Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Признаки отклонений в мелодии. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1. Как правило автентические отклонения метрически располагаются следующим образом: побочная D берется на слабой доле такта, ее разрешение в новую тонику – через тактовую черту на сильной доле (или на относительно сильной доле в сложном метре). «Глубокие» отклонения занимают большее пространство, но разрешение в Т все равно приходится на сильную долю такта. 2. Признаками отклонений могут служить следующие мелодические ходы со слабой доли на сильную: а) восходящий ход на малую секунду (который можно рассматривать как разрешение VII ступени в I, иногда – как разрешение в мажоре #II ступени в III при отклонении через D#5); он приводит к приме или (реже) терции новой тоники; б) нисходящий ход на малую или большую секунду (разрешение IV ступени в III или II в I, а также VI в V) приводит к приме, терции и (при отклонении через VII7 или D9) квинте новой тоники; г) повторенный или выдержанный звук приводит к квинте новой тоники; д) ход в мелодии на кварту вверх или на квинту вниз (разрешение V ступени в I или II в V) приводит к приме или квинте новой тоники. 3. Наличие знака альтерации, который не может принадлежать альтерированным аккордам S и D групп, например, #I, #III, #V, VII. Отклонение всегда сопровождается появлением нового знака альтерации (за исключением отклонения из минора в III ступень), однако не всегда знак альтерации берется в верхнем голосе. Поэтому отсутствие знака альтерации не означает отсутствия отклонения. Даже простую диатоническую мелодию, например нисходящую гамму, можно гармонизовать с большим количеством разнообразных отклонений: T D2→ VI6 D2→D6 D7→ II D9→VI VII43→II6 D7 T IV. Выход из отклонения. После совершения отклонения можно вернуться в исходную тональность, т.е. взять автентический (как правило) оборот в основной тональности. Если отклонение совершено перед каденцией (обычно это отклонение в одну из субдоминантовых гармоний), то оно непосредственно перетекает в альтерированную S или К64. Зачастую отклонения следуют друг за другом, образуя длинные, прихотливые цепи и как бы затуманивая основную тональность. Последование отклонений может быть любым, но чаще других встречаются кварто-квинтовые и терцовые цепочки отклонений. В первой друг за другом движутся отклонения на квинту вниз (или кварту вверх), чередуя побочные D2 и D65 (или другую пару обращений – D7 и D43): к примеру, D2→ VI6 - D65 → II - D2→ V6 - D65 → I - D2→ IV6. Во второй цепочке каждое последующее отклонение идет на терцию ниже предыдущего: D43→VI - D43→S - D43→ II.
Литература по теме: А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. – С. 151-162.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ЭЛЛИПСИС»
Эллипсис (с греч. – «пропуск») – понятие, заимствованное из языкознания, где оно означает пропуск какого-либо – ожидаемого – члена предложения. В музыке таким ожидаемым «членом предложения» является тоника, в которую разрешается побочная доминанта. Отсутствие разрешения побочной D в свою тонику, замена ее другим диссонирующим аккордом (чаще всего тоже побочной D к другой тональности) в определенной мере аналогично эллипсису в языкознании. (Некоторые теоретики (А.Степанов) возражают против употребления этого понятия в музыке, заменяя его таким словосочетанием: «хроматическое последование аккордов».) Итак, эллипсисом (или хроматическим последованием) называется сочетание неустойчивых гармоний различных тональностей. Широко распространены доминантовые цепочки – последования D7 (в том или ином виде) в нисходящем квинтовом направлении: D7→(III) D7→(VI) D7→(II) D7→(V) D7→T Чередуются либо обращения D7 (через одно обращение), либо происходит чередование полного и неполного септаккордов. В эллиптическую цепочку могут включаться ум.VII7 (также чередуясь через одно обращение), а также D9 – в чередовании либо с D7, либо с D9.
D7→(VI)D43→(II)D7→(V)D43D7→(S) D7→(VI)D7→(II)D7→(V)D7 D7→S VII2→(VI)VII65→(II)VII2→(V)VII2 D9→(VI) D7→(II) D9→(V)D9 D9→(VI) D9→(II) D9→(V) D9
Следует обратить внимание на голосоведение в этих цепочках: по крайней мере два голоса из четырех (а в цепочке из уменьшенных септаккордов – все четыре) движутся по нисходящей хроматической гамме. По сути все эти последования представляют собой секвенцию, где звено состоит из двух аккордов и шаг секвенции – б.2 вниз. Встречается и субдоминантово-доминантовое последование септаккордов, в котором побочная D переходит в II7 другой тональности, т.е. здесь следуют друг за другом, не разрешаясь в тоники, «глубокие» отклонения. Эта цепочка также представляет собой секвенцию с шагом на б.2 вниз.
II2 + D65→(III) II2 + D65→(II) II2 D65 T Довольно часто, особенно на грани построений, фраз, встречается терцовый эллипсис, т.е. сочетание доминантовых аккордов в нисходящем терцовом соотношении. В этом случае обращения септаккордов идут подряд: D7→(T) D65→(VI) D43→(S) D2→(II) В отличие от квинтового эллипсиса, такие хроматические последования не бывают длинными и в основном содержат два аккорда. D7 D65→(VI) D43→(S) D2→(II)
Эллиптические цепочки можно встретить в музыке всех стилевых направлений, начиная с эпохи барокко. Но особенно широкое применение они нашли в эпоху романтизма, а также в ХХ веке – в джазовой гармонии.
Литература по теме: 1. А.Степанов. Гармония. – М.: «Музыка», 1971. – С. 166-170 2. А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. - С. 281-284.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ: 1. Определить и разрешить аккорды:
2. Играть секвенции по б.2 вниз:
2. Гармонизовать фрагменты мелодий, используя отклонения (окончание не обязательно на Т):
3. Сделать гармонический анализ: Бетховен. Соната № 7, 2 ч.
4) Подобрать на фортепиано и исполнять с аккомпанементом песни (2 из 4): Лейся, песня, на просторе Музыка В. Пушкова, слова А. Апсолона
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.019 с.) |