ВЫЧЛЕНЕНИЕ УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИЗ СЛОВА

Следующим этапом по формированию функции фо­нематического анализа является выделение ударной гласной и вычленение ее из слов типа: дом, мак, сом и т. д.

Предварительно дети уточняют артикуляцию глас­ных звуков о, а, и логопед протяжно произносит глас-* ный звук ё слове мак и задает вопрос ученикам: «Какой звук — о или а—слышится в этом слове?» Дети, как правило, безошибочно определяют гласную. Точно так же разбираются слова сом, дом, рак, сад, сок, рот, а затем даются слова на определение звуков о или у: сок, сук, жук, рот, лук.


Подобным же образом проводится работа по вычле­нению других ударных гласных — а, о, у, Ы — в словах, состоящих из одного закрытого слога: мак, рак, с&д, мал, дал, лак, шар, сук, \лук, суп, мое» дом, рот, сок, к&г, сом, рос, сор, хор, сыр, сын, дым. В дальнейшем даются более сложные слова.

Действие считается закрепленным, если ученик вы­полняет его в умственном плане, по представлению, на­пример, правильно отбирает картинки, в названиях ко­торых есть заданный гласный звук, и кладет их под со* ответствующую букву, придумывает слова согласными в середине слова.

После закрепления действия выделения ударной гласной из слова типа мак проводится работа по вычленению этого звука. Например1, какой звук слы­шится в слове сук после с. Слово .произносится про­тяжно с интонированием гласного звука. При затрудне­ниях используется зеркало и кинестетические ощущения. Определяется, что после звука с произносится у. При этом слово произносится протяжно, положение губ при произнесении звука с в слове соответствует их поло­жению при изолированном произнесении звука, хотя при обычном произнесении слова сук губы вытянуты вперед уже при 'Произнесении с.

В дальнейшем даются более сложные слова.

РАЗВИТИЕ СЛОЖНЫХ ФОРМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ) *

Работа по.развитию сложных форм фонематического анализа (определение последовательности и количества 'звуков, установление места .звука в слове) проводится в тесной связи обучением чтению, с учетом современно­го понимания процесса чтения в норме.

Современное понимание процесса чтения делает пер -воочередной задачу ознакомления ребенка со звуковой материей языка — звуками: распознаванием их, разли­чением в слове, со'звуковым строением слов как основ­ных единиц языка.

Поскольку чтение — это воссоздание звуковой струк-

4 Заказ 4083


туры слова по его графической модели, то одной из ос­
новных предпосылок успешного и нормального форми­
рования процесса чтения является не только умение вы­
делять и различать звуки в речи, но и производить более
сложные операции со звуками языка: вычленять звуки
из слова, определять порядок их следования в слове*
установить место каждого звука в слове. Напечатанное
слово лишь моделирует звуковую структуру слова, опре­
деляя временную последовательность звуков последова­
тельностью в пространстве. Воссоздание этой графиче­
ской модели невозможно без представления о звуковой
структуре слова. • '



При формировании сложных форм функций фонема­тического анализа необходимо учитывать, что всякое ^умственное действие проходит определенные этапы фор-'мирования: составление предварительного представле­ния о задании, освоение действия с предметами, освое­ние действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план и окончание становления умственного действия.

Поэтому функция фонематического анализа должна формироваться' поэтапно. Первоначальная работа про­водится в следующей форме: ученику предъявляется картинка, словцо-название которой необходимо проана­лизировать; графическая схема к ней, состоящая из кле­точек по количеству звуков в слове, и одноцветные кар­тонные квадратики. Первыми словами для анализа дол­жны быть слова, состоящие из одного закрытого слога: мак, дом, сук, лук, кот.

По мере выделения звука ученик заполняет схему квадратиками. Заполненная графическая .схема пред­ставляет модель звукового строения слова. Действие, которое осуществляет ученик,—это практическое дей­ствие .по моделированию последовательности звуков в слове. Действие фонематического анализа основывает­ся на уже сформированных навыках вычленения звука из начала и конца слова и определения ударной гласной.

Например, последовательность и место звуков в сло­ве дом определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован дом, под ней — схема, состоящая из клеточек по количеству букв в этом слове, и вопросы, на которые ученик должен ответить:


1) Какой первый звук в слове дом? (д)
Первая клеточка закрывается квадратиком.

2) Какой последний звук в слове дом? (м) Квадра­
тиком закрывается последняя клеточка. Логопед обра­
щает внимание, что определены только первый и пос­
ледний звуки в слове и остается не названным еще один
звук.

3) После какого звука в слове стоит выделенный
звук?

С помощью схемы и повторного произнесения слова определяется, что этот звук стоит после звука д. Пред­лагается еще р-аз послушать слово и сказать, какой звук произносится после д. Слово произносится с интониро­ванием звука о. Ученик определяет, что после д слы­шится звук о, — заполняется-средняя клеточка. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в сло­ве дом (первый, второй, третий звук).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так к#к она напоминает ученику, какое слово анализируется. Предложенная графическая схема опре­деляет порой и правильность, выполнения задания и служит контролем. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

•Первоначально слово называется по картинке и не­сколько раз замедленно проговаривается логопедом. Ребенку легче определить на слух звуковую струк­туру слова, чем на основе собственного произношения. Так как произносительной единицей является слог, а не звук, то собственное произношение ребенка будет слу­жить препятствием для звукового анализа.

На следующем этапе действие переводится в речевой
план сначала с использованием картинки, затем без
предъявления картинки. Слово называется, определяет­
ся первый, второй, третий звук. .

• В дальнейшем предлагается картинка.'Ученик дол­жен, не называя слова, определить, сколько звуков в этом слове и какова их последовательность.

Исследование показало, что слово более сложной звуковой структуры представляет новую значительную трудность в процессе фонематического анализа. Умст­венно отсталые дети не переносят уже усвоенное дейст­вие на более сложный речевой материал. Поэтому фор-

4*


мирование действия анализа звуковой структуры слова -
другого типа проходит все три указанных этапа: ос­
воение действия в предметном плане, освоение дейст­
вия в речевом плане, перенос действия в умственный
план. ' ' у _

В процессе формирования функций фонематического анализа необходимо учитывать фонетическую трудность слова. В связи с этим порядок .предъявления слов будет следующим:

а) слова, состоящие из закрытого слога, прямого от­
крытого слота, обратного слога (мак, на, ус, дом, рак,
сын, сыр, рот, сок, сук, кот); .

!б) слова, состоящие из двух прямых открытых сло­гов (рама, Шура, лапа, рана, Маша, каша, рука, луна, роза, козы);

в) слова, состоящие из прямого открытого и закры­
того слогов (диван, сахар, топор, забор, повар, гамак,
лужок, пушок, дубок)
;

г) слова, состоящие из двух- слогов? со стечением
согласных на стыке слогов: 1) кошка, марка, лампа,
полка, санки, сумка, ведро, мишка;
2) утка; 3) арбуз,
ослик;
4) карман;

д) односложные слова со стечением согласных в на­
чале слова (стол, стул, крот, грач, врач, шкаф);

е) односложные слова со стечением согласных в кон­
це слова (волк, тигр);

ж) двусложные слова со стечением согласных в на­
чале слова (трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи,
врачи);

з) двусложные слова со стечением согласных в на­
чале и середине слова (клумба, крышка);

и) трехсложные слова (паровоз, кастрюля, ромаш­ка).

В процессе формирования функций фонематического анализа слога и слова параллельно проводится работа по устранению нарушений чтения слогов и слов. Так, при побуквенном чтении основное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения ученик ориентировался на гласную прямого открытого слога, а затем произно­сил слог слитно. Так, например, при чтении слога са ученик до произнесения первого звука должен уточнить, что последующей гласной в слоге является а, и только затем слитно произнести первый и второй звуки. 52


1


Необходимость ориентировки на последующую глас­ную вызвама произносительной особенностью прямого открытого слога. Артикуляция первого согласного в этом слоге зависит от последующей гласной. И поэтому слитное произношение слога, адекватное произношению -в устной речи, возможно лишь в том случае, когда опре­делена последующая гласная. В этом случае артикуля-. ция первого звука не будет артикуляцией изолированно произносимого звука, что происходит при побукванном чтении, а будет начальной стадией артикуляции слога.

Как правило, усвоение действия по фонематическому анализу слога и ориентировка на последующую гласную служат предпосылкой слитного чтения, способствует устранению побуквенного чтения слогов и слов.

В процессе чтения слогов и слов необходимо исполь­зовать" сформированные навыки звукового анализа. Так, при заменах обратного слога прямым ученик должен произвести анализ названного слога. Например, когда вместо ум ученик читает му, логопед обращает его внимание на первый звук в произнесенном слоге. Уче­ник определяет, что это звук м. Тогда логопед задает вопрос, какой должен быть первый звук при чтении на­печатанного слога. Ученик устанавливает, что первым должен быть звук у, так как-первой написана буква у. Предлагается прочитать та'Ку чтобы первым был звук у. В этих случаях дети почти всегда читают правильно.

С целью контроля за усвоением функций фонемати­ческого анализа и закреплением .навыка чтений прово* дятся составление слогов и слов из разрезной азбуки, диктанты слогов и слов.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь