Материалы по теме «альтерационная хроматика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы по теме «альтерационная хроматика»



I. АЛЬТЕРАЦИЯ АККОРДОВ СУБДОМИНАНТОВОЙ ГРУППЫ

 

Альтерационная хроматика является внутритональной (центростремительной, по выражению Ю.Холопова) хроматикой, укрепляющей замкнутость ладовой структуры хроматически обостренным тяготением неустоев к тонам тонического аккорда. Альтерация затрагивает ступени и созвучия лишь неустойчивых ладовых функций – S и D – и не касаются Т.

Слово «альтерация» происходит от позднелатинского alteratio, что означает «изменение». Под альтерацией обычно понимают хроматическое повышение или понижение неустойчивых звуков лада, обостряющее их тяготение. (Другое значение термина «альтерация» – любое хроматическое изменение звуков, связанное с введением случайных знаков – знаков альтерации.) Происхождение альтерации тесно связано с хроматическими неаккордовыми звуками. Эмансипация хроматических проходящих и вспомогательных звуков в определенных метроритмических условиях способствовала их проникновению в аккорды, которые стали называться альтерированными.

В мажоре могут быть альтерированы II ступень (↑ и↓), IV (только ↑), VI (только ↓, что является признаком гармонического мажора, поэтому не будет нами рассматриваться в качестве признака альтерации). В миноре возможны альтерация II ступени (только ↓), IV ступени (↑ и↓), VII ступени (↑, что также свойственно гармоническому ладу, поэтому не рассматривается как альтерация).

Основной ступенью, подвергающейся альтерированию в аккордах S группы, является IV ступень. Ее повышение может быть связано с одновременным повышением в мажоре II ступени. Повышение одной II ступени (без IV) используется весьма редко. Одновременное понижение II и повышение IV не встречается никогда.

Альтерация более характерна для септаккордов, чем для трезвучий, поэтому II7 #3 и IV7 #1 распространены шире, чем соответствующие альтерированные трезвучия. В миноре альтерированные септаккорды S группы, испытав на себе влияние мажорных альтераций, чаще используются с повышенной VI ступенью, кроме IV, совпадая с соответствующими созвучиями мажора. Приводим альтерированные аккорды S группы в мажоре:

В миноре:

Аккорды альтерированной субдоминанты получили также название аккордов двойной доминанты, т.е. доминанты к доминанте, где #IV ступень является вводным тоном доминантовой гармонии в тональности V ступени по отношению к главной. Таким образом, под обозначением двойная доминанта по сути дела имеется в виду отклонение в тональность доминанты. Такая трактовка вышеперечисленных аккордов возможна лишь в том случае, если они разрешаются именно в D (как в свою тонику). Во всех остальных случаях, при разрешении данных аккордов в Т, К64, в неальтерированные аккорды S группы, они будут обозначаться нами, как альтерированные септаккорды II или IV ступеней. Учитывая двойную трактовку данных аккордов, приведем их второе название.

В мажоре: II7 #3 = DD7 (септаккорд двойной доминанты); г.II7#3 = DD7 5; II9 #3 = DD9 (именно в значении DD, т.е. перед D, применяется чаще всего этот нонаккорд); IV7 #1 = DDVII7 (вводный септаккорд двойной доминанты); г.IV7#1 = DDVII7 3.

Таким образом, альтерированный II7 играет роль септаккорда двойной доминанты, строящегося на V ступени доминантовой тональности, а альтерированный IV7 имеет значение вводного септаккорда двойной доминанты, строящегося на VII ступени доминантовой тональности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.005 с.)