Что делать мусульманину, если начнётся война между мусульманами?


Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) научил свою общину, как вести себя, если между мусульманами начнётся такая смута, когда всё выглядит неясным и запутанным и очень сложно определить, кто прав. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) призвал избегать противостояния и вооружённых столкновений в подобной ситуации и удаляться от места, где это происходит: пасти овец высоко в горах или сражаться с врагами на границе исламского государства. Если же человека всё-таки настигнут мечи сражающихся, он не должен защищаться, даже если это станет причиной его гибели. Абу Бакра передаёт: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, грядут искушения, поистине, грядут искушения и смута, во время которой сидящий будем лучше идущего, а идущий — лучше вмешавшегося в неё. И когда придёт она, пусть тот, у кого есть верблюды, остаётся при своих верблюдах, а у кого есть овцы, пусть остаётся при них, а у кого есть земля, пусть остаётся на ней".Один человек сказал: "О Посланник Аллаха! А если у человека нет ни верблюдов, ни овец, ни земли?" Он ответил:"Пусть возьмёт свой меч и затупит его камнем, а потом спасается, если сможет спастись. О Аллах... Донёс ли я [то, что должен был донести]? О Аллах... Донёс ли я[то, что должен был донести]".Один человек сказал: "О Посланник Аллаха! А если меня вынудят встать в один из двух рядов или присоединиться к одной из двух групп? И если какой-нибудь человек убьёт меня своим мечом или стрела поразит меня и убьёт?" Он ответил: "Тогда этот человек возьмёт на себя и свой, и твой грех, и станет одним из обитателей Огня"» [Муслим, № 2887].

 

Абу Са'ид аль-Худри (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Скоро наступит время, когда лучшим имуществом мусульманина окажутся овцы, с которыми он будет бродить по горным вершинам и тем местам, где выпадают дожди, убегая от искушений со своей религией"» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 40].

 

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ждут вас искушения и смута, подобная чёрной ночи, и больше всего возможностей спастись от неё имеет тот, кто станет пасти своих овец высоко в горах и питаться от них, или тот, кто постоянно находится в движении, держась за повод своего коня и питаясь тем, что приносит ему его копьё» [аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 3, с. 466].

 

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) объяснил Абу Зарру, что ему делать когда начнётся смута: «Если начнут люди убивать друг друга так, что Хиджарат-аз-зайт[Место в Медине] утонет в крови, знаешь ли ты, что ты должен делать? Сиди в своём доме и запри дверь». Тот спросил: «А если меня не оставят в покое?» Он ответил: «Тогда иди к тем, с кем ты был до этого, и будь с ними». Тот спросил: «Взять ли мне моё оружие?» Он ответил: «Если ты сделаешь это, то непременно будешь участвовать в сражении вместе с ними... Если же ты боишься, что не устоишь перед блеском мечей, то прикрой лицо своё краем плаща, И пусть[тот, кто нападёт на тебя,]возьмёт на себя и свой грех, и твой, и станет одним из обитателей Огня»[Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 6, с. 258].



 

Эти и другие похожие хадисы приводили в качестве доказательства те сподвижники, которые считали, что нельзя сражаться во время смуты. «Это все те, кто отказался участвовать вместе с 'Али ибн Абу Талибом в его войнах, например, Са'д ибн Абу Ваккас, ‘АбдаЛлах ибн 'Умар, Мухаммад ибн Масляма, Абу Бакра и другие. Они говорили, что нужно воздерживаться от сражения, а если кто-то захочет убить тебя, ты не должен защищаться. А некоторые из них сказали: "Ты не должен входить в эту смуту, однако, если кто-то захочет тебя убить, нужно защищаться" Но большая часть сподвижников и их последователей считают обязательным помогать тем, кто привержен истине, и сражаться с несправедливыми, преступающими границы людьми. А вышеупомянутые хадисы они относят на счёт тех, у кого нет сил, чтобы сражаться, или же тех, кто не может определить, на чьей стороне правда в данном случае» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 33].

Ат-Табари сказал: «Смута в действительности — не что иное, как испытание, и изменение порицаемого — обязанность для тех, кто способен сделать это. Соответственно, помогающий тому, на чьей стороне правда, поступает правильно, а помогающий тому, кто не прав, совершает ошибку. Если же очень трудно определить, кто прав, то это как раз тот случай, в котором запрещено сражаться» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 31].

Несомненно, выяснить, на чьей стороне правда, в подобных обстоятельствах, когда возникает смута и всё решают прихоти и эмоции, очень трудно, и лучшее, что можно сделать, — держаться от неё подальше, уединиться, чтобы не случилось мусульманину пролить кровь, которую запрещено ему проливать, и чтобы не причинить вреда другим мусульманам.

 

Источник смуты и искушения.

 

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, откуда придёт смута, которая обрушится на мусульман. Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Главный источник неверия находится на востоке, гордость и высокомерие свойственны обладающим громкими голосами владельцам лошадей и верблюдов, бедуинам, а спокойствием отличаются владельцы овец»[Бухари; Муслим; Малик].

‘АбдаЛлах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) встал возле минбара и сказал: «Смута и искушения — вот здесь, откуда выходит рог шайтана», или же он сказал: «рог солнца»[Бухари; Муслим].

 

А в версии Муслима, переданной от 'Аиши, говорится: «Главный источник неверия — вот здесь, откуда выходит рог шайтана» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 45; Муслим, № 2905].

А Ибн 'Умар передаёт: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О Аллах, сделай благословенным для нас наш Шам! О Аллах, сделай благословенным для нас наш Йемен!" Тогда люди сказали: "О Посланник Аллаха! А наш Неджд?"И, как я помню, он сказал: "Там — землетрясения, искушения и смуты, и там выходит рог шайтана"» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 45].

Первоначальное значение слова неджд — 'возвышенность'. Аль-Хаттаби сказал: «Неджд находится на востоке. Для тех, кто находится в Медине, неджд — это пустыня Ирака и её окрестности, а для них это и есть восток. Изначально неджд — это возвышенность. Это антоним словагаур, которое означает низменность. Тихама считается низменностью,а Мекка — часть Тихамы» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 47].

 

Ирак, несомненно, находится на востоке и считается возвышенностью по отношению к Медине. Это знал Салим ибн ‘АбдаЛлах ибн'Умар, и, когда жители Ирака стали спрашивать его о каких-то незначительных вещах, совершая при этом великие грехи и дурные деяния,он сказал им: «О жители Ирака! Вы так много спрашиваете о неважном и незначительном и при этом совершаете так много великихгрехов. Я слышал, как мой отец говорил: "Я слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Поистине, смута придёт вот отсюда, и приэтом он указал рукой на восток. — Отсюда выходят рога шайтана»", а вы рубите друг другу головы!» [Муслим, № 2905].

 

Кто возьмётся полистать страницы истории, увидит, что смуты и искушения, которые обрушивались на мусульманскую общину, приходили с востока. Именно там зародилась смута, которая привела к убийству праведного халифа 'Усмана, и оттуда же вышла харуритская группа еретиков — хариджиты. Хариджиты продолжали нарушать покой мусульманской общины и в период правления Омейядов. Именно там, в Басре, произошло в 255 г. х. восстание рабов-зинджей*, а в 278 г. х. там зародилось движение карматов. Любой человек, узнав о том, сколько бед принесли рабы-зинджи и карматы мусульманской общине, сколько ужасных зверств совершили они, непременно содрогнётся.

Именно с востока пришли монголы, и нашу общину ещё ждёт приход Даджжаля из Хорасана, как об этом сообщил Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует).

Эти хадисы, указывающие на то, что источник смуты находится на востоке, никак не противоречит хадису, который передаёт Усама ибн Зайд (Да довольствуется им Аллах): «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на одно из укреплений Медины и сказал: "Видите ли вы то, что вижу я?" Люди ответили: "Нет" Тогда он сказал: "Поистине, я вижу, как смуты и искушения падают между вашими домами подобно тому, как падают капли дождя"» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 11].

*[Зинджи, рабы из Восточной Африки, привозившиеся в VII-IX веках арабскими и иранскими работорговцами в Ирак и Хузистан, главным образом с невольничьих рынков острова Занзибар (по-арабски аз-Зиндж). Занятые на расчистке солончаков, их орошении, обработке земли, добыче селитры, выращивании сахарного тростника, зинджи жили в отдельных поселениях. В 869 году в районе Басры вспыхнуло восстание. Вождь повстанцев Али ибн Мухаммед (который не был ни рабом, ни чернокожим) выдал себя за потомка Али и объявил себя «Махди» (имамом-спасителем). Он обещал рабам свободу,богатство и собственных рабов. Это дало ему тысячи горячих, готовых на всё приверженцев. К 876-878 годам в руках повстанцев оказался весь Южный Ирак. Халифат, занятый борьбой с Якубом ас-Саффаром, не мог в то время заняться подавлением восстания. Лишь после победы в Южном Иране халиф, вернувшись с армией в Месопотамию, смог в 879 году разбить повстанцев].

 

Ибн Хаджар пишет, поясняя этот хадис: «Это относится именно к Медине, потому что 'Усман был убит в ней, а потом уже смута распространилась дальше, на другие земли. Поводом для "верблюжьей битвы" и сражения при Сыффине послужило убийство 'Усмана, а сражение при Нахраване произошло из-за назначения третейских судей с обеих сторон для улаживания возникшего конфликта во время событий у Сыффина. И каждое сражение, происходившее в те времена, имело подобные причины или было как-то связано с этими событиями. К тому же одной из главных причин убийства 'Усмана было очернение его наместников, а потом и самого 'Усмана из-за того, что он покровительствовал им. Зародилась же вся эта смута в Ираке, а Ирак расположен к востоку от Медины. Таким образом, нет никаких противоречий между этим хадисом и хадисами, в которых говорится о том, что смута придёт с востока» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 13].

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь