ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ТЕХНОГЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ


Оценка современной техносферы города как источника неблагоприятных техногенных воздействий на природную среду выполняется с целью получения общей характеристики существующих и проектируемых источников негативных воздействий, видов и форм воздействий на рассматриваемой территории.

Для этого целесообразно решение следующих задач:

- выполнение зонирования исследуемой территории по характеру строительного и хозяйственного освоения;

- классификация источников техногенных воздействий по видам воздействий на различные компоненты геологической среды (ГС);

- изучение видов (форм) воздействий и загрязнений ГС с использованием качественных и количественных критериев.

В разделе дается краткое описание существующих и проектируемых на исследуемой территории объектов - источников техногенных воздействий в бассейне водосбора реки (уточнить по картам название водотока), в пределах которого находится проектируемый объект. Характеризуются виды воздействий на природную среду. Для этого рекомендуется использовать учебные пособия , а также нормативные документы.

6. Виды и содержание лицензий

6.1. Могут выдаваться лицензии на право пользования участками недр, подпадающих под действие настоящего Порядка, для:

геологического изучения недр (в случае проведения работ за счет собственных средств недропользователя);

разведки и добычи полезных ископаемых (разработки, эксплуатации месторождений общераспространенных полезных ископаемых);

строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Разрешается выдача совмещенных лицензий - на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых. Совмещенные лицензии могут предоставляться на условиях предпринимательского риска.

6.2. Лицензия на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых (разработки месторождений полезных ископаемых) дает право на разведку месторождения, а также на переработку отходов горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии. Лицензия может выдаваться на разработку всего месторождения или его отдельной части. Отдельные лицензии на разведку месторождений не выдаются.

6.3. Лицензии на пользование участками недр с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения выдаются на основании государственной геологической экспертизы, проводимой в установленном порядке. При предоставлении совмещенной лицензии на право пользования недрами в целях геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых сроки предоставления геологической информации на государственную экспертизу оговариваются в условиях этой лицензии.

6.4. Лицензии на право пользования недрами предоставляются:

для геологического изучения недр - на срок до 5 лет;

для добычи общераспространенных полезных ископаемых - на срок отработки месторождения, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения - на срок эксплуатации сооружения, обоснованный в проектно-технической документации.

6.5. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, связанных с захоронением отходов.

6.7. Лицензия должна содержать:

данные о пользователе недр, получившем лицензию, а также основания предоставления лицензии (разрешение или согласование органов местного самоуправления районов и городов республиканского значения, решение органа управления фондом недр в Республике Татарстан);

данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

пространственные границы участка недр (с ведомостью координат угловых точек), предоставляемого в пользование;

границы земельного участка (акватории), выделенного или предварительно согласованного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

сроки действия лицензии и начала работ;

условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками и акваториями;

согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

условия выполнения установленных законодательством требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;

порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель;

условия продления срока действия лицензии;

другие условия, не противоречащие действующему законодательству.

6.8. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение или дополнение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных действующим законодательством. Пользователь недр предоставляет заявление и обоснование внесения изменений (дополнений) в органы, выдавшие лицензию. Изменения (дополнения) документально оформляются решением органов, выдавших лицензию, и включаются в нее в качестве неотъемлемой части. Лицензия в этом случае перерегистрации не подлежит.

4. Экологическая экспертиза— установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта эко­логической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружаю­щую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экс­пертизы.

1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

1. Основные области байкальской складчатости России

Байкальская складчатость, складчатость, происходившая в позднем докембрии и предшествовавшая каледонской тектонической эпохе раннего палеозоя. Термин «Б. с.» предложен в 1932 Н. С. Шатским. Продолжительность Б. с. первоначально принималась от завершения формирования толщи поднятия Балтийского щита (1200 млн. лет) до нижнего или даже местами до среднего кембрия (500 млн. лет). Типичными районами развития геосинклинальных образований, сформировавшихся в результате Б. с. (баикалид), являются складчатые системы южного обрамления Сибирской платформы. Байкалиды образуют древние ядра многих палеозойских складчатых массивов Урала, Таймыра, Казахстана, Тянь-Шаня, вероятно, значительных пространств фундамента Западно-Сибирской равнины и др. Присутствие древних массивов Б. с., в той или иной степени регенерированных альпийскими тектоническими движениями, установлено на Кавказе, в Афганистане, Иране и Турции..

Б. с. в истории развития Земли тесно связана с тектоническими эпохами фанерозоя (каледонской, варисцийской, альпийской) и вместе с ними образует единый крупный тектонический цикл (мегацикл, мегахрон), в течение которого (около 1200 млн. лет) происходило раздробление древних консолидированных платформ, заложение и развитие геосинклинальных поясов и систем, формирование новых платформ и образование в конце цикла океанов и участков с корой океанического типа. Структурный план Земли, созданный в течение Б. с., предопределил размещение главнейших структурных эле

Байкальская складчатость (байкалиды): Байкало-енисейская + Северо-таймырская + Тимано-печорская платформы.

2. Экологические проблемы нефтегазовой промышленности

В процессе освоения нефтяных и газовых месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (в первую очередь магистральных трубопроводов), в ближайших населенных пунктах (городах, поселках). При этом происходит нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного стока, срезка микрорельефа. Такие нарушения, даже будучи временными, приводят к сдвигам в тепловом и влажном режимах грунтовой толщи и к существенному изменению ее общего состояния, что обуславливает активное, часто необратимое развитие экзогенных геологических процессов. Добыча нефти и газа приводит также к изменению глубоко залегающих горизонтов геологической среды. Особо следует остановиться на возможных необратимых деформациях земной поверхности в результате извлечения из недр нефти, газа и подземных вод, поддерживающих пластовое давление. Перемещения земной поверхности, вызываемые откачками из недр воды, нефти и газа, могут быть значительно большими, чем при тектонических движениях земной коры.

Большую несет использование нефти и газа в качестве топлива. При сгорании этих продуктов в атмосфере выделяются в больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид азота и т.д. Уменьшение количества кислорода и рост содержания углекислого газа, в свою очередь, будут влиять на изменение климата. Молекулы диоксида углерода позволяют солнечному коротковолновому излучению проникать сквозь атмосферу Земли и задерживают инфракрасное излучение, испускаемое земной поверхностью.

3. Виды пользования недрами, их содержание и назначение

Пользование недрами – хозяйственная деятельность, осуществление субъектом предпринимательской деятельности на участке недр, предоставленном в пользование на определенный срок и в соответствии с целевым назначением, установленным в лицензии на пользование недрами.

1)Региональное геологическое изучение (до 5 лет);

2)Геологическое изучение (до 5 лет или до 10 лет(внутр. Моря и шельф):

3)Разведки и добычи ПИ, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (до отработки месторождения);

4)Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

5)Образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, и иное значение (геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6)Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр, при условии отсутствия нарушений условий пользования недрами, установленных в лицензионном соглашении, данным пользователем недр, в случае:

1) Необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения ПИ;

2) Выполнения ликвидационных мероприятий;

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственно регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

4. Типы лимитов природопользования

Нормативы допустимого воздействия на окружающую средудолжны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Для природопользователей устанавливаются следующие нормативы:

· нормативы допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и сбро­сов в воду (ПДС), а также микроорганизмов;

· нормативы образования отходов производства и потребления

· и лимиты на их размещение;

· нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучение на­пряженности электромагнитных полей и иных физических воз­действий);

· нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре­ды — ресурсные нормативы;

· нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю­щую среду.

Нормативы допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС) и микро­организмовустанавливаются для стационарных, передвижных источ­ников воздействия субъектами хозяйственной деятельности и утверж­даются природоохранными органами. Они разрабатываются с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормати­вов качества окружающей среды и технологических нормативов. Тех­нологические нормативы определяются для стационарных, передвиж­ных и иных источников с учетом существующих технологий, эконо­мических и социальных факторов. При невозможности соблюдения ПДС и ПДВ согласовываются лимиты на выбросы и сбросы (ВСВ и ВСС) по временным разрешениям. При этом планируется поэтапное достижение установленных нормативов допустимых выбросов и сбро­сов, согласованное с органами государственного управления охраной природы. Законодательно также разрешается устанавливать временно согласованные выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, микроорганизмов и т.д. Помимо лимитов на выбросы и сбросы существуют другие лимиты природопользования (рис. 2).

Нормативы допустимых физических воздействийна окружающую среду устанавливаются для каждого источника воздействия с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормати­вов качества окружающей среды, а также влияния других источников физических воздействий.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ре­сурсные нормативы)устанавливаются с целью сохранения, предотвра­щения деградации и устойчивого функционирования природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов. Порядок установления ной группы нормативов определяется законодательством о недрах, о животном мире, по охране природы и воспроизводству природных ресурсов, природопользованию и Земельным, Водным, Лесным кодексами.

Нормирование использования и охраны водных ресурсов.Использование поверхностных, подземных внутренних, территориальных водных объектов регламентируется Водным кодексом РФ. Нормирование заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), разработке стандартов, нормативов и правил использования и охраны водных объектов.

Лимиты использования водных ресурсов —предельно допусти­мые объемы изъятия воды или сброса сточных вод устанавлива­ются по бассейнам рек, для определенного водопользователя и для субъекта РФ в целом.

Использование водных объектов может быть общим и специаль­ным. Общее — общедоступное открытое пользование, специальное — по лицензиям и договорам пользования. Экологические требования к качеству вод сформулированы в виде нормативов ПДК для различных типов водоемов — хозяйственно-питьевых, коммунальных и рыбо-хозяйственных. Воздействие на водоемы контролируется нормативами предельно допустимых сбросов (ПДС). Основное условие при уста­новлении ПДС — недопустимость превышения ПДК в сбросах. Воз­вратные сточные воды нельзя сбрасывать в хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые водоемы, в места купания, в акватории в радиусе 1 км от водопользования и водозабора. В рыбохозяйственных водоемах не должно быть превышение ПДК, начиная с контрольного створа, не более чем в 500 м от места сброса.

Нормативы использования лесных ресурсов.Использование лес­ных ресурсов регламентируется Лесным кодексом РФ и рядом поста­новлений Правительства РФ*. Нормативом использования лесных ресурсов, определяющим их изъятие, является расчетная лесосека — научно обоснованная норма рубок, устанавливаемая по группам ле­сов (хвойных, твердолиственных и мягколиственных) для хозяйства и в целом для субъекта РФ. Различают понятие лесосечный фонд и расчетная лесосека. Лимит (размер) заготовки древесины, вы­деленный лесопользователям на год, обозначают лесосечным фон­дом, а расчетная лесосека норматив, при соблюдении которого должно обеспечиваться непрерывное, неистощимое и рациональное использование лесных ресурсов, возобновление леса и сохранение его функций.

Ограничения рубок главного пользованияустанавливаются для ле­сов первой группы. Эти рубки нельзя проводить в лесах национальных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памят­никах природы, лесопарках, городских лесах, зеленых зонах, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях; в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, го­сударственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах.

Нормативы использования и охраны животного мира.Нормирова­ние использования и охраны биоты ландшафтов осуществляется в соответствии с законом «О животном мире». Отдельными постановле­ниями Правительства и нормативными актами установлены лимиты, стандарты, нормативы и правила использования и охраны животного мира, среды его обитания, которые разнятся в зависимости от отнесения вида животных в Красную книгу РФ*.

Пользование животным миром должно сопровождаться системой мер по его охране и воспроизводству. Оно осуществляется по лицензиями, которые могут быть долгосрочными, краткосрочными и разовыми. Объекты животного мира предоставляются пользователю орга­нами государственной власти, собственниками ресурсов, либо РФ, либо субъектами РФ, в границах определенной территории или аква­тории на срок, оговоренный лицензией и договором на пользование ресурсом. Пользование природными ресурсами в РФ оплачивается, формы платы за пользование ресурсов приведены на рис. 3.

Долгосрочные лицензии на пользованиевыдаются на объекты жи­вотного мира, отнесенные к объектам охоты, к объектам рыболов­ства, отдельно для видов, занесенных в Красную книгу РФ, и для других видов. Добыванием объектов животного мира считаются все виды деятельности, связанные с их изъятием из среды обитания.

Нормы изъятия различных видов животныхустанавливаются в со­ответствии с их численностью, воспроизводством и охраной. В разных регионах РФ действуют различные нормы добычи от послепромыслоной численности. Нормы изъятия пушных зверейопределяются процентом от их чис­ленности: соболь — 25, выдра — 5, бобер — 10—15 (северная и сред­няя тайга), 20-25 (южная тайга, смешанные леса и лесостепь). В от­дельных районах допускается добыча бобра до 50-80%, однако это не содействует его возобновлению.

В целях сохранения и воспроизводства видов, занесенных в Крас­ную книгу РФ, пополнения их природных популяций допускается со­держание животных в искусственно созданной среде обитания.

 

№15









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь