Некоторые из этих искушений и смут.


Убийство праведного халифа 'Усмана и раскол внутри общины.Одной из великих смут, предсказанных Посланником (Да благословит его Аллах и приветствует) стала смута, которая привела к убийству праведного халифа 'Усмана ибн 'Аффана, разобщению мусульман и разногласиям внутри общины. Мусульмане подняли друг на друга мечи, и полилась невинная кровь с обеих сторон. Лучшее описание происходившего тогда таково: это была смута, которая накатывалась подобно волнам бушующего моря. Хузайфа (Да довольствуется им Аллах) сказал: «Однажды, когда мы сидели у 'Умара, он спросил: "Кто из вас помнит слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) об испытаниях и искушениях?" Я сказал: "Искушение человека, связанное с его женой, имуществом, детьми и соседями, искупается молитвой, милостыней, побуждением людей к совершению одобряемого и удержанием от порицаемого".'Умар сказал: "Я имею в виду не это, а смуту, которая будет подобна бушующему морю" Я сказал: "Она не повредит тебе, о, повелитель верующих, ибо, поистине, ты отделён от неё запертой дверью". 'Умар спросил: "Эта дверь будет сломана или открыта?"Я ответил: "Она будет сломана". 'Умар сказал: "Значит, после этого её уже никогда не закроют!"» Хузайфу спросили: «Знал ли 'Умар, о какой двери идёт речь?» Он ответил: «Он знал это так же хорошо, как и то, что ночь предшествует утру, потому что хадис этот я пересказал ему в точности, без ошибок». Люди побоялись спросить Хузайфу о том, что же это за дверь, и попросили Масрука сделать это. Он спросил: «Кто же является этой дверью?» Хузайфа ответил: «Эта дверь — сам 'Умар». [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 48; Муслим].

Таким образом, одним из препятствий для распространения смуты был второй праведный халиф ‘Умар б. аль-Хаттаб. Его приход к власти, также как и приход к власти Правдивейшего Абу Бакра, был предсказан Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха. Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Во сне я увидел, как черпаю воду из моего источника и пою людей. Тут ко мне подошел Абу Бакр и взял у меня из рук ведро для того, чтобы я мог уйти. Он дважды зачерпнул воду, и в его действиях была слабость, но Аллах простил его. Затем пришел Ибн аль-Хаттаб и взял ведро у Абу Бакра. Я не видел, чтобы кто-нибудь зачерпнул оттуда воду так властно, как это сделал он. Я видел, как он встал во главе народа, а источник был переполнен и бурлил». (аль-Бухари и Муслим).

Имам аш-Шафи‘и сказал: «Пророческие сны являются откровением. А что касается слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, относительно слабости действий Абу Бакра, то это связано с коротким сроком его правления, быстрой смертью и войной с вероотступниками, которая не позволила ему покорить новые земли и увеличить мусульманские владения, как это делал халиф ‘Умар в течение нескольких лет своего правления».

Несмотря на это, Абу Бакр был лучшим из мусульман после Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и намного превосходил своими заслугами даже ‘Умара б. аль-Хаттаба. Он больше других заслуживал избрания на пост халифа после смерти Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и это подтверждается словами самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха. ‘Аиша рассказывала, что во время своей последней болезни Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: «Позови ко мне Абу Бакра и своего брата, чтобы я написал завещание в его пользу. Воистину, я боюсь, что некоторые возжелают власти и скажут, что они достойны более других. Однако Аллах и правоверные откажутся от всех, кроме Абу Бакра».(аль-Бухари и Муслим).

Таким образом, избрание Абу Бакра и ‘Умара правителями мусульманского государства также было предсказано Посланником, мир ему и благословение Аллаха. Их избрание было одобрено всеми сподвижниками, и об этом свидетельствуют слова, сказанные Али б. Абу Талибом в письме к Му‘авийе б. Абу Суфьяну: «Мне присягнули на верность те, кто в свое время присягал на верность Абу Бакру, ‘Умару и ‘Усману. Присутствовавшие там отныне не имеют права избрать кого-нибудь другого, а отсутствовавшие там не имеют права отказаться от этой присяги. Право выбора принадлежит только мухаджирам и ансарам. Если они собрались вместе и выбрали своего правителя, то так было угодно Самому Аллаху» (Нахдж аль-балага. С. 298).

Однако наступило время, когда правоверные остались без Посланника, мир ему и благословение Аллаха, Правдивейшего Абу Бакра и ‘Умара б. аль-Хаттаба. Мусульманская община осталась без тех людей, которые своими мудрыми и волевыми решениями препятствовали распространению смуты. Кстати, мученическая смерть халифа ‘Умара тоже была предсказана Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Анас б. Малик рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вместе с Абу Бакром, ‘Умаром б. аль-Хаттабом и ‘Усманом б. ‘Аффаном поднялся на гору Ухуд, и гора сотряслась. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Успокойся, Ухуд! На тебя поднялись Пророк, Правдивейший (т.е. Абу Бакр) и два мученика (т.е. ‘Умар и ‘Усман)» (аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи). В 23 г.х. фарс по имени Абу Лу’лу’ Фируз во время намаза нанес ‘Умару б. аль-Хаттабу шесть смертельных ранений отравленным кинжалом, и спустя три дня халиф скончался.

После его смерти среди новообращенных мусульман распространилось опасное течение, основателем которого стал человек по имени ‘АбдаЛлах б. Саба. Он был иудеем, который под видом мусульманина подстрекал невежественных людей на выступления против халифа ‘Усмана. ‘АбдаЛлах б. Саба пытался расколоть мусульманскую общину так же, как это сделал самозваный апостол Павел с последователями пророка ‘Исы. Усердия иудея привели к тому, что толпы вооруженных невежд, прибывших в Медину из Куфы, Басры и Египта, окружили дом праведного халифа. Они воспользовались тем, что многие жители Медины покинули город для совершения паломничества. Повстанцы отказывались прислушаться к наставлениям халифа, а 18 числа месяца зу-ль-хиджжа 35 г.х. они разрушили стену в доме, убили халифа и отрезали палец его жены Наили. В это время ‘Усман б. ‘Аффан читал Коран, и капли его крови упали на страницы свитка, который по сей день хранится в музее «Топ-капы» в Стамбуле. Следы крови до сих пор видны на словах Всевышнего Аллаха: «Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной. Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (аль-Бакара, 137).

Среди ворвавшихся в дом халифа были Мухаммад б. Абу Бакр, Кинана б. Бишр, ‘Умар б. Будейл, ‘Амр б. Хумук, Судан б. Хумран, ‘Абд ар-Рахман б. Удейс и другие.

Об этом великом испытании также предупреждал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. В длинном хадисе о том, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отдыхал у колодца Арис, сообщается, что ‘Усман б. ‘Аффан попросил разрешения войти к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. В ответ Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал Абу Мусе: «Разреши ему войти и обрадуй его вестью о том, что он попадет в Рай после того, как пройдет тяжелое испытание» (аль-Бухари).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также предупреждал своих сподвижников о разногласиях, которые возникнут между ними. Он предсказывал поход одной из своих жен в Басру, который закончился Верблюжьей битвой.

После убийства ‘Усмана многие сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, горели желанием отомстить повстанцам за кровь праведного халифа. Они не могли простить себе, что позволили беззаконникам лишить жизни одного из лучших людей, а также нарушить святость запретного месяца и заповедной земли. В результате жена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ‘Аиша, а также славные сподвижники Тальха б. ‘Убейдуллах и аз-Зубейр б. аль-‘Аввам отправились в Басру вместе с многочисленной армией своих сторонников. Кейс б. Абу Хазим рассказывал, что по дороге в Басру ‘Аиша остановилась возле колодцев племени Бану ‘Амир. Тут на нее стали лаять собаки, и она спросила: «Что это за колодцы?» Ей ответили: «Это – Хауаб». Тогда она сказала: «Я хочу вернуться». Находящийся рядом с ней человек (согласно версии Ахмада, это был аз-Зубейр) сказал: «Не стоит. Продолжи путь, чтобы мусульмане увидели тебя. Это поможет им примириться». Она сказала: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: “Что будет с той из вас, на которую будут лаять собаки Хауаба?”» (Ахмад, Абу Йа‘ла и аль-Баззар, достоверный хадис).

Сторонники ‘Аиши вошли в Басру и принялись мстить повстанцам, которые принимали участие в убийстве ‘Усмана. В результате столкновений погибло около 600 человек. Спустя некоторое время к городу подошли многочисленные войска халифа ‘Али б. Абу Талиба. Задолго до этого Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, предупреждал его о том, что между ним и ‘Аишей возникнут разногласия. Абу Рафи‘ рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ‘Али б. Абу Талибу: «Между тобой и ‘Аишей будут разногласия». Тот ответил: «О Посланник Аллаха! Неужели я буду самым несчастным из людей?» Он сказал: «Нет. Но когда произойдет то, о чем я говорю, доставь ‘Аишу в безопасное для нее место». (Ахмад и аль-Баззар, хороший хадис).

Когда халифа ‘Али спросили, что он собирается делать, подойдя к Басре, он ответил: «Я не хочу гибели людей ни с нашей, ни с их стороны, ибо Аллах введет в Рай каждого, чье сердце обращено к Аллаху». Он также сказал: «Людям, с которыми вы встретитесь завтра, не причиняйте зла ни рукой, ни языком». На переговоры с ‘Аишей, Тальхой и аз-Зубейром халиф отправил своего приближенного по имени Ка‘ка‘. В результате стороны договорились разрешить проблему мирным путем. Однако эта весть сильно встревожила ‘АбдаЛлаха б. Саба. Вместе с Салимом б. Са‘лабом, Шурейхом б. ‘Ауфом и другими заговорщиками он решил помешать перемирию. Под покровом ночи 3000 сабаитов, которые находились в рядах войска халифа ‘Али вероломно напали на сторонников ‘Аишы. Одни кричали, что жители Басры напали на лагерь халифа, а другие – что войска халифа напали на жителей Басры. Сабаиты добились своей цели – между мусульманами началось сражение, которое вошло в историю под названием “Верблюжья битва”. Оно унесло жизни многих праведных сподвижников, среди которых оказались Тальха б. ‘Убейдуллах, который собственным телом защитил Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в битве при Ухуде, а также апостол Пророка, мир ему и благословение Аллаха, аз-Зубейр б. аль-‘Аввам. Последний вообще не стал принимать участия в сражении, и его убили, когда он собирался покинуть Басру. Оба они еще при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха, заслужили место в Райской обители. Да будет доволен ими Всевышний Аллах!

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Мусульмане не собирались вступать в сражение. Верблюжья битва началась вопреки их воле. ‘Али, Тальха и аз-Зубейр договорились решить проблему мирным путем и по мере возможности отомстить всем, кто принимал участие в убийстве ‘Усмана. Безусловно, ‘Али не был рад гибели ‘Усмана и не принимал в этом никакого участия. Он даже поклялся и сказал: “Клянусь Аллахом, я не убивал ‘Усмана и не помогал его убийцам!” Вне всякого сомнения, он говорил правду. Убийцы ‘Усмана были обеспокоены тем, что ‘Али договорился с Тальхой и аз-Зубейром о наказании всех, кто был причастен к убийству. Они напали на лагерь Тальхи и аз-Зубейра. Их сторонники же решили, что войска ‘Али вероломно напали на них. Они начали защищаться и бросились в ответную атаку на лагерь ‘Али. Битва завязалась вопреки воле праведных сподвижников. ‘Аиша не принимала участия в сражении и не отдавала приказа вступать в бой. Она сидела верхом на своем верблюде». (Минхадж ас-сунна. Т. 2. С. 185).

Верблюжья битва, о которой предупреждал мусульман Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, произошла в месяце раджаб 36 г.х.

Это не было последним пророчеством Посланника, мир ему и благословение Аллаха, о противоречиях между мусульманами. Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не сразятся две огромные армии, которые понесут большие потери и при этом будут исповедовать одну и ту же веру; пока не появятся около тридцати лжецов, каждый из которых будет называть себя посланником Аллаха; пока не исчезнет религиозное знание; пока не участятся землетрясения; пока не ускорится время; пока не появится смута; пока не участятся убийства; пока вы не станете купаться в роскоши, потому что вашего богатства будет настолько много, что хозяин имущества будет беспокоиться от того, что никто не принимает его пожертвований, а когда он попытается раздать милостыню, то ему ответят: “Я не нуждаюсь в этом”; пока люди не станут состязаться в строительстве высоких домов; пока проходящий мимо могилы человек не скажет: “Лучше бы я оказался на его месте”; и пока солнце не взойдет на западе. А когда оно взойдет, люди узрят это и уверуют все как один. Однако это будет то самое время, когда “вера не принесет человеку пользы, если он не уверовал прежде и не приобрел благодаря своей вере добро” (аль-Анам, 158). При наступлении Судного часа двое людей развернут перед собой одежду, но не сумеют ни продать ее, ни свернуть. При наступлении Судного часа человек подоит свою верблюдицу и отправится пить молоко, но не успеет сделать этого. При наступлении Судного часа некий муж будет замазывать глиной вместилище для воды, но не успеет напоить свой скот. При наступлении Судного часа человек будет подносить кусочек еды ко рту, но не успеет проглотить его» (аль-Бухари).

В этом хадисе упоминается о сражении Сыффин, которое произошло между сторонниками ‘Али б. Абу Талиба и Му‘авии б. Абу Суфьяна. В этом сражении, как и в предыдущем, правда была на стороне халифа ‘Али. Однако сподвижники, которые были не согласны с ним, поступали на основании собственного иджтихада и поэтому заслужили милость и снисхождение Всевышнего Аллаха.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Большинство из тех, кто желал вступить в сражение, не хотели подчиняться ни ‘Али, ни Му‘авии, которые требовали от мусульман прекратить кровопролитие. Однако, как это часто происходит, когда разгорается огонь смуты, даже правители не могут потушить его». (Минхадж ас-сунна. Т. 2. С. 224).

Три месяца обе стороны пытались предотвратить вооруженное столкновение, но нашлись люди, которые начали подстрекать остальных на сражение. Среди сторонников халифа ‘Али этим занимались Малик б. аль-Харис ан-Наха‘и, Хашим б. ‘Утба аль-Миркал и другие. А среди сторонников Му‘авии к сражению призывали ‘Абд ар-Рахман б. Халид б. аль-Валид (он же был знаменосцем во время битвы), Абу аль-А‘вар ас-Салми и другие. В конце концов, в месяце джумада-с-санийа 37 г.х. началось кровопролитное сражение при Сыффине, в котором погибло более 10000 мусульман с обеих сторон. Согласно некоторым источникам, число погибших достигло семидесяти тысяч (Ибн Хаджар. Фатх аль-бари. Т. 13. С. 86).

Отголоски этого сражения не переставали будоражить мусульман до тех пор, пока аль-Хасан б. ‘Али не положил конец всем разногласиям и противоречиям. Он поставил интересы мусульман превыше собственных интересов и добровольно отказался от халифата в пользу Му‘авии. Этот мудрый поступок тоже был предсказан Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, который задолго до этого указал на аль-Хасана и сказал: «Мой внук – настоящий господин. Возможно, именно его руками Аллах примирит две огромные армии мусульман». (аль-Бухари и Ахмад со слов Абу Бакры).

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, в какой год начнётся эта смута. ‘АбдаЛлах ибн Мас'уд передаёт: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Завертятся жернова войны через тридцать пять[лет], и если погибнут они, то до них погибали уже избравшие этот путь, а если сохранится у них религия их, то продолжится это семьдесят лет".Я спросил (а в другой версии 'Умар сказал): "О Пророк Аллаха! Начиная с прошлых лет или нет?" Он ответил: "Начиная с прошлых лет"» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 976].

 

Он назвал войну «жерновами», потому что она перемалывает сражающихся подобно тому, как жернова мельницы перемалывают зерно. А в последней части хадиса содержится указание на продолжительность периода правления бану Умайя (Омейядов) — оно продолжалось семьдесят лет.

В некоторых версиях хадиса ещё подробнее сообщается о том, что будет происходить с общиной, когда начнётся эта смута. Например, Абу Хурайра передаёт такие слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Не наступит Час, пока не сразятся две большие группы. Произойдёт между ними великое сражение, притом что призывать они будут к одному и тому же»[Бухари; Муслим].

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь