия III.

III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическим занятиям

Раскрытие и усвоение вопросов семинара необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу: Греков И.Б. «Мир истории: русские земли в XIII – XV вв.», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие. Следует провести анализ создания новых государственных объединений на Руси: Владимиро-Суздальского княжества, его образования и основные этапы развития, политический строй, система управления; Галицко-Волынское княжества, его образования и основные этапы развития, политический строй, система управления; Новгородская феодальная республика, ее образование, экономика, политический строй.

При подготовке вопроса к заданию по самостоятельной работе студентам следует понять, что ключевым моментом является исследование жизни и деятельности князя Александра Ярославича Невского. Обязательно надо уяснить агрессивную сущность католической церкви и западных правителей, дать объективный анализ битвы на льду Чудского озера.

К семинарскому занятию студентам следует подготовить характеристику монгольского военно-феодального государства в Центральной Азии, его образование и особенности. Затем надо раскрыть причины поражения русского войска на берегу Калки, дать характеристику участникам сражения. Рассмотреть вопросы: Русь и орда: проблемы взаимовлияния; покорение монголо-татарами Северо-Восточной и Южной Руси; Образование Золотой Орды и её политика в отношении русских княжеств; Распространение и принятия ислама в Золотой Орде. Особое внимание необходимо уделить героическое борьбе русского народа с монголо-татарскими завоевателями. Закончить следует выявлением последствий монголо-татарского нашествия.

При раскрытии второго вопроса целесообразно выявить объективные и субъективные причины возвышения Москвы. Затем надо определить главных соперников Москвы в борьбе за первенство в Северо-восточной Руси: борьбу Москвы с Тверью за лидерство; этапы складывания Московского государства. Следует показать историческое значение политического союза Московских князей с русской православной церковью и историческое значение Куликовской битвы; попытки Тохтамыша и Едигея возродить былое могущество Золотой Орды. Закончить

ответ необходимо общей характеристикой деятельности первых великих князей Московских.

При изучении третьего вопроса, прежде всего, следует рассмотреть государственную деятельность великого князя Московского Ивана III, феодальные войны на территории великого княжества Московского в середине XV в.; окончательное объединение русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III; Свержение монголо-татарского ига и появление теории «Москва-третий Рим, а четвертому не быть».

Затем необходимо дать хронологию присоединения русских земель к Московскому государству. В заключение надо определить территориальные рамки Российского централизованного государства к середине XVI в.

IV Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – Гл. 4-8

Дополнительная литература

1. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. – М., 1992.

2. Греков И.Б. Мир истории: русские земли в XIII – XV вв. – М., 1986.

3. Кучкин В.Л. Русь под игом: как это было. – М., 1991.

4. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII вв. – М., 1969.

 

 

V Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как проявилась специфика экономического развития русских земель в период феодальной раздробленности?

2. В чем причина феодальной раздробленности на Руси?

3. Как повлияло монголо-татарское иго на социально-экономическое развитие русских земель?

4. Как развивалась культура русских земель в период монголо-татарского ига?

5. Какие вы видите предпосылки создания централизованного государства?

7. Чем можно объяснить тот факт, что именно Москва стала политическим центром единого государства?









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь