Понятие информационной технологии. Развитие и классификация автоматизированных информационных технологий управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информационной технологии. Развитие и классификация автоматизированных информационных технологий управления



Известно, что решение управленческих задач всегда тесно связано с выполнением ряда операций по сбору необходимой информации, переработке ее по некоторым алгоритмам и выдаче лицу, принимающему решение в удобной для него форме. Такую последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную называют предметной технологией. Например, технология бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму бухгалтерской проводки. Последняя, изменяя состояние аналитического учета, приводит к изменению счетов синтетического учета и далее – баланса.

Информационные технологии являются важнейшей составляющей процесса эффективного использования информационных ресурсов общества и каждой отдельной организации. Под информационной технологией (ИТ) понимают процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Толковый словарь по информатике дает такое определение информационной технологии:

Информационная технологияэто совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

Если реализация технологии направлена на выработку управляющего воздействия, то это технология управления.

Предметная технология и информационная технология влияют друг на друга. Так, например, наличие пластиковых карточек как носителя финансовой информации принципиально меняет предметную технологию, предоставляя такие возможности, которые без такого носителя информации просто отсутствовали. С другой стороны, потребности конкретного бизнеса стимулируют развитие информационных технологий. Примером может служить технология распределенной обработки данных, появившаяся как результат глобализации производственных и распределительных процессов в экономике.

В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество информационных продуктов. Информационную технологию, в составе технических средств которой используются средства вычислительной техники и телекоммуникаций, называют автоматизированной информационной технологией (АИТ).
Развитие автоматизированных информационных технологий шло параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ, насыщением инфраструктуры новыми средствами коммуникаций. Эволюция автоматизированных информационных технологий представлена в следующей таблице:

Этапы развития автоматизированная информационная технология, технических средств и решаемых задач

Период ЭВМ Решаемые задачи Тип АИТ
       
Конец 1950-х – начало 1960-х гг. I, II поколение Использование ЭВМ для решения сложных научных и инженерных задач Частичная электронная обработка данных
1960-е гг. – начало 1970-х гг. II, III поколения Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях ЭСОД – электронная система обработки данных
1970 -е гг. III поколение Комплексная обработка информации на всех этапах управления деятельностью предприятия, организации, переход к разработке подсистем АСУ (материально-технического снабжения, товародвижения, контроль запасов и транспортных перевозок, учет реализации готовой продукции, планирование и управление) Централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ, ВЦ коллективного использования
1980-е гг. IV поколение Развитие АСУТП (АСУ технологическими процессами), САПР (систем автоматизированного проектирования), АСУП (АСУ предприятиями), ОАСУ (отраслевых АСУ), общегосударственных АСУ: плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. Тенденции к децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной эксплуатации вычислительной техники Специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных суперЭВМ
Конец 1980-х гг. – по настоящее время V поколение Комплексное решение управленческих задач; объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решений, информационно-советующих (экспертных) систем НИТ (новая информационная технология) – сочетание средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники

В последние годы используется термин «новые информационные технологии». Традиционные АИТУ существовали в условиях централизованной обработки данных и до массового использования персональных компьютеров были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости процессов формирования регулярной отчетности. Новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая информационная технология — это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком применении пакетов прикладных программ общего и проблемного направления, использовании режима реального времени и доступа пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

Автоматизированные информационные технологии в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков.
По степени охвата задач управления:

  • электронная обработка данных;
  • автоматизация функций управления;
  • поддержка принятия решений;
  • электронный офис;
  • экспертная поддержка управления.

По классу реализуемых технологических операций:

  • работа с текстовым редактором;
  • работа с табличным процессором;
  • работа с СУБД;
  • работа с графическими объектами;
  • мультимедийные системы;
  • гипертекстовые системы.

По типу пользовательского интерфейса:

  • пакетные (централизованная обработка;
  • диалоговые;
  • сетевые (многопользовательские).

По способу построения сети:

  • локальные;
  • многоуровневые;
  • распределенные.

):*По обслуживаемым предметным областям (ПрО

  • бухгалтерский учет;
  • банковская деятельность;
  • налоговая деятельность;
  • страховая деятельность;
  • другие.

При классификации информационных технологий по типу носителя различают бумажную и безбумажную технологии. Бумажная использует в качестве носителей входной информации бумажные документы, выходные документы также оформляются в виде «твердых копий» на бумаге (пусть даже и методом печати). Безбумажная технология предполагает использование сетевых технологий на базе локальных и глобальных сетей ЭВМ, развитых средств оргтехники, электронных документов.

Отметим, что информационная технология – достаточно общее понятие и как инструмент может использоваться различными пользователями: как непрофессионалами в компьютерной области, так и разработчиками новых ИТ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.004 с.)