ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ

В процессе овладения чтением у умственно отсталых детей особенно стойкими являются трудности усвоения чтения слогов и слов с мягкими согласными, так как это требует углубленной предварительной работы:


 

ЛЕС

СУМКА

ЦЫПЛЁНОК

БУСЫ

СВЕКЛА | КУРИЦА


сыр;

ЦАПЛЯ


ПЕРЕЦ

ВЕСЫ

ЦВЕТЫ

СЛИВ'А 'КОЛЬЦО


1 Подписи под картинками должны быть исключены.




а) над дифференциацией твердых и мягких соглас­
ных в 'словах;

б) над уточнением двузначности многих букв, обо*
значающих согласные звуки, так как одна и та же
буква предполагает двоякое звучание, твердое или
мягкое, в зависимости от последующей буквы;

в) над усвоением мягкости согласных звуков перед
е, ё, ю, я, и; .

г) над навыком чтения с ориентировкой на после­
дующую букву, особенно в прямых открытых слогах.

В логопедической работе по устранению фонемати­ческих дислексии должно быть уделено больше внима­ния дифференциации твердых и мягких согласных зву­ков.

Примерный план проведения занятий

Тема: «Рассматривание картинок со словами-паро­
нимами мылоМила-». '

Цель: научить детей выделять из слов твердые и мяг­кие звуки (м—мь), различать изолированные звуки (м—мь) на слух и по артикуляции.

Ход занятия

Логопед. Что нарисовано на первой картинке (Мыло.}

Логопед. Что нарисовано на второй картинке? (Девочка.)

Л о г о п е д. Эту девочку зовут Мила.

Логопед. Итак, что нарисовано на картинке? (Мыло.) Как зовут девочку на картинке? (Мила)

Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и определяют, что в слове мыло первый звук м, а в сло­ве Маламь_. Логопед произносит эту пару звуков (м—мь), затем просит детей повторить эти звуки.

Л о г о п е д. Одинаково ли произносятся звуки м и мь^ (Неодинаково.)

Логопед. При каком звуке губы больше растяну­ты? (При звуке мь .)

Логопед. Какой звук произносится с большим напряжением? (Звук мь .)

Логопед делает вывод: звук мь произносится с большим напряжением губ, чем м .


Сравнивается звучание м и мь. Логопед произ­носит оба звука и задает вопрос: «Какая разница в звучании этих звуков?»

Если дети затрудняются в ответе, следует поставить
дополнительные вопросы: "

Логопед/Какой звук звучит более твердо—или мь ?

- Логопед. Какой звук звучит более мягко— м
или мь? . ,

Логопед. Значит, как звучите? (Твердо.)

Логопед. А как звучит мь? (Мягко.)

Делается вывод: звук м звучит твердо, он твердый; звук мь звучит мягко, он мягкий.

Лого п е д. Какой буквой обозначаются звуки м и мь? (Буквой м.)

Лео г о п е д. Одной буквой обозначается и твердый и мягкий звук? Чтобы различать твердые и мягкие зву­ки, возьмем красную и синюю букву м. Синяя буква будет обозначать твердый звук м, а красная буква — мягкий звук мь. (Логопед дает детям схему слов мыло, Мила и ставит эти слова под соответствующей картин* кой.)

Логопед. В слове мыло какой первый звук? (Звук м.)

Логопед. Это звук'твердый или мягкий? (Твер­дый.)



Логопед. Какой буквой мы обозначим его — крас< ной или синей? (Синей.) (В схеме под картинкой ста­вится синяя буква-" м.)

Логопед. Кто нарисован на второй картинке? (Мила.) (Повторяется это слово.)

Логопед. Скажите, какой первый звук в этом слове? (мь).

Л о т о п е д. Это твердый или мягкий звук? (Мяг­кий.)

Л о г о п е д. Какой буквой обозначим этот звук? (Красной.)

(Ставится красная буква м в соответствующей схеме под картинкой.) '

Логопед. В каком слове звук м твердый? (В сло­
ве мыло.) —

Логопед. В каком слове звук л мягкий? (В сло­ве Мила.)


\


Подобным же образом анализируется твердый и мягкий звук м в словах мал—мял, мать мять, мыш­ка—мишка.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ М— МЬ В СЛОГАХ

Задания.

1. Поднять красную букву м, если в слоге мягкий
эх&укмь; .поднять синюю букву м, если в слове твердый
звук. (Предлагаются слоги с твердым или мягким зна*

''КОММ).

2. Прочитать слоги со звуками м и мь, подчеркнуть
буквы м мелом красного или синего цвета в зависи­
мости от их обозначения (мягкости или твердости).

3. Диктант, состоящий из слогов с твердым и мяг*
ким звуком. Подчеркнуть буквы красным или синим ка*
рандашом.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ' ЗВУКОВ М^-МЬ В СЛОВАХ

1. Поднять красную или синюю букву м, в зависи­
мости от того, твердый или мягкий звук м в слове.

Предлагаемые слова:

а) малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, миш­
ка, мышка, мох, мех, мыло, мила, : метро, молоко, ма­
шина, Митя, мыть, минута, малыш, мак, миска, мед­
ведь, мороз, мама, молоток, мухомор, матрешка;

б) камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать,
темно, семь, замок, заморозил, смородина, шум, сом,
скамья, лампа.

2. Распределить картинки на две части. Если в слове
мягкий звук мь, то картинка помещается под красной
буквой м. Если в названии картинки твердый звук
м, то картинка кладется под синей буквой м.

3. Подобрать слова на твердый звук м.

4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого
звука мь.

5. Заменить в предлагаемых- на слух словах твердую
согласную на мягкую. Назвать слово, которое получит­
ся. Сравнить по значению и звучанию пары слов: мы­
ла—Мила, мал
мял? мылмил, мать.мять, мышка-"
мишка.


 

6. Составить предложения с каждой парой слов.

7. Добавить слог с твердым или мягким звуком м.
Определить, какой звук — твердый или мягкий?

..ха,..локо, ..со, .. чик, .. шина, ..тя, .. ша, ..лыш, ,. нута.

8. Записать слова, подчеркнуть бунву м каранда­
шом красного или синего цвета.

9. Разделить страницу тетради на две части. Слева
записать букву м синим карандашом, справа — мь
красным карандашом. Логопед читает слова. Дети ста­
вят кружочки под синей буквой, если звук м в слове
твердый, и под красной буквой —если звук в слове
мягкий. Каждый кружок записывается с новой строчки.
(Во II классе эти слова .записываются.)

10.Отгадать загадки. В отгадках определить, твер­
дый или мягкий звук м в слове.

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок)

Стоят в лугах сестрички, Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Красна девица в темнице, . Коса на улице.

(Морковь)

Я над речкой лежу, оба .берегу держу. (Мост)

Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. Почему беднягу бьют? Потому что он надут.

(Мяч)

Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. - ' Меду зверю дай немного И устрой его в берлогу!

(Медведь)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. - (Мороз)

11. Игра в лото.

На карточках картинки, в названиях которых имеет­ся твердый или мягкий звук м. Дети закрывают кар­тинку синей буквой, если звук м в слове твердый, и

31






ЛИМОН

МЕДВЕДЬ

МУХА

ЗМЕЯ





ЗАМОК

СОМ

ЛАМПА





МЫЛО

МИСКА

ПОМИДОР

МАК


красной буквой, если звук м в слове мягкий. (Образ­
цы карточек на рисунке.) Ч "

СЕМЬ
дом
МЯЧ

'СМОРО­ДИНА

 

Затем переходят к дифференциации следующих пар твердых <и мягких звуков: н—нь, в—вь, т—ть, л—ль.

 

После того как закончена работа над этими пара-м« твердых и мягких согласных, проводится закрепле­ние дифференциаций всех твердых и мягких согласных. Дидактический материал включает слова на все пары твердых и мягких согласных: д—дь, т—ть, б—бь, п—пь, в—вь, ф—фь, х—хь, г—гь, к—кь, л—ль, м—мь, н—нь, с—сь, з—зь,р—рь.

Подписи под картинками должны быть исключены.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь