Деятельность шведских арх Г.Асплунда,С. Маркелиуса в межвоенный период

Среди важнейших проектов Асплунда можно назвать здание Стокгольмской Библиотеки, строительство которого велось между 1924 и 1928 годом. По своему образу это типичный пример осовремененного северного классицизма с элементми скупого модерна. В 1927 году Асплунд также участвовал в конкурсе проектов выборгской городской библиотеки, в котором победу одержал финский архитектор Алвар Аалто, считавший Асплунда своим учителем и предшественником.

До 1930 года, когда в Стокгольме прошла всемирная выставка, Асплунд проектировал строгие и лаконичные здания с минимальной отделкой (Городская библиотека в Стокгольме, 1924-27). В 1930-е гг. акцент его творчества сместился на функциональность при сохранении классической уравновешенности (Бактериологический институт в Стокгольме, 1933-37).

Наиболее полное представление о творчестве Асплунда даёт ансамбль Лесного кладбища в Стокгольме, над которым он совместно с Сигурдом Леверенцем работал с 1915 г. (ныне — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО). Также в соавторстве с Леверенцем Асплунд выступил главным архитектором Стокгольмской Всемирной Выставки 1930 года. Несмотря на временный характер построенных павильонов, их стиль (модерн в стекле и стали) оказал несомненное влияние на развитие архитектуры XX века. В частности, тот же Алвар Аалто, получив заказ на проект выставочных павильонов в Турку, специально приезжал в Стокгольм, чтобы увидеть направление работы и стиля.

Маркелиус Свен Маркелиус (Markelius) Свен (родился 25.10.1889, Стокгольм), шведский архитектор. В 1910-е годы учился в Высшей технической школе и АХ в Стокгольме. Постройки М. 30-х годов ‒ наиболее радикальное проявление архитектурного функционализма в Швеции (концертный зал в Хельсингборге, 1932; клуб строителей в Стокгольме, 1937). Для его творчества 40-х годов характерны поиски национальной специфики шведской архитектуры (собственный дом в Кевинге, 1945). В 1944‒54 главный архитектор Стокгольма. С начала 50-х годов М. руководит разработкой и осуществлением генерального плана Стокгольма, в основе которого лежит принцип полуавтономных районов, разделённых зелёными зонами (строительство западной группы районов ‒ Веллингбю, 1953‒66; реконструкция общегородского центра, 1953‒70).

Работы Элиеля Сааринена в Финляндии

В составе архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen:

· Дом Тальберга, 1897—1898, Хельсинки

· Усадьба Г. фан Гильзе ван дер Пальса в Палониеми (Paloniemi), 1898. Уничтожена пожаром в 1950 году

· Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже, 1898—1900

· Страховая компания Pohjola, 1899—1901, Хельсинки

· Дом врачей, 1900—1901, Хельсинки

· Вилла «Виттреск» (Hvitträsk), 1901—1903, Кирконумми

· Вилла «Витторп» (Hvittorp), 1902, Кирконумми

· Дом «Олофсборг» (Olofsborg), 1902—1903, Хельсинки

· Дом Эол (Eol), 1902—1903, Хельсинки

· Вилла «Суур-Мериоки» (Suur-Merijoki) под Выборгом, 1902—1904. Разрушена в советское время

· Народный дом Карла Лютера, 1902—1904, Таллин

· Национальный музей Финляндии, 1902—1910, Хельсинки



· Дом Леандера, 1903—1905, Сортавала. Незначительная перестройка в 1935 году по проекту Ларса Сонка

Самостоятельные работы:

· Концертный зал г. Котка, 1907. Совместно с Г. Гезеллиусом

· Жилой дом на Fredrikinkatu 18, 1907, Хельсинки. Совместно с Г. Гезеллиусом

· Центральный вокзал Хельсинки, 1909—1914. Совместно с Г. Гезеллиусом и А. Линдгреном. Скульптор Э. Викстрем.

· Железнодорожный вокзал г. Выборг, 1910—1913. Совместно с Г. Гезеллиусом. Взорван Красной армией при отступлении в 1941 году. Сохранился багажный корпус и две гранитные скульптуры медведей с фасада здания.

· Дача Винтера, 1909, Сортавала

· Городская ратуша в Лахти, 1911

· Здание Общества взаимного кредита, 1911—1912, Таллин

· Церковь св. Павла, 1913—1917, Тарту

· Городская ратуша в Йоэнсуу, 1914

· «Мраморный дворец», 1918, Хельсинки

· Пансион в Мункиниеми, 1920, Хельсинки

· Деловое здание на Keskuskatu 1b, 1920, Хельсинки

 

Творчество А.Аалто

В довоенное время Аалто построил санаторий в Паймио (1929—1933) и городскую библиотеку вВыборге (1930—1935), виллу «Майреа» в Нормаркку (1939). В 1940—1948 годах Аалто работал и преподавал в США, где осуществил ряд проектов, таких как общежитие MIT в Бостоне. В 1949 году умерла его супруга и постоянный партнёр по проектной работе Айно Марсио-Аалто. Вернувшись в Финляндию, Аалто сотрудничал с Элиссой Мякиниеми; они поженились в 1952 году.

Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки.

Аалто осуществил ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958) и дворец «Финляндия» (1967—1971; все в Хельсинки), Дом северных стран в Рейкьявике (1965—1968). Автор многих проектов церковной архитектуры, в том числе церкви Трёх крестов в Вуоксенниска (1958), приходских центров в Вольфсбурге (1963) и в местечке Риола подБолоньей (1966, построен в 1975—1980 годах). Создатель промышленных сооружений в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939), Оулу (1951—1957), жилых домов в Бремене (1958—1963), вилл, выставочных павильонов. Выступал и как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952).

25. Основные направления и стили в арх межвенных США

Самой известной работой Бэкона является Мемориал А.Линкольна в Вашингтоне, завершенный в 1922. За него он был удостоен золотой медали Американского института архитекторов.

Среди других построек Бэкона – публичная библиотека в Патерсоне (шт. Нью-Джерси), главная больница в Уотербери (шт. Коннектикут), памятник Линкольну в Линкольне (шт. Небраска) и Мемориал погибшим в Первой мировой войне в кампусе Йельского университета. Вместе с Августом Сент-Годенсом он работал над проектом памятника Ч.С.Парнеллу в Дублине (Ирландия).

Здание офиса телефонной компании «Барклэй – Вези», построенное в Нью-Йорке фирмой «Мак-Кензи – Ворхеес – Гмелин», с башенной частью, уступами утончающейся кверху, типично для этого времени. Группа архитекторов, работавших над проектом комплекса Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке, установила входящие в него здания на некотором расстоянии друг от друга, чтобы обеспечить свободную циркуляцию воздуха и хорошее освещение.

Примером архитектуры модернизма может служить здание офиса филадельфийского Сберегательного фонда (1931–1932), построенное компанией «Хоу – Лескейз». Наружные стены полностью опираются на каркас, что позволило создать ленточные окна по всему фасаду и даже на углах. После Второй мировой войны именно этот стиль утвердился в проектировании небоскребов. Здание Левер-хаус в Нью-Йорке (Скидмор, Оуингс и Меррил) кажется почти лишенным веса. Чередующиеся панели из стекла и пластика подчеркивают легкость стены, башня словно плывет над первым этажом. В нескольких кварталах к югу от Левер-хаус, на Парк-авеню, по проекту Миса ван дер Роэ был построен небоскреб Сигрем-билдинг (1957–1958). Небольшая площадка с бассейнами, в которых отражаются фасад и небо, отделяет здание от улицы.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь