УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ


Чтение — сложный психофизиологический процесс.' Оно осуществляется в результате совместной деятельно­сти зрительного, речедвигательного и речеслухового 'анализаторов и включает зрительное восприятие, узна­вание и различение букв. На основе восприятия зри­тельной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово. В процессе этого воспроизведения осуществляется соот­несение звукового образа со значением, т. е. происходит понимание читаемого.

В,психологической литературе выделяют две сторо­ны процесса чтения: с одной стороны, восприятие бук­венных значков, соотнесение зрительного образа•слова и еш слухопроизносительного образа, т. е. техническая сторона процесса чтения, с другой стороны — понима­ние питаемого.

Процесс овладения чтением — это процесс формиро­ваний навыка, а потому он подчиняется основным зако­номерностям формирования этого навыка. Прежде чем превратиться в автоматизированный акт, чтение прсосо-дит ряд, этапов. Эти этапы качественно отличаются друг от друга, однако строгих граней они не имеют, а пере­ходят постепенно один в другой. Существуют так назы­ваемые переходные периоды, где* встречаются черты как предыдущего, так и последующего этапа.

Известный советский психолог Т. Г. Егоров "выделя­ет следующие ступени формирования навыка чтения: 1) ступень овладения звуко-буквенными обозначения­ми, 2) ступень слогоаналцтического (слогового) чтения,


3) становление синтетических приемов чтения, 4) сту­пень синтетического чтения.

Первые две ступени присутствуют одновременно на начальных этапах овладения чтением. Однако выделе­ние их как ступеней оправдано и необходимо, поскольку каждая из них характеризуется своими типическими психологическими особенностями, специальными прие­мами овладения, своеобразными ошибками.

На первой ступени дети получают представление о фонеме, делят слоги и слова на звуки. Выделенный из устной речи звук соотносится с его оптическим симво­лом, буквой. Задачи этого периода включают формиро­вание функции-фонематического анализа и синтеза, об­разование фонематических представлений,- дифферен­циацию звуков, различение и усвоение зрительного образа буквы и соотнесение со звуковым обозначением, слияние ввукобукв в слоги и слова, понимание прочитан^ ного слова. Элементом зрительного восприятия на этой ступени является еще не слог, а буква. Ребенок должен узнать букву, соотнести ее со звуком, а затем воспроиз­вести слог слитно, как единое целое.

В оптическом плане это пока побуквенное чтение, так как ребенок, прежде чем прочитать слог, восприни­мает сначала одну букву слога, затем другую, мыслен­но объединяет их в звуки и потом прочитывает слитно слог. Буквенное чтение сохраняется довольно долго и носит скрытый характер.

Понимание читаемого отдалено по времени от про­цесса восприятия. Так зрительный образ слова внач"але не вызывает у ребенка ассоциаций с его значением. Осознание прочитанного слова происходит лишь после его звукового воспроизведения. Кроме того, слово часто не совпадает со звуковым образом в устной речи (вода—«вада»), что еще более затрудняет понимание прочитанного.



Чтение предложений также характеризуется своими особенностями. Оно представляет собой изолированное чтение слов определенной последовательности, фразовые интонации отсутствуют. Чтение предыдущего слова обычно не влияет на чтение последующего. Догадка имеет место лишь в пределах одного слова.

Первая ступень овладения чтением характеризуется своими определенными трудностями: 1) различением


зрительного образа буквы; 2) дифференциацией звуков и соотнесением буквы со звуком; 3) слиянием звуков в слоги. Слияние звуков в слоги представляет для де­тей наибольшую трудность. При простом знакомстве с буквой ребенок связывает с ней только одно типовое звучание. В процессе же чтения слогов или слов этой .букве соответствуют, различные звучания в зависимости от последующих звуков. Звук в потоке речи и звук, произнесенный изолированно, нетождественны.

Основная же трудность слияния "заключается в пре-"одолении типового звучания изолированно произносимых звуков и переход к слитному их звучанию, т. е. звуча­нию в живой речи, где оттенки звуков зависят от пре­дыдущих и последующих. На этом этапе возникает противоречие. При выделении звука из слова ребенок называет чистый звук, а, сливая звуки в процессе чте­ния, он должен видоизменить его в соответствии с по­следующим звуком.

На ступени слогоан'алитического (слогового) чтения дети уже знают многие буквы. Процессы слияния зву­ков в слоги не вызывают у них трудности. Если на предыдущем этапе чтение слогов превращалось в само-' стоятельную операцию, что ослабляло процесс их слия­ния в слово, то на данной ступени этот процесс теряет свою самостоятельность. Слоги становятся частью цело­го слова.

На этапе овладения звуко-буквенными обозначения­ми оптической единицей чтения является буква. На эта­пе слогового чтения единицей оптического восприятия является слог, но слияние слогов в слово продолжает быть затрудненным и тормозит процесс чтения, а также и понимание, читаемого. Ребенок не может сразу осмыс­лить слово, которое он прочитал по составляющим его частям. Но все же узнавание прочитанного происходит гораздо быстрее, чем на на предыдущем этапе.

Смысловая догадка проявляется не только в ^гады-вании последнего слога, она определяется уже и прочи-" тайными словами предложения. Но роль ее носит не­значительный характер. Главное значение приобретают процессы восприятия. А потому известное влияние ока­зывает внешняя форма слова, его ритмико-слоговая структура.

Понимание прочитанного на ступени слогового чте-


ния менее отдалено от восприятия слова, чем на преды­дущем этапе. Однако разрыв еще существует, и это за­трудняет понимание отдельных предложений и текста. Внимание читающего попеременно обращается то на процесс слияния, то на процесс понимания. В результа­те теряется связь читаемых слов с ранее прочитанны­ми. Еще слабы синтетические стороны процесса чтения. Чтобы осмыслить все прочитанное, - ребенок должен представить и связать все слова данного предложения. Так как чтение — процесс равновременцъш, то понима­ние предложений, и особенно текста, затрудняется.

На третьей ступени — становления синтетических приемов чтения — ребенок читает простые слова уже не по слогам, а узнает все слово по некоторым призна­кам. Но этот процесс еще не сформирован окончатель­но, так как читаемые слова не стали оптически при­вычными образами, поэтому узнавание часто является неточным. Сложные по структуре, малознакомые слова, ребенок читает еще по слогам. На этом этапе читаю­щий в большей степени опирается на содержание ранее прочитанного, чем на буквенный состав слова.

Последняя ступень формирования навыка чтения — синтетическое чтение. Эта ступень определяется основ­ными чертами, характеризующими чтение опытного чтеца. Техника чтения на этой ступени уже не представ­ляет затруднений. Не существует разрыва между вос­приятием и осмысливанием. Восприятие определяется узнаванием, и пониманием ранее прочитанного. Автома­тизация процесса чтения позволяет чтецу следить за текстом, производить его логический анализ. Таким об­разом,' техническая сторона перестает затруднять чтеца. Чтение на этом этапе происходит автоматически. В цент­ре внимания читающего теперь находится содержание, значение. На первый план выступает не восприятие зри­тельных образов, а усвоение мыслей автора.

Недоразвитие познавателййой деятельности, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недо­статочную готовность умственно отсталого ребенка к овладению чтением.

Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых детей имеет определенные особенности. Умст­венно отсталый ребенок- овладевает чтением эначитель-


но дольше, чем нормально развивающийся ребенок. Обучение чтению у умственно отсталых детей растяги­вается во времени, а промежутки между ступенями значительно продолжительнее. Вследствие этой замед­ленности каждая из ступеней получает наиболее полное и отчетливое выражение. Если у учеников массовой школы формирование навыка чтения протекает настоль­ко быстро, что отдельные ступени бывает трудно опре­делить, то в процессе формирования навыка чтения у умственно" отсталого каждая ступень является легко обозримой. ' - • —' • • .

Овладение чтением умственно отсталыми детьми ха­рактеризуется прежде всего значительным качествен­ным своеобразием на всех этапах формирования этого навыка. Для умственно отсталых детей сложным явля­ется усвоение букв. Это связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет умствен­но отсталых школьников процесс слияния звуков в сло­ги. У йих с трудом формируется обобщенное представ­ление о слоге. У нормальных детей в процессе "овладе­ния навыком чтения довольно- быстро совершенствуется взаимодействие зрительных образов читаемого с соот­ветствующими слуховыми • и кинестетическими пред­ставлениями. Это способствует более быстрому узнава­нию слов, увеличению скорости чтения. У умственно отсталых детей взаимодействие зрительных, кинестети­ческих и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, кото­рый наблюдается у нормальных детей.

Значительно осложняется у умственно отсталых
школьников и лроцесс понимания читаемого. В процес­
се чтения у умственно отсталых детей наблюдается
большое количество ошибок. • • > . . . . ~









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь