Тема 3.3. Проблема цивилизационного выбора современной России.


Геополитическое положение России на современном этапе.

Начало радикальных социально-экономических преобразований в России: либерализация цен, чековая приватизация. Е.Т. Гайдар. Углубление экономического, социального и политического кризиса.

Б.Н. Ельцин: политический портрет. Кризис власти в 1991—1993 гг. Противостояние Президента и Верховного Совета. Политическое противостояние весны-осени 1993 г. События октября 1993 г. в Москве, их итоги. Ликвидация советской системы управления. Выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция РФ 1993 г.

Становление новой российской государственности. Задачи экономической и политической модернизации России. Августовский кризис и дефолт 1998 г., его последствия. Федеративный договор. Противоречивость национально-государственной политики российского руководства. Чеченская проблема: политические, психологические, военные аспекты.

Приоритеты внешней политики Российского правительства. Россия и страны ближнего зарубежья. Взаимоотношения с США, странами ЕС, Японией и Китаем. Россия и НАТО. Россия и ВТО.

Россия в начале XXI века. В.В. Путин: политический портрет. Изменения в организации власти и управления в центре и на местах. Проблема сепаратизма и терроризма в России. Мировой экономический кризис 2008 г. и Россия. Культура современной России. «Четвертая власть» и массовое сознание российского общества.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация рабочей программы предусматривает использование различных образовательных технологий. Во время аудиторных занятий лекции читаются как в традиционной форме, а так же с применением активных и интерактивных методик в форме: лекция-дискуссия, лекция-диалог и.др. Семинарские занятия также проводятся как в виде традиционного опроса студентов, их выступлений с докладами с последующим обсуждением, так и в виде семинаров-презентаций, семинаров-дисскусий, ролевых игр, представления результатов групповых творческих заданий и последующего обсуждения качества их подготовки и проведения, а также семинаров проводимых в формате заседания «круглого стола», разбора конкретных исторических ситуаций и др.

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся не менее 8 часов аудиторных занятий в соответствии с утвержденным учебным планом проводятся в активной и интерактивной форме.

В частности, по теме 2.2 проводится семинарское занятие по проблеме «Стремление к переменам в деятельности представителей государства, общества и церкви» (2 часа) в форме презентации событий, происходивших в России в XVII в. с позиции различных сословий российского общества и представителей власти; по теме 2.5 – ролевая игра «Политические партии России на рубеже XIX- XX вв. о путях и формах преобразования политического и социально-экономического строя страны»; (2 часа) по теме 3.1 – заседание «круглого стола» на тему «Ленинская и сталинская «модели социализма»: теория и советская практика» (4 часа).



В процессе изучения дисциплины предусмотрены встречи студентов с представителями региональных отделений политических партий России, с учеными и историками.

Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку докладов и сообщений, рефератов, групповых творческих заданий, презентаций, изучение и конспектирование исторических документов, учебной и научной литературы, составление словаря исторических терминов, хронологической таблицы, работу над ошибками по итогам выполнения индивидуальных заданий и результатов тестирования. Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий по дисциплине «История». Способы контроля самостоятельной работы приводятся в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства настоящей программы».

 

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.

В процессе изучения дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала оценивается по 100- бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен) - 30 баллов.

Промежуточный контроль проводится:

по первому модулю - в форме тестирования,

по второму и третьему модулю – в форме тестирования.

Итоговый контроль – в форме тестирования.

 

 

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

 

 

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
  ИТОГО

 

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы

 

 

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
Промежуточное тестирование 0-5
Итоговое тестирование 0-20
Конспектирование исторического документа по темам одного учебного модуля 0-2
Ответ на теоретический вопрос 0-2
Доклад на семинаре 0-3
Участие в учебной игре (заседании круглого стола) 0-2
Участие в подготовке и представлении творческого группового задания 0-3
Компьютерная презентация 0-3
Составление хронологической таблицы 0-5
Составление словаря исторических терминов 0-4
Дополнение к ответу на теоретический вопрос 0-1
Блиц-опрос по определениям 0-1

 

Темы докладов приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских занятий по дисциплине «Отечественная история».

 

 

Распределение способов контроля по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Способы контроля
Модуль 1 Блиц-опрос по определениям - 1, ответ на теоретический вопрос – 4 (2+2), дополнение к ответу на теоретический вопрос - 2 (1+1), компьютерная презентация - 3.
Модуль 2 Тестирование - 5, компьютерная презентация – 3, ответ на теоретический вопрос –10 (2+2+2+2+ 2) , дополнение к ответу на теоретический вопрос – 5 (1+1+1+1+1), доклад на семинаре - 3, конспектирование исторических документов - 2, участие в учебной игре – 2.
Модуль 3 Тестирование - 5, компьютерная презентация – 3, ответ на теоретический вопрос –10 (2+2+2+2+ 2) , дополнение к ответу на теоретический вопрос – 5 (1+1+1+1+1), доклад на семинаре - 3, конспектирование исторических документов - 2, участие в учебной игре – 2.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

1. Орлов, А. С. История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: Проспект (ТК Велби), 2010. — 672 с. — Рек. Министерством образования РФ.

2. Орлов, А. С. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект (ТК Велби), 2010. — 672 с. — Рек. Министерством образования РФ.

Дополнительная

1. Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина: люди, события, даты / Евгений Анисимов. — СПб.: Питер, 2006. — 480с.

2. Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): курс лекций / И.Н. Данилевский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 339 с.

3. Данилевский, И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.): курс лекций / И. Н. Данилевский. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 389 с.

4. История России (Россия в мировой цивилизации): учебное пособие / под ред. А. А. Радугина. — М.: ЦЕНТР, 2002. —352 с.

5. История России: IX—XXI вв.: от Рюрика до Путина / отв. ред. Я. А. Перехов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Ростов н/Д: МарТ, 2007. — 688 с.

6. Кара-Мурза, С. Гражданская война (1918—1921) — урок для XXI века / С. Кара-Мурза. — М.: Алгоритм, 2003. — 256 с.

7. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. — 4-е изд, испр. и доп. — М. :Эксмо, 2009. — 320 с.

8. Кулешов, С. В. Россия в системе мировых цивилизаций: учебное пособие / С. В. Кулешов, А. Н. Медушевский; под ред. О. В. Волобуева. — М.: Маркетинг, 2001. — 776 с.

9. Нарочницкая, Н. Россия и русские в мировой истории / Н. Нарочницкая. — М.: Международные отношения, 2003. — 536 с.

10. Сёмин, В. П. Русская история: проблемы и спорные вопросы: учебное пособие для вузов / В. П. Сёмин. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007. — 653 с.

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь