ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ В 1-Н КЛАССАХ

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

• Работа по устранению дислексии у учеников вспомо­
гательной школы проводится логопедом в тесном содру­
жестве с учителями, воспитателями и родителями. Без
постоянной систематической помощи со стороны учите­
лей и воспитателей логопедическая работа по устране­
нию дислексии не может достигнуть хороших и стойких
результатов. Это объясняется прежде всего тем, что
формирование новых условнорефлекторных связей у ум­
ственно отсталых детей проходит замедленно, с боль­
шими трудностями, новые условные связи неустойчивы,
быстро распадаются, если не заниматься систематиче­
ски. Поэтому сформированные на логопедических заня­
тиях действия и умения обязательно должны быть за­
креплены в последующей работе учителями и воспита­
телями. , • . -

Однако в практике работы вспомогательной школы " еще приходится встречаться с такими случаями, когда педагоги и родители недостаточно подготовлены к систе­матической, методически правильной работе по устра­нению нарушений чтения. Одним из важнейших путей обеспечения комплексного воздействия является органи­зация логопедом лекций, бесед о нарушениях чтения. Темы таких бесед, лекций и докладов могут быть теоре­тического, методического и практического характера. Например: «Виды дислексии у умственно отсталых школьников 1—11 классов», «Методика логопедической работы по устранению отдельных видов дислексии у ум­ственно отсталых школьников», «Характеристика нару­шений чтения у детей Гили II класса (данной школы)», «Роль учителя и воспитателя в работе по устранению нарушений чтения у детей», «Связь нарушений устной речи с дислексиями у умственно отсталых детей», «Раз­витие слухопроизносительной дифференциации звуков речи при нарушениях чтения», «Этапы логопедической работы по развитию фонематического анализа у детей с нарушениями чтения».

Параллельно с лекциями и докладами, логопед дол­жен организовать практическое знакомство учителей и


воспитателей со случаями нарушения чтения у детей, с содержанием и структурой логопедических занятий по устранению различных видов дислексии, с «некоторыми методическими приемами', которыми должен овладеть учитель и воспитатель для проведения работы с; детьми, страдающими Дислексиями. С этой целью логопед про­водит открытые логопедические занятия, ла которых присутствуют учителя и воспитатели. Темой первых от­крытых'логопедических занятий должно быть обследо­вание детей с нарушениями чтения. В ходе обследова- _ ния логопед обращает внимание педагогов на характер нарушения психических функций, на характер .и особен­ности ошибок при тех или иных, формах дислексии. Ло­гопед обосновывает и уточняет диагноз, знакомит педа­гогов с перспективным планом индивидуальной работы с ребенком, определяет цель и основные этапы работы.

В дальнейшем учителя и-воспитатели приглашаются на открытые логопедические-занятия по устранению на­рушений чтения. Логопед тщательно анализирует каж­дое такое занятие, обращает внимание на его цель, те­му, структуру, подчеркивает целенаправленность каж­дого этапа логопедического занятия, обосновывает ис­пользование тех или иных методических приемов.



Для систематического закрепления результатов ло-
гопедической'работы на уроках и во внеклассное время
на каждого ребенка заводится дневник, в котором лого­
пед записывает основное содержание и результаты ра­
боты на логопедическом занятии, определяет ближай­
шую цель учителя и воспитателя, записывает домашнее
задание. С целью контроля над правильностью'-выполне­
ния учителями и воспитателями намеченных целей ло­
гопедической работы логопед систематически посещает
уроки, особенно уроки чтения и развития речи, а также
занятия^ воспитателей. Целью такого посещения являет­
ся также наблюдение за чтением детей в классном кол­
лективе, оказание помощи учителям и воспитателям по
устранению нарушений чтения у учеников. Если ребе­
нок не в интернате, то логопед осуществляет необходи­
мую помощь родителям в выполнении домашних лого­
педических занятий, разъясняет цели, задачи логопеди­
ческой работы по устранению дислексии, знакомит с не­
которыми методическими приемами, дидактическим ма­
териалом, объясняет записи в дневнике. ,


Важным моментом является анализ совместной ра­боты логопеда, учителей, воспитателей, родителей, кото­рый проводится в конце учебного года в форме докладов на педагогическом, методическом советах или в виде от­чета логопеда.

Организация занятия с детьми.Нарушения чтения у
умственно отсталых детей нельзя выявить в первые же
недели учебного года. -

Однако при обследовании устной речи детей логопед может в какой-то мере предвидеть появление нарушения чтения. 'В основном это .Могут быть дети со стойкими и выраженными нарушениями дифференциации звуков, функций фонематического анализа и синтеза, с грубым недоразвитием лексико-грамматического строя речи, а также дети с заметными нарушениями зрительного ана­лиза и синтеза, с несформированностью пространствен­ных представлений.

К более тщательному обследованию таких детей сле­дует приступать в течение второй четверти, начиная с добуиварного периода. В течение букварного периода логопед посещает уроки чтения в классе, беседует с учи-, телями о том, как овладевают процессом чтения дети, у кого из них отмечаются выраженные трудности в ов^ ладении чтением.

Обследование детей проводится с участием педаго­гов и врачей. При недостатке анамнестических сведений логопед беседует с родителями. В случае отсутствия не­которых сведений о состоянии зрения, слуха, о невроло­гическом, психическом состоянии ребенок направляется к (врачам-специалистам.

Обследование проводится в два этапа. При первич­ном отборочное обследовании (первый этап)логопед выявляет детей, имеющих нарушения чтения. В дальней­шем, на втором этапе,в процессе обследования (по схе­ме, данной в приложении) логопед определяет проявле­ние, степень и механизмы нарушений чтения у детей.

Первоначально занятия с. такими детьми направлены на развитие психических функций, которые осуществля­ют процесс чтения в норме. Характер и степень недораз­вития этих психических функций у умственно отсталых детей различны..Поэтому на первых этапах логопедиче­ской работы рекомендуется проводить индивидуальные занятия. Постепенно организуются группы для занятий.

76 •


В группы включаются ученики одного класса со сход­ными формами дислексии. В I классе количество детей в группе должно быть от двух до четырех. Во II клас­се—от четырех до шести. Количество детей определя­ется прежде всего тяжестью речевой патологии.

В процессе групповых логопедических занятий лого­пед осуществляет правильное сочетание фронтальной' и индивидуальной работы с детьми. В ходе занятий необ­ходимо учитывать индивидуальные психологические осо­бенности умственно отсталого ребенка, особенности его речевого дефекта, что и определяет своеобразие инди­видуального подхода.,к нему. В процессе выполнения самостоятельных работ логопед проводит индивидуаль­ную работу с теми детьми, у которых недоразвитие пси­хических^ функций является значительно более выражен­ным (с отклонениями в поведении, с неустойчивым вни­манием). Такое сочетание индивидуальной и фронталь­ной работы позволяет достичь более эффективных ре­зультатов. Такая работа требует тщательной подготовки логопеда к занятиям, продумывание приемов самостоя­тельной и индивидуальной работы, характера дидакти­ческого материала. Так, на занятиях по 'развитию диф­ференциации звуков и функции.фонематического анализа можно предложить такие виды самостоятельной работы:

Выбрать картинки с определенным звуком.

а) Отобрать картинки, в названии которых опреде­
ленное количество звуков (3 шти 4).

б) Закрыть карточки лото определенными фишками,
в зависимости от количества звуков в слове-названии.

в) Выбрать картинки, в названии которых данный
звук находится в начале, середине или конце слова.

г) Нарисовать с помощью трафарета или самостоя-.
тедьно изображение, раскрасить его и определить место
данного звука в названии.

д) Закрыть карточки лото теми буквами, которые
соответствуют первому .звуку в названиях картинок.

е) Нарисовать условно-графическую схему слова по
картинке. •

ж) Составить из разрезной азбуки слово по картинке.

з) Подобрать к каждой картинке соответствующую
цифру, в зависимсти от количества звуков в ее названии

и Др. „ -- •


Нарушение чтения у детей не является изолирован­ным нарушением, оно тесно связано с недоразвитием всех компонентов устной речи. Поэтому логопеду необ-.хо'димо проводить работу по развитию всех сторон рече­вой деятельности: коррекцию недостатков звукопроиз-ношения, обогащение и уточнение активного и пассивно­го словаря, развитие граматичеокого строя речи. Заня­тия по коррекции недостатков звукопроизношения дол­жны быть насыщены прежде всего приемами по разви­тию слухопроизносительной дифференциации звуков ре­чи, по формированию функций фонематического ана­лиза.

На каждом логопедическом занятии отводится время и на формирование навыка чтения того речевого мате­риала, над которым дети работают в классе (чтения букваря, книг для чтения в I или II классе). В процессе чтения слов и предложений логопед осуществляет необ­ходимую помощь ребенку, проводит работу над ошибка­ми, контролирует чтение, фиксирует трудности и дина­мику продвижения. Это помогает ребенку быстрее овла­деть навыком чтения. На логопедических занятиях у ло­гопеда есть больше возможности уделить внимание каждому ребенку.

Логопедическая работа находит свое отражение в
отчетной документации. Материалы комплексного обсле­
дования ребенка оформляются в речевой карте. Анализ
результатов обследования дает возможность логопеду
определить диагноз, уточнить вид дислексии? степень и
проявления нарушения чтения. Точный и обоснованный
диагноз позволяет наметить логопеду перспективный
план работы с каждым учеником. В перспективном пла­
не намечаются основные направления логопедической
работы, ее этапы. ' •

Логопедическая работа по устранению дислексии на ходит отражение и в годовом плане работы логопеда В этот план включается основное содержание работы, определяются сроки обследования детей, совместная ра­бота с врачом, учителями, воспитателями, участие лого­педа в методических и педагогических советах, работа с родителями участие в отборочных медико-педагогиче­ских комиссиях, изготовление наглядных пособий. Кро­ме того, на каждое логопедическое занятие составляют­ся планы занятий, заполняется журнал.учета успеваемо-

78 . •


сти и посещаемости логопедических занятий. Как уже указывалось, на каждого ребенка заводится дневник, в котором фиксируется ежедневная работа с ребенком, а также выполнение домашнего задания.

В ходе логопедических занятий с помощью магнито-фрна систематически фиксируется чтение детей. Это дает возможность контролиррвать динамику устранения дислексии у детей, анализировать успехи и трудности в процессе овладения чтением.

ПРИЛОЖЕНИЕ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Для выявления детей, страдающих дислексиями, про­водится обследование процесса чтения. При этом лого­пед учитывает закономерности чтения в норме. Обследо­вание включает усвоение детьми букв, чтение слогов, чтение и понимание слов, предложений текста.

Чтобы проверить, как дети усваивают буквы, предла­гаются следующие задания:

1.Назвать указанную букву, .> •

2. Найти среди букв требуемую.

3. Указать букву, написанную другим шрифтом.

4. Узнать правильно написанную букву, когда рядом
та же буква, но написанная стилизованно или зеркаль­
но. %

5. Назвать букву, перечеркнутую дополнительными
штрихами.

6. Найти среди сходных по начертанию букв нуж­
ную. , .

Для выполнения этих заданий предъявляются сле­дующие, сходные по начертанию ряды букв: ЛА, ЛМ, АД, ЛД, ГБ, ВР, ВЗ, ВЫ, ГТ, ГЕ, КЖ, ГП, ПИ, ЩЦ, ОЮ, СО, КХ, НИ, ОР.

При обследовании восприятия букв логопед отмеча­
ет, узнает ли ребенок букву, соотносит ли звук с соот­
ветствующей буквой. -

При обследовании чтения слогов можно предложить детям прочитать" простые открытые и закрытые слоги, с


твердыми и мягкими согласными, со стечением соглас­ных, например МА, СА, ДА, ТА, ЛИ, АМ, АС, РОС, СТА и т. д. Здесь следует обратить внимание, как происходит у ребенка слияние звуков в слоги, каков способ чтения (побуквенный или послрговой).

При обследовании чтения слов-1 необходимо учиты­вать звуковую структуру читаемых слов, а также на­сколько знакрмы эти слова ребенку. Поэтому порядок предъявления слов должен быть следующим:

1.Хорошо знакомые слова.

2. Легкие фонетически, ,но недостаточно знакомые
слова. ~

3. Хорошо знакомые слова, но более, сложные по
структуре;

4. Сложные по составу и малоупотребительные в
речи. -

В I классе можно дать слова: каша, луна, мыло, Шу­ра, лыжа, малы, сук, рос, сыр, кукла, кошка, малыш.

Во II классе даются более сложные слова, такие, как синичка, бросила, форточка, хозяйка и др. После прочте­ния каждого слова логопед задает вопросы для провер-* ки понимания прочитанного.

Например, после прочтения слова луна можно задать
вопрос: «Где ты её в^дел?» А после прочтения слова
мыло ученик должен ответить на вопрос: «Что им де­
лают?» и т. д. /

При обследовании понимания прочитанных слов ло­гопед использует картинки с изображениями предметов, животных и т. д., ,а также отдельные карточки с надпи­сями к этим картинкам,

Даются следующие задания:

1.Прочитать слово, найти его изображение на кар­
тинке и положить соответствующую надцись.

2. Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по
памяти найти соответствующую картинку.

Для Г и II классов можно рекомендовать следующие слова для чтения и соотве'тствующие картинки к ним: лиса, репа, щука, ели, дом, еж, шар, петух, "жук, утка, арбуз, кукла, белка, стол, хлеб, труба, зонт, флаги, гри­бы, вишни, ослик, чайник, мяч, индюк, цапля, ножниць1, этажерка, якорь.

В данных словах встречаются слоги различной слож-


ности: открытые, закрытые, открытые и закрытые со стечением согласных, с • твердыми и мягкими соглас-. ными.

* 3. Кроме вышеуказанных слов, можно дать слова, сходные по буквенному составу: дочка точка, бочкапочка, уточка удочка, папа баба, мишкамиска, коза коса, зуб суп, жуксук, лапа —лампа, коры­то—копыто, конфеты концерты, шкаф—шарф, стол-ствол. После прочтения дать задание соотнести каждое из двух данных слов с определенной картинкой, предло­жить детям найти картинку, соответствующую словам-паронимам.

При чтении детьми слов логопед фиксирует характер ошибок (замена букв, пропуски, угадывания, переста­новки, нарушения понимания читаемого).

С целью исследования чтения и- осмысления прочи­танных предложений можно давать следующие зада­ния: '-.•..

1.Прочитать предложение и выиолнить соответст­
вующее действие. Даются карточки с напечатанными за­
даниями типа: «Покажи глаз», «Подойди к стене»,
«Возьми ручку», «Дай тетрадь», «Встань со стула»,
«Подними руку»., . .

2. Прочитать напечатанное на карточке предложе­
ние, найти соответствующую картинку. .

В I классе можно -использовать такие предложения: Зоя моет руки. Паша ест \суп. Мама моет свеклу. Мама режет капусту. Нина пьет молоко-. Мама наливает суп.

Во II классе даются следующие предложения: Това­рищи играют 'вместе. Девочки играют вместе. Мальчик открывает дверь. Девочка снимает фартук. Девочка причесывается. Мальчик надевает пальто. Мальчик оде­вается. После прочтения предложений логопед задает вопросы по содержанию.

Для обследования навыка чтения можно .предложить тексты, небольшие по объему. Это могут быть тексты из букваря, из книг для чтения.

Тексты для обследования первоклассников должны состоять из трех-четырех предложений. Например:

Собака Бишка. -

Лиза кормила Бишку. В саду были галки и вороны. Они у Бишки таскали кости.

6 Заказ4083


6*

Около липы.нора. У норы лиса. Лиса ушла в нору. У нас была коза. Коза давала нам молоко. Наташа пасла козу.

Пастух.

Саша вышла на лужок. Там был пастух. Он пас ко-ров. У пастуха рожок.

При обследовании чтения во II классе можно дать следующие связные тексты.

Синичка.

Была холодная зима. К'окну дома прилетела синич­ка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли фор­точку.

ЗАИКА

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок,

(А. Барто.)

Пришла весна.

Пришла весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку цо воде.

Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

В процессе обследования навыка чтения отмечается характер искажения звуковой и слоговой структуры сло­ва, а также трудности понимания отдельных читаемых предложений и всего текста.

Данная методика позволяет выявить детей с нару­шениями чтения, определить их симптоматику, характер ошибок (неусвоение букв, побуквенное чтение, искаже­ния звуко-слоговой структуры слова, нарушения пони­мания читаемого).

Для уточнения механизмов, патогенеза нарушений чтения и определения видов дислексии необходимо ис­пользовать более углубленную методику. Эта методика включает исследование основных психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме,









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь