Тема 1.Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности



Тема 1.Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

Основные компоненты ИС

В зависимости от аспекта рассмотрения структуру ИС представляют по-разному. Наиболее общим является выделение в ИС обеспечивающей и функциональной частей [8]. Все информационные системы включают один и то же набор компонентов: функциональные компоненты, компоненты системы обработки данных (СОД), организационные компоненты (персонал) [4]. ИС можно представить как совокупность подсистем: техническое, математическое, программное, информационное, организационное и правовое обеспечение [7].

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу ИС. Центральное место среди всех технических средств занимает ПЭВМ. Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.

Математическое обеспечение (МО) — это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач. Математическое обеспечение включает:

  • средства моделирования процессов управления;
  • методы и средства решения типовых задач управления;
  • методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.).

Техническая документация по этому виду обеспечения содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, проектировщики ИС.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят:

  • общесистемные и специальные программы;
  • инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения;
  • персонал, занимающийся разработкой и сопровождением ПО на весь период жизненного цикла ИС.

К общесистемному программному обеспечениюотносятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса и решений часто встречающихся задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов.

Специальное программное обеспечениепредставляет собой совокупность программ, разрабатываемых при создании ИС конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих организацию данных и их обработку при решении функциональных задач.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Оно включает в себя:

  • овокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации;
  • унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания;
  • массивы информации на соответствующих носителях;
  • персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Информационное обеспечение – важнейший элемент автоматизированных информационных систем – предназначено для отражения информации, циркулирующей в информационной системе. В информационное обеспечение ИС включаются системы показателей, классификаторы, системы кодирования информации, массивы информации в базах данных, хранящиеся на магнитных носителях, системы документации, а также персонал, обеспечивающий надежное хранение и своевременную обработку информации.

В ходе создания информационного обеспечения определяются состав показателей, необходимых для решения экономических задач, их информационные связи, объемно-временные характеристики.

1. Чтобы сделать информацию более удобной для восприятия и обработки, используют формализованное описание этой информации. Для систематизации информации используют самые разные классификаторы. При этом отбираются подходящие общегосударственные классификаторы (например, классификаторы продукции, классификаторы технико-экономических показателей, классификаторы структуры отраслей и т.д.) или разрабатываются новые классификаторы и коды.

2. Использование систем автоматизированной обработки экономической информации потребовало унификации и стандартизации документации. Для этого создаются различные формы ввода информации, проектируются формы первичных документов для последующей машинной обработки и формы вывода информации(в том числе таблично-текстовый материал, бюллетени, справочники и т.д.).

3. Внутримашинное информационное обеспечение проектируется на принципе интеграции в виде базы и банка данных, где все данные собраны в едином интегрированном хранилище, к которому обеспечен доступ разнообразных пользователей.

4. Более сложным становится информационное обеспечение в случае организации вычислительных сетей. В этом случае устанавливается состав и способы обмена информацией между различными уровнями обработки. Ведется создание и распределение информационного фонда между уровнями обработки и т.д.

5. Использование компьютеров при создании автоматизированных информационных систем меняет подход к проектированию информационного обеспечения. Появляются возможности хранения в компьютере календарей, справочников, больших объемов информации, форматирования информации в нужном виде, тиражирования информации и т.д.

Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала ИС с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС.

Правовое обеспечение на этапе разработки АИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС различными видами ресурсов.

Правовое обеспечение на этапе функционированияАИС включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и организации их деятельности, права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения.

Можно выделить следующие базовые компоненты компьютерной информационной системы [5]:

  • информация;
  • информационные технологии;
  • организационные единицы управления;
  • функциональные компоненты.

Каждый базовый элемент ИС является самостоятельной системой, имеет определенную структуру построения и цели функционирования.

Информация – это сведения, представленные в документах, массивах информации на машинных носителях. Информация является объектом сбора, регистрации, обработки, хранения, передачи. Управляющая информация воздействует на объект управления.

Основной формой организации информации на машинных носителях является база данных (БД) под управлением системы управления базой данных (СУБД). Как правило, БД является интегрированным представлением данных многоцелевого использования, хранит данные, которые обеспечивают решение комплекса взаимосвязанных задач. СУБД предоставляют пользователю интерфейс для работы с БД.

Информационные технологииопределяют способы, методы и средства сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и выдачи информации в ИС. Технологический процесс обработки информации ИС состоит из отдельных операций, реализуемых с использованием комплекса технических и программных средств, который постоянно расширяется.

Организационные единицы управления – это структурные подразделения, управленческий персонал (пользователи), выполняющие функции управления с использованием средств информационных технологий ИС. Организационная структура управления оказывает существенное влияние на выбор информационных технологий. Для реализации функций управления организационными единицами выполняется постановка задач, устанавливается состав входной и выходной информации, проектируются информационные технологии, разрабатывается пользовательский интерфейс. Управленческий персонал несет ответственность за ввод первичных данных в ИС, анализ и выбор альтернативных управленческих решений, выдачу управляющего воздействия на объект управления.

Внедрение ИС изменяет технологию управления, обеспечивает накопление информации для целей анализа и создания системы поддержки решений. ИС изменяют организационную структуру, состав функций управления и связанные с ними информационные потоки, форму представления и качественные характеристики информации (оперативность, достоверность, точность, полнота информации для управленческих решений).

Функциональные компоненты – модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации – составляют содержательную основу ИС. Функциональная структура ИС – совокупность функциональных подсистем, комплексов задач и процедур обработки информации, реализующих функции системы управления. Состав функциональных компонентов ИС представлен на рис. 2.5.

Компьютерные сети

Сетевые протоколы

При разработке сетей ЭВМ возникает задача согласования взаимодействия ЭВМ клиентов, серверов, линий связи и других устройств. Она решается путем установления определенных правил, называемых протоколами. Часть протоколов реализуется программно, часть - аппаратно. Для стандартизации протоколов была создана Международная организация по стандартизации (MOC) - ISO. Она ввела понятие архитектуры открытых систем, что означает возможность взаимодействия систем по определенным правилам, хотя сами системы могут быть созданы на различных технических средствах. Основой архитектуры открытых систем является понятие уровня логической декомпозиции сложной информационной сети. Система разбивается на ряд подсистем, или уровней, каждый из которых выполняет свои функции. ISO установила семь таких уровней.

Первый уровень, физический, определяет некоторые физические характеристики канала. Это требования к характеристикам кабелей разъемов (RS, EIA, Х.21) и электрическим характеристикам сигнала (например, модель V.22 бис обеспечивает скорость передачи данных 2400 бод). В 1994 г. в Европе утвержден стандарт V.32 для работы на любых каналах. В нем определены десять процедур, по которым модем после тестирования линии (первоначально по стандарту V.2 1) выбирает соответствующие качеству линии несущие частоты и полосу пропускания (11 комбинаций) и пр. По типу характеристик сети делятся на аналоговые (V.21 и др.), например обычная телефонная сеть, и цифровые, для которых разработан стандарт ISDN, распространенный за рубежом.

Второй уровень, канальный, управляет передачей данных между двумя узлами сети. Он обеспечивает контроль корректности передачи сблокированной информации. Каждый блок снабжается контрольной суммой. В последних разработках этот контроль перемещается в аппаратную среду. Модем, работающий по одному из протоколов коррекции ошибок и обнаруживший таковую, запрашивает повторную передачу. Для повышения скорости обмена осуществляется сжатие данных по типу архивации с применением тех же алгоритмов, например алгоритма, используемого в архиваторе ARC, или алгоритма Зимпеля в архиваторе PKZIP. При получении сообщения оно разворачивается. Длина передаваемого блока может меняться в зависимости от качества канала. В настоящее время используются Протоколы V.42 бис (CCITT), MNP5, MNP7.

Третий уровень, сетевой, обеспечивает управление потоком, маршрутизацию. Он распространяется на соглашения о блокировании данных и адресации. По одному каналу может передаваться информация с нескольких модемов для увеличения его загрузки. К этому уровню относятся Протоколы Х.25 и Х.75 (космический). Для объединения неоднородных сетей различных технологий используется Протокол IP.

Четвертый уровень, транспортный, отвечает за стандартизацию обмена данными между программами, находящимися на разных ЭВМ сети (ТРО, ТР1).

Пятый уровень, сеансовый, определяет правила диалога прикладных программ, рестарта, проверки прав доступа к сетевым ресурсам.

Шестой уровень, представительный, определяет форматы данных, алфавиты, коды представления специальных и графических символов (ASCII, EBCDIC, ASN.l, X.409).

Седьмой уровень, прикладной, определяет уровень услуг. Например, протокол Х.400 связан со стандартизацией электронной почты. Известны такие технические средства, как телекс, телефакс, видеотекс, телетекст и др. При этом телекс поддерживает стандарт скорости передачи информации, принятый в 1988 г. в 50 бод. Телетекст обеспечивает уже 1200 бод.

Стандартизация распространяется на логический уровень передаваемой информации. Прежде всего - это стандарт на форму передаваемых документов. В банковской системе распространен стандарт SWIFT. Он определяет расположение и назначение полей документа. Принципиальным моментом при использовании этого и других компьютерных стандартов на документацию является официальное признание (де-юре) передаваемого по каналам связи документа юридически полноценным.

Каждый уровень решает свои задачи и обеспечивает сервисом расположенный над ним уровень. Правила взаимодействия разных систем одного уровня называют протоколом, правила взаимодействия соседних уровней в одной системе - интерфейсом. Каждый протокол должен быть прозрачным для соседних уровней. Прозрачность - свойство передачи информации, закодированной любым способом, быть понятным взаимодействующим уровням.

Интернет-технологии

Пользователи, подключенные к Интернет, получают доступ ко всем ресурсам глобальной сети. Они могут с помощью программных средств telnet, rlogin и т. п. осуществить регистрацию и выполнить свою работу на одном из удаленных многопользовательских компьютеров сети; совместно с другими пользователями объединять свои файловые системы в рамках распределенной в пространстве сетевой файловой системы NFS (Network File System) или воспользоваться услугами доступной практически в любой точке земного шара электронной почты E-mail, которая почти по всем параметрам превосходит обыкновенную почту.

1. Электронная почта. Наиболее распространенной сегодня стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между руководством рабочих групп, сотрудниками, учеными, деловыми людьми, бизнесменами и всеми желающими. Такая технология получила название электронной почты. Электронная почта - это специальный пакет программ для хранения и пересылки сообщений между пользователями компьютерной сети. Посредством электронной почты реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи любой информации (текстовых документов, изображений, цифровых данных, звукозаписи и т.д.) по сетям ЭВМ и выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей, их хранение в специальном банке; пересылка корреспонденции; проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче; выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом; получение и хранение информации в своем "почтовом ящике"; просмотр полученной корреспонденции. Электронная почта применяется во всех деловых сферах, сокращая время организации сделок. Для расширения сферы услуг уже созданы системы взаимодействия электронной почты с сетями факсов и телексов. Электронная почта проникает и на бытовой уровень, становясь дешевым и оперативным средством общения соседей из одного дома, улицы, разных стран. Для того чтобы послать электронное письмо, вы должны знать электронный адрес своего корреспондента. Помимо текстового сообщения вы можете.передать через электронную почту произвольный файл. В сети Internet существуют так называемые серверы рассылки, способные по предварительной заявке автоматически рассылать сообщения. С помощью такого сервера вы можете подписаться, например, на электронный вариант газеты или получать любую другую периодически обновляемую информацию в виде писем.

2. Передача файлов. Для передачи файлов используется протокол FTP (File Transfer Protocol), позволяющий переписывать файлы с дисков удаленного сервера на локальный диск вашего компьютера. Разработаны удобные программы, напоминающие широко известную оболочку Norton Commander, упрощающие процесс передачи файлов. Кроме того, для получения файлов из серверов FTP вы можете использовать программы-навигаторы, предназначенные для работы с серверами WWW. Последние становятся наиболее популярным средством хранения и представления информации в сети Internet.

3. Серверы World Wide Web. Электронная почта и передача файлов - это то, с чего начиналось становление глобальных сетей. В последнее время во всем мире наблюдается лавинообразный рост числа серверов WWW(World Wide Web), которые могут быть использованы для представления мультимедийной информации, имеющей отношение к самым разным сферам человеческой деятельности. Серверы WWW хранят информацию в виде гипертекстовых файлов, подготовленных специальным образом. Эти файлы ссылаются на другие такие же файлы, на файлы, содержащие изображение, звук и т. п. Примечательно то, что ссылки могут указывать на файлы, расположенные не только на том же самом сервере WWW, но и на любом другом сервере, подключенном к сети Internet.

4. Электронные конференции. В глобальной сети имеются серверы электронных конференции, которые хранят статьи (в виде текстовых документов), объединенные в группы. Имея доступ к такому серверу, пользователи сети могут посылать в выбранные ими группы свои статьи, а также просматривать и получать статьи, записанные туда другими пользователями.

5. Средство Теlnet. В сети Internet имеется немало серверов, предоставляющих пользователям доступ к своей консоли (экрану и клавиатуре). Обычно такие серверы работают под управлением операционной системы UNIX. Для получения доступа к консоли компьютера вы должны подключиться к сети Internet и запустить программу с названием TELNET. Версии этой программы имеются практически для любой операционной системы. В частности, программа TELNET есть в операционных системах Microsoft Windows

6. Технологии интерактивного общения клиентов сети. Помимо названных сетевых служб в Интернет существуют и другие службы, в частности, IRC и ICQ, обеспечивающие возможность интерактивного общения удаленных пользователей сети. С помощью IRC (Internet Relay Chat) множество пользователей могут заходить на так называемые "каналы" ("комнаты", "виртуальные места", как правило; имеющие тематическую направленность), чтобы "поговорить" с группой людей или с конкретным человеком. Служба ICQ (I Seek You) - очень популярный в последнее время Internet-пейджер, позволяющий в любое время узнать, находится ли некоторый пользователь в сети, "поговорить" с ним, обменяться файлами и т. д.

Воспользоваться услугами всех перечисленных выше сетевых служб можно при наличии у пользователя специальной программы-клиента. Отметим, что некоторые из таких программ-клиентов носят интегральный характер, обеспечивая взаимодействие пользователя с несколькими сетевыми службами.

Программное обеспечение

Для обеспечения работы компьютеров необходимо создавать и развивать программные средства, предназначенные как для обеспечения работы компьютерных систем в целом, так и для обеспечения управленческой деятельности. Все программное обеспечение (ПО) делится на две группы:

  • системное программное обеспечение (операционные системы, интерфейсные системы, системы программирования, тестовые и диагностические системы);
  • прикладное программное обеспечение,

Прикладное ПО представлено пакетами прикладных программ (ППП) — комплексами программ, предназначенными для решения определенного класса задач (учета, финансового анализа, планирования и т.д.), оснащения

Рассмотрим основные классы прикладного ПО, используемого в управленческой деятельности.

1. ППП автоматизации управленческой деятельности организаций.

Основными требованиями, предъявляемыми к таким программам, являются возможность анализа данных и применение результатов проведенного анализа при принятии управленческих решений. В процедурах принятия управленческих решений кроме статистических данных, как правило, используются вероятностные распределения, экспертные оценки, целевые критерии и функциональные зависимости. Для обеспечения возможней сопоставления различных альтернативных вариантов, из которых предстоит сделать выбор, необходимо организовать хранилища данных, что и достигается использованием соответствующих программных комплексов. Организационная структура подобного хранилища принципиально отличается от структур базы данных информационной системы. При этом используются программы, реализующие анализ накопленных за длительное время данных для конкретных руководителей предприятия. Они решают самые различные задачи по управлению предприятием: менеджмента, маркетинга, бизнес-планирования, планирования корпоративных ресурсов.

Рынок программ для управления предприятием благодаря высокому уровню конкуренции предоставляет потенциальным покупателям широкие возможности выбора. В первую очередь это касается рынка программного обеспечения для автоматизации учета, управления бизнес-процессами организаций и других направлений управленческой деятельности.

2. ППП автоматизации малого бизнеса. В настоящее время наибольшее развитие получил малый бизнес. Причем успешность его коммерческой деятельности определяет уже не столько размер самой организации, сколько развитая система общения с партнерами по бизнесу в различных регионах мира. В малом бизнесе все более укореняется идея повышения конкурентоспособности за счет применения средств электронных коммуникаций и технологий. С этой целью разрабатываются различные программные продукты специально для компаний сферы малого бизнеса. Они позволяют вести полный и оперативный учет и анализ внутрихозяйственной деятельности, реализовывать электронный документооборот, необходимый для принятия управленческих решений, и выполнять следующие функции:

  • контроль и прогнозирование деятельности организации, определение вклада каждого сотрудника и обеспечение их взаимозаменяемости;
  • формирование бухгалтерских документов, исключение ошибок при их заполнении;
  • учет денежных средств на счетах и в кассе;
  • ведение бухгалтерского учета, интеграцию с бухгалтерскими программами и кассовыми аппаратами, ведение журнала работ;
  • автоматизацию работы отдела кадров с ведением табеля учета рабочего времени, формирование статистических форм отчетов; ведение справочников персонала и т.п.;
  • автоматизацию складских операций;
  • ведение списков фирм, клиентов и отслеживание истории взаимодействия с ними; удобный и быстрый поиск справочной, юридической информации и т.д.

3. ППП формирования бизнес-планов. Очень распространенная ситуация: потенциальный иностранный инвестор есть, есть гениальная идея, но необходимо квалифицированно написать бизнес-план. Самый простой путь, позволяющий заметно сэкономить время, это воспользоваться унифицированной программой формирования бизнес-планов. План обретает стандартный вид и становится проще для восприятия.

Программы бизнес-планов для небольших и средних фирм построены одинаково и состоят из двух частей — текстовой и расчетной. Текстовый модуль представляет собой текстовый редактор, дополненный шаблоном бизнес-плана и подсказками о том, что писать. Расчетный модуль — это электронные таблицы, куда вводятся данные о себестоимости продукта, размерах кредита, а на выходе получаются финансовые отчеты с графиками и диаграммами. При изменении начальных данных результаты автоматически пересчитываются.

4. ППП для финансового анализа. Наряду с чисто бухгалтерскими программами все большее место занимают программы финансового менеджмента, анализа и планирования. Применение подобных программ является показателем более высокой деловой культуры. Существуют программы анализа финансового состояния предприятия, анализа инвестиционных проектов, а также универсальные программы.

В условиях развивающейся рыночной экономики и интегрирования западной системы учета в отечественную практику появляется необходимость постановки управленческого учета. Его целью является обеспечение руководства предприятия информацией, необходимой как для целей оперативного управления, так и для перспективного планирования. Многое в этой области можно сделать, используя широкодоступные программные средства, рассчитанные на автоматизацию финансового учета.

Важным является систематический анализ затрат организации, что позволяет оперативно получить необходимую информацию. Сегодня приходится бороться за каждый процент рентабельности. Западный опыт подсказывает, что недалеки времена, когда бороться придется за доли процента. В жесткой конкурентной борьбе победят те организации, где эффективная автоматизация даст возможность уменьшить свои затраты и тем самым увеличить реальную прибыль, полученную от хозяйственной деятельности.

5. ППП правовых баз данных. В нашей стране с ее постоянно меняющимися законодательством и нормативными документами бухгалтерам, юристам, а часто и менеджерам необходимо иметь полную, не устаревшую и удобную в использовании информацию о правовых актах и нормативных материалах. В настоящее время только в сфере налогообложения и бухучета действуют тысячи нормативных актов, которые постоянно обновляются и пополняются.

Разобраться в этом потоке сведений и документов поможет правовая база данных. Специализированными фирмами-разработчиками распространяются как правовые базы данных общего назначения, так и специализированные — по хозяйственному, банковскому, таможенному законодательству, региональному законодательству и т.д.

6. Программы обмена информацией. Одной из базовых функций информационной системы организации любого масштаба является обеспечение обмена информацией как внутри организации, так и за ее пределами. Данная задача решается с помощью программного продукта, основной функцией которого является пересылка сообщений. В простейшем случае сообщение представляет собой текстовый фрагмент, который пересылается в почтовый ящик одного или нескольких адресатов. Даже это позволяет существенно сократить время, затрачиваемое служащими на коммуникации внутри организации — переговоры, совещания и пр. Между отдельными рабочими местами внутри организации довольно часто курсируют различные документы, пересылка которых может осуществляться специальными встроенными механизмами. В состав программного обеспечения также входит и дополнительный компонент — сервис управления ключами дополнительной секретности, обеспечивающий конфиденциальность информации.

Системы машинного перевода

К технологиям подготовки текстовых документов можно отнести и системы машинного перевода. Российскими разработчиками созданы четыре поколения программ-переводчиков.

Компания "Промт", начиная с 1991 года, представила на рынке несколько пакетов программ-переводчиков первого поколения. Пакет ProMT (Programming Machine Translating) версии 3.0, работавший под MS DOS, был ориентирован на перевод специальной документации по программному обеспечению и не имел возможностей пополнения и корректировки словаря. В 1992 г. появился пакет Stylus, в состав которого была включена программа-утилита для корректировки словаря в соответствующей предметной области. В 1993 г. был создан пакет Stylus for Windows 2.0, который стал первой в мире программой перевода, работающей в среде Windows 3.1.

Следующее поколение программ-переводчиков позволяет организовывать передачу данных из редакторов, предусматривает возможность сохранения элементов форматирования, допускает синхронную прокрутку исходного текста и перевода, сохранения промежуточных результатов перевода. Был значительно расширен словарный запас за счет появления больших словарей, дополняемых, при необходимости, специализированными словарями или словарем конкретного пользователя

Четвертое поколение программ-переводчиков, в частности, программа РгоМТ-98, состоит из трех компонентов в единой оболочке (переводчик, приложение для обработки большого количества документов и браузер с синхронным переводом HTML-страниц). В основе программ четвертого поколения лежит новая технология HTML-to-HTML, которая позволяет сохранять формат переводимых Web-страниц и двигаться по переведенным ссылкам. Появляется возможность повышения качества перевода за счет подключения дополнительных словарей, а также используется система перевода запросов при общении через популярные серверы.

На рынке программных продуктов машинного перевода появились новые пакеты, которые работают под Windows и позволяют осуществлять русско-английский и англо-русский перевод.

Так, например, в пакете "Pragmatica" машинный перевод осуществляется с использованием словаря общего назначения на более чем 100 тысяч слов и восьми специализированных словарей в среднем по 40-50 тыс. слов: шести тематических англо-русских словарей (космическая отрасль, машиностроение, медицина, политехника, атомная энергетика, бизнес) и двух тематических русско-английских словарей (авиация и бизнес). Предусмотрена возможность проверки русской и английской орфографии, подборки синонимов, пополнения словарей. Работу с пакетом значительно упрощает режим "активной мыши", при котором пользователь видит в специальном окне перевод слова, отмеченного значком мыши. "Pragmatica" имеет возможность стыковки с текстовым процессором MS Word. Взаимодействие пакета с MS Word происходит через диалоговые окна форматов Word, что позволяет организовать работу переводчика в соответствии с привычными командами текстового процессора.

Основные понятия теории баз данных

Объектом (сущностью) называется элемент информационной системы, сведения о котором накапливаются и хранятся в базе данных. Таким образом, предметная область рассматривается как некоторая совокупность объектов. Выбор объектов производится в соответствии с целевым назначением системы. Например, для учетной информационной системы объектами являются счет, проводка, операция. Различают тип сущности ("Сотрудник", "Кафедра") и экземпляры сущности. Последние характеризуют конкретное значение сущности (например, для сущности "Кафедра" экземплярами будут "кафедра высшей математики", "кафедра экономической информатики", "кафедра финансов" и т.д.)

Каждый объект в конкретный момент времени характеризуется определенным состоянием. Это состояние описывается с помощью набора свойств-атрибутов и связей с другими объектами базы данных. Обычно отношения представляются в БД как двумерные таблицы.

Свойство (атрибут) - это некоторая характеристика объекта, позволяющая установить его сходства и различия по отношению к другим объектам. Каждый объект характеризуется некоторым набором атрибутов. Так, например, в качестве атрибутов объекта "Студент" можно использовать: фамилию, имя, отчество; дату рождения; год поступления в учебное заведение; группу; домашний адрес и телефон и т.д. Выделяют общие и индивидуальные свойства. Общими свойствами обладают, например, товары одного наименования. Индивидуальные свойства позволяют идентифицировать отдельные объекты в моделях предметной области.

Связь. Различают внутренние и внешние связи. Например, связь "Счет - субсчет" является внутренней, "Счет - проводка" - внешней. Связи в большинстве баз данных организуются с помощью так называемых ключевых атрибутов (или ключей).

Запись данных (экземпляр сущности) - это совокупность значений связанных атрибутов объекта.

Различают три типа связей.

Связь " Один к одному ". Один экземпляр сущности А идентифицирует один и только один экземпляр сущности Б. Такая связь существует, например, между фамилиями зарегистрированных на рейс пассажиров и их местами в самолете. По номеру телефона можно определить адрес, по которому этот телефон установлен.

Связь " Один ко многим ". В этом случае каждый экземпляр сущности А может быть связан с несколькими экземплярами сущности Б. На одной кафедре трудится несколько преподавателей, один поставщик поставляет много различных товаров, книга написана несколькими авторами.

Связь " Многие ко многим ". Примером этого типа связей может служить связь между сущностями "Студент" и "Преподаватель": один студент обучается у многих преподавателей, один преподаватель обучает многих студентов.

Ключевым элементом данныхназывается такой атрибут (или группа атрибутов), который позволяет определить значения других элементов данных.

Атрибут (или несколько атрибутов), значения которого однозначно идентифицирует каждую запись отношения, называется ключевым или просто ключом. Ключевой атрибут может быть простым (представленным только одним атрибутом) или составным (представляющим собой совокупность двух и более атрибутов).

Различают первичные и вторичные ключи. Те и другие имеют вполне определенное назначение.

Первичный ключ - это атрибут (или группа атрибутов), который уникальным образом идентифицирует каждый экземпляр объекта (запись). Например, для объекта "Студент" в качестве первичного ключа можно использовать атрибут "Номер зачетной книжки".

Часто в качестве первичного ключа в описание объекта вводят специальный атрибут. Так, например, в качестве первичного ключа объекта "Товар" нельзя использовать его наименование - одни и те же товары могут иметь разных поставщиков, в различные периоды времени один и тот же товар может иметь разные цены поставки и т.д. В данном случае в качестве первичного ключа лучше ввести атрибут "Код товара", который будет иметь уникальное значение для каждого экземпляра сущности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.05 с.)