Блок упражнений на мобилизацию состояния, включение в работу. 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок упражнений на мобилизацию состояния, включение в работу. 1



Содержание

Введение. 1

Блок упражнений на мобилизацию состояния, включение в работу. 1

Упражнения - «разминка». 1

Упражнение «Пересядьте те, кто…». 1

Упражнение «Домики». 1

Упражнение «Атомы - молекулы». 2

Упражнение «Елочка». 2

Упражнение «Создание рисунка по кругу». 2

Упражнения после разминки. 3

Упражнение «Мобилизация». 3

Упражнение «Резервуар». 3

Упражнение «Кто я?». 3

Упражнение «Психологический самонастрой». 4

Упражнение «Плохая и хорошая новость». 5

Упражнение «Конверты с пожеланиями». 5

Упражнение «Хорошее настроение». 5

Упражнение «Рассказ по кругу». 6

Упражнение «Камень, ножницы, бумага». 6

 

Блок упражнений на снятие эффектов монотонии, снятие психоэмоционального и физического напряжения, восстановление ресурсов организма. 1

Упражнения на снятие мышечного напряжения. 1

Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. 1

Упражнения на снятие мышечного напряжения. 1

Упражнение «Луч внимания». 1

Упражнение «Снятие напряжения в 12 основных точках». 1

Упражнения для расслабления глаз. 3

Упражнение «Экспресс-метод расслабления глаз». 3

Упражнение «Точечный самомассаж». 4

Упражнение «Экспресс-самомассаж». 4

Упражнение «Антистресс-гимнастика». 5

Упражнение «Сосуд с жидкостью». 5

Упражнение «Огонь-лед». 6

Упражнение «Дождик». 6

Упражнение «Портрет». 6

Упражнение «Метка». 6

 

Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. 1

Упражнение «Зеркальная стена». 1

Упражнение «Шарик». 1

Упражнение «Экспресс-восстановление». 1

Упражнение «Руки». 2

Упражнение «Переключение внимания». 2

Упражнение «Как было бы, если бы…». 2

Упражнение «Хрустальное путешествие». 3

Упражнение «Поплавок в океане». 3

Упражнение «Путешествие». 3

Упражнение «Маяк». 4

Упражнение «Дерево». 4

Упражнение «Настроение». 4

Упражнение «Книга (картина, фотография и т.д.)». 5

Упражнение «Свеча». 5

 

Дыхательные упражнения. 1

Упражнение «Выдыхание напряжение». 1

Упражнение «Успокаивающее дыхание». 1

Упражнение «Очищающее дыхание». 1

Упражнение «Выдыхание боли». 2

Упражнение «Согревающее дыхание». 2

 

Аутогенные тренировки. Релаксации. 1

Упражнение «Аутогенная тренировка». 1

Упражнение «Релаксация с элементами аутотренинга». 1

Упражнение «Релаксация и мобилизация». 3

 

3. Блок упражнений на командообразование. 1

Упражнение «Истории-головоломки». 1

Упражнение «Создание образа команды». 1

Упражнение «Кодекс». 2

Упражнение «Девиз коллектива». 2

Упражнение «Волшебная шкатулочка». 3

Упражнение «Десять фактов о нас». 3

Упражнение «Вместе мы сильнее». 3

Упражнения «Синергия». 4

Упражнение «Круг – треугольник – квадрат - спираль». 5

Упражнение «Издание анекдотов». 6

Упражнение «Остров». 6

Упражнение «Уверенность». 7

Упражнение «Цели». 7

Упражнение «Всадник на лошади». 8

Ролевая игра «Волк и 7 козлят». 9

Упражнение «Вавилонская башня». 9

 

Блок упражнений на развитие навыков эффективного общения. 1

Упражнение «Парафраз». 1

Упражнение на отработку техник активного слушания. 1

Упражнение «Управление беседой». 2

Упражнение «Установление невербального контакта». 2

Упражнение «Калибровка». 2

Упражнение «Каруселька». 2

Упражнение «Эффективное взаимодействие». 3

Упражнение «Контакты». 4

Упражнение «Тарабарщина». 4

Упражнение «Через стекло». 5

Упражнение «Маски в общении». 5

Упражнение «Формирование образа партнера». 6

Упражнение «Наглый попрошайка». 6

Упражнение «Солнечная система». 6

 

Блок 5. Упражнения на развитие техники речи. 1

Упражнение «Воспроизведение интонации». 1

Упражнение «Фраза». 1

Упражнение «Слабая артикуляция». 2

Упражнение «Имена и отчества». 2

 

Блок 6.Упражнения на развитие и коррекцию переключения внимания, памяти. 1

Упражнение «Селектор». 1

Упражнение «Красно-черные таблицы». 1

Упражнение «Найди слово» (методика Мюнстерберга) 1

Упражнение «Перепутанные линии» (Устойчивость внимания по Риссу) 2

Упражнение «Корректурная проба». 2

Упражнение «Кольца» (методика Ландольта) 4

Упражнение «Отыскивание чисел». 4

Упражнение «20 слов». 4

Упражнение «Мозговые ящики». 4

Упражнение «Обратный счет». 5

 

Приложение №1. 1

Приложение № 2. 5



Упражнения - «разминка»

Цель: активизация двигательной активности, разогрев.

Упражнение «Пересядьте те, кто…»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на формирование позитивного настроя, навыков позитивного двигательную активность, разминку.

Время выполнения: 7-10 минут.

Процедура: Упражнение используется для работы в группе.

Психолог: «Я попрошу вас сесть всех в круг. Давайте с вами выберем водящего.

…Хорошо! Выйдите, пожалуйста, в круг».

(Водящий выходит в центр круга, все остальные сидят на своих местах. Один стул из круга убирается)

Психолог обращается к водящему: «Постарайтесь внимательно осмотреть всех присутствующих и найти у них что-то общее: в цветовой гамме одежды, обуви, цвета глаз, волос; действий, которые многие сегодня утром могли совершать. Ваше задание: вы стоите в центре круга и говорите всем, например,- «Сейчас пересядут все те, кто…» и задаете условие, относящееся к большинству сидящих. Например: пили сегодня кофе, ехали в метро, в черной обуви, с голубыми глазами ». Вам понятна инструкция?»

Далее, психолог обращается к сидящим в круге участникам: «Ваша задача внимательно слушать и если к вам подходит признак или действие, который называет водящий, то вы должны быстро встать и пересесть на другое освободившееся место. Нельзя оставаться на месте, если это к вам относится, нельзя садиться на места справа и слева. Водящий занимает первое освободившееся место. Тот, кто остался без места, становится водящим – и он задает следующее условие»

 

Для формирования позитивного настроя на работу желательно использовать сюжетную линию рабочего процесса.

Упражнение «Домики»

Цели и возможности применения: упражнение помогает расшевелить усталую или перегруженную группу (рекомендуется проводить в рабочее время, сделав 5 -минутный перерыв)

Время выполнения: 5 минут.

Процедура: Упражнение выполняется в группе.

Психолог: «Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Двое из вас берутся за руки (изображая, таким образом, домик), а третий участник – житель домика. «Домики» всегда движутся вместе в паре, не разжимая рук».

«Домики» и «жители» в них сформировались. Психолог дает инструкцию: « Внимание, я вам сейчас буду давать различные команды. Когда я говорю,

- «жители ищут домики» - жители покидают свои домики и должны найти себе новые – дома стоят;

- - «домики ищут жителей» - домики ищут себе жителей, люди стоят на месте;

- «землетрясение» - двигаются и дома и жители;

- «идет дождик» - жители прячутся в домиках;

- «бездомный человек» - Я сама место в любом домике, а кто-то из участников становится ведущим и будет моделировать ситуацию дальше».

Упражнение «Елочка»

Цели и возможности применения: упражнение дает возможность участникам немного подвигаться, позволяет расслабиться и на короткое время переключить внимание.

Время выполнения: 5 минут.

Процедура: Упражнение выполняется в группе.

Психолог: «Садимся в круг. Вспомним с вами хорошо известный нам всем стишок. Все вместе начинаем его хором рассказывать».

После того как все подстроились друг под друга, и нашли общий темп, вспомнили

слова, психолог сообщает следующее задание: «встаньте со стульев каждый раз, когда в тексте стишка появляется повторяющаяся буква (например «а» или «о» - «ел о чк а»)».

Упражнения после разминки

Цель: мобилизация психического состояния, формирование позитивного настроя на работу.

Упражнение «Мобилизация»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на психическую мобилизацию состояния, подготовку к работе.

Время выполнения: 5-7 минут.

Процедура: Упражнение выполняется индивидуально и в группе после приветствия

Психолог: « Сядьте /встаньте* удобнее, распрямить спину, глубоко вдохните и при этом попытайтесь вообразить, что вместе с воздухом вы впитываете силу, бодрость, уверенность. С каждым вдохом вы впитываете все то, что вам действительно необходимо именно здесь и сейчас»

 

*( команды даются в зависимости от состояния группы и возможностей помещения, в котором проводятся занятия)

Упражнение «Резервуар»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на мобилизацию психического состояния, подготовку к «трудному» общению.

Время выполнения: 5-7 минут.

Процедура: Упражнение выполняется индивидуально и в группе после разминки.

Психолог: «Прошу вас расположиться так, как вам удобно. На посторонние звуки постарайтесь не отвлекаться. Закройте глаза. Представьте себя сосудом, пустым резервуаром, в который вы закладываете, вливаете свою информацию, слова, состояния, мысли, чувства, эмоции. А вы – лишь форма, не реагирующая на внешние воздействия, а только принимающая их в свое внутреннее пространство. Попытайтесь отбросить свои личные оценки, как будто вас нет в реальности, и вы – лишь пустой сосуд. Побудьте в этом состоянии, прочувствуйте, как ваше тело просто хранит эту информацию и в любой момент, когда вы только захотите, готово «вылить» ее, расстаться с ней, потому что это чувства, мысли, эмоции ваших клиентов, а не ваши».

Упражнение «Кто я?»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на повышение уровня самооценки, гармонизацию самоотношения.

Время выполнения: 5-10 минут (+обсуждение 10-15мин)

Процедура: Упражнение выполняется в группе после разминки.

Психолог: «Расположитесь по кругу (на своем рабочем месте), займите удобное положение по очереди, не задумываясь, закончите предложения:

Я горжусь собой, когда я…

Я симпатичный человек, потому что…

У меня есть два таких замечательных качества…

Одна из лучших вещей, которую я сделал в своей жизни..»

После того, как все закончили задание, предлагается поделиться своими ощущениями при выполнении упражнения.

Психолог задает вопросы: «Было ли трудно отвечать на эти вопросы? Почему?

Что вы чувствовали, когда говорили о себе хорошо?» При ответах на вопросы у участников могут возникнуть инсайты (озарения, осознания того, что в себе человек никогда не видел и с чем сложно смириться). Упражнение носит психотерапевтический эффект.

Упражнение «Луч внимания»

Цели и возможности применения: концентрация внимания, отработка навыков рефлексии состояния. Может использоваться как подготовительное при использовании упражнений на снятие физического напряжения, расслабление мышц тела.

Время выполнения: 15-20 минут.

Процедура: Упражнение может выполняться индивидуально и в группе.

Психолог: «Положите кисти рук на стол ладонями вниз так, чтобы кончики пальцев касались поверхности стола. Теперь закройте глаза и попробуйте ощутить «изнутри» кончик указательного пальца правой руки. Ощутите? как он касается поверхности стола, как вдавлена внутрь поверхностью стола кожа, как чувствует себя ноготь и т.д. Чтобы ощущения были более явственными, можно слегка нажать пальцем на стол и отпустить.

«Поймав» ощущение в пальце правой руки, через 20-30 с. переключите внимание на кончик указательного пальца левой руки. «Поймайте» в кончике пальца тот же набор ощущений. Переключите свое внимание опять на палец правой руки, затем на палец левой, и так 10-15 раз. Затем, остановив свой внутренний взор на кончике указательного пальца правой руки, попробуйте ощутить кончик среднего пальца, затем безымянного, затем мизинца. Переключайте «мысленный взор» Поочередно по всем пальцам правой руки до тех пор, пока не научитесь точно концентрироваться на выбранном сознательно пальце. Переключите «луч внимания» на пальцы левой руки и научитесь отличать набор ощущений одного пальца от ощущений другого пальца. После этого проделайте то же самое с ощущениями на пальцах ног. Обратите внимание на те ощущения, которые будут возникать в том месте (пальце), в котором вы концентрируете свое внимание. Там могут возникать самые разные ощущения – тепло, покалывание, пульсация и т.п. – у каждого человека по-своему. Попробуйте остановить «внутренний взор» на своей коленке, на пупке, кончике носа и любой другой части тела.

Упражнение «Огонь-лед»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на снятие мышечного напряжения.

Время выполнения: 10-15 минут.

Процедура: Упражнение выполняется индивидуально и в группе.

Психолог: «Встаньте все в круг. По моей команде «Огонь» вы начинаете интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым из вас произвольно, хаотично. По команде «Лед» вы застываете в позе, в которой застигла вас команда, напрягая до предела все тело».

Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Дождик»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на снятие мышечного напряжения.

Время выполнения: 7-10 минут.

Процедура: Упражнение выполняется в группе.

Психолог: «Встаньте, пожалуйста, в круг в круг друг за другом и положите руки на плечи впереди стоящему. (Психолог выполняет задание вместе с группой, показывая упражнение).

Легкими прикосновениями имитируйте капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождик становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются»

.

Упражнение «Портрет»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на расслабление мимических мышц лица.

Время выполнения: 10-15 минут.

Процедура: Упражнение выполняется в группе.

Психолог: «Я предлагаю вам разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Один из вас будет – художник, в руках у него воображаемая палитра с красками.

Психолог «Художнику»: «Сейчас вам предстоит нарисовать портрет. Вы будете прикасаться кистью к лицу сидящего напротив, рисуя овал лица, контур глаз, бровей, губ. Также рисуются щеки, нос уши, волосы. В процессе рисования можете консультироваться с оригиналом о выборе формы, контура, цвета.

После завершения работы все любуются портретом. Затем участники в парах меняются местами».

Упражнение «Метка»

Цели и возможности применения: тренировка навыка произвольного расслабления.

Время выполнения: 15-20 минут.

Процедура: Упражнение может выполняться индивидуально и в группе.

Вначале такой меткой может стать любой несложный жест или движение. Например, можно согнуть большой палец руки, или сделать кольцо из двух пальцев, или потереть себе мочку уха и т.д. важно только проделывать это движение каждый раз тогда, когда вы достигните полностью расслабленного состояния. Тогда у вашего организма выработается условный рефлекс – жест-расслабление. Когда этот рефлекс закрепиться, а это может произойти не ранее чем после 20-30 обучающих расслаблений по любому приему, вам потребуется всего 20-30 с. чтобы с помощью метки без всяких мысленных усилий перейти в спокойное и отрешенное состояние.

 


Упражнение «Шарик»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на тренировку способности к быстрому снятию нервно-психического напряжения.

Время выполнения: 5-7 минут.

Процедура: Упражнение может выполняться индивидуально и в группе.

Психолог: «Представьте себя в какой-нибудь конфликтной, стрессовой ситуации, отметьте и ощутите, как напряглись все мышцы вашего тела. Вообразите себя туго надутым шариком, готовым вот-вот лопнуть. А теперь развяжите веревочку, и представьте, как шарик сдувается (при этом на выдохе можно произносить звук выпускаемого воздуха,- «шшш-шшш….»). Что вы сейчас чувствуете, ощущаете?».

 

Упражнение «Руки»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на быстрое снятие усталости, установление психического равновесия.

Время выполнения: 3-5 минут.

Процедура: Упражнение выполняется индивидуально и в группе. Включается музыка для релаксации. Для удобства выполнения упражнений можно попросить участников снять обувь.

Психолог: «Займите удобное положение. Почувствуйте опору под собой.

Закройте глаза. Немного вытянув слегка расставленные ноги, свесьте руки вниз. Представьте себе, как усталость струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев тяжелыми каплями стекает вниз, просачивается в пол. Отчетливо физически ощутите теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 2-3 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости».

Упражнение «Путешествие»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на стабилизацию нервно-психического состояния, снятие нервно-психического напряжения.

Время выполнения: 10-15 минут.

Процедура: Упражнение может выполняться индивидуально и в группе. Включается музыка для релаксации. Для удобства выполнения упражнений можно попросить участников снять обувь.

Психолог: «Займите удобное положение. Постарайтесь расслабиться. Голову и шею расположите так, чтобы Вам удобно было представлять образы. Постарайтесь вообразить себя на берегу реки. Рядом с вами опушка леса, вы стоите на зеленой поляне и смотрите на бегущую воду в реке. Над вами в голубом небе бегут легкие облака, вода в реке течет плавно, неторопливо… Вам хорошо, спокойно…

Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в то место, которое вам очень нравится. Если хотите, можете с собой кого-нибудь взять. Представьте себе место, где вам очень нравится. Какое там сейчас время года: лето, осень, зима, весна? Что там растет: цветы, деревья, травы? Есть ли там вода: река, озеро, море, пруд? Какого она (вода) цвета? Какая там погода? Идет дождь? Светит солнце? Лежит или идет снег? Рассмотрите все, понюхайте, как пахнут воздух, цветы и травы, дует ли ветер, прислушайтесь к звукам. Есть ли там птицы или животные? Побудьте в этом уютном месте… А теперь вам пора возвращаться… Потянитесь, откройте глаза».

Упражнение «Маяк»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на снятие ощущения беззащитности, уязвимости, одиночества.

Время выполнения: 7-10 минут.

Процедура: Упражнение выполняется индивидуально и в группе. Исходное положение, сидя или лежа. Включается музыка для релаксации. Для удобства выполнения упражнений можно попросить участников снять обувь.

Психолог: «Представьте, что вы – маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть Вас. Из окон вашего верхнего этажа вы ночью и днем, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный поток света, служащий ориентиром для судов. Помните о той жизненной энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет.

Верьте в себя, в свои возможности!

Желаем Вам удачи на пути к самому себе!».

 

Упражнение «Дерево»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождение от травмирующей ситуации.

Время выполнения: 7-10 минут.

Процедура: Упражнение выполняется индивидуально и в группе. Включается музыка для релаксации. Для удобства выполнения упражнений можно попросить участников снять обувь.

Психолог: «Встаньте и представьте себя деревом (какое вам нравится, с которым вам наиболее легко себя отождествить). Детально прорисуйте в сознании образ этого дерева: представьте мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, ощутите колышущуюся на ветру листву, почувствуйте открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, корни, прочно вросли в землю. Ощутите питательные соки, которые корни вытягивают из земли, почувствуйте, как питательные соки поднимаются по стволу к ветвям, кроне. Земля – это ваша жизнь, корни – это стабильность, ваша связь с реальностью».

 

Упражнение «Настроение»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на снятие эмоционального напряжения, освобождение от негативных эмоций.

Время выполнения: 15-20 минут.

Материалы: бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, мелки.

Процедура: Упражнение может выполняться индивидуально и в группе.

Психолог: «Возьмите цветные карандаши, мелки, чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше состояние, вашу грусть, гнев, злость на бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение и состояние. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его. Вместе с ним вы сбрасываете с себя все напряжение, гнев, утомление и т.д.».

 

Упражнение «Свеча»

Цели и возможности применения: Упражнение направлено на снятие эмоционального напряжения, гармонизацию состояния. Также данное упражнение может использоваться на формирование чувства сплоченности коллектива.

Время выполнения: 10-15 минут.

Процедура: Упражнение используется для работы в группе.

Психолог: «Я попрошу вас встать, образуя плотный круг. Кто хочет встать в центр круга и начать выполнение этого задания первым?»

Один из участников (по желанию) встает в центр круг.,

Психолог обращается к водящему: «закройте глаза, постарайтесь расслабиться и, сохраняя центральную линию своего тела, медленно падаете назад и вперед на подставленные руки стоящих по кругу.»

Психолог обращается к остальным участникам: «Остальные ловят его и мягко передают друг другу, аккуратно качая его из стороны в сторону по кругу».

Затем в центр встает другой желающий и т.д.

 


Дыхательные упражнения

Цель дыхательных упражнений – уменьшение (снятие) нервно – психического напряжения, нормализация психического тонуса (дыхания и сердечно – сосудистой системы).

Упражнение «Выдыхание боли»

 

Цели и возможности выполнения: уменьшение (снятие) нервно – психического напряжения, нормализация психического тонуса (дыхания и сердечно – сосудистой системы).

Время выполнения: 3-5 минут.

Процедура: Упражнение используется индивидуально и в группе. Исходное положение сидя. Перед упражнением выпить глоток холодной воды

Психолог: «Займите удобное положение. Почувствуйте опору под собой. Постарайтесь расслабиться, установить глубокое дыхание. Начинаем думать о посыле жизненной силы к болевому участку (поясничный отдел позвоночника, «воротниковая зона», плечевой пояс, зубная боль). Проделываем вдох, задерживаем дыхание с одновременным сосредоточением внимания на болевом участке, выдох. Представляем, что жизненная сила подавляет болевое ощущение».

Упражнение повторяется до тех пор, пока боль не уменьшится.

Автомобильная авария.

Мистер Смит и его сын ехали в автомобиле. Автомобиль попал в аварию. Отец погиб на месте. Сын был серьезно ранен и в критическом состоянии доставлен в больницу. Хирург взглянул на него и сказал: «Я не могу его оперировать, это мой сын Артур». Как вы это объясните?

(Ответ: хирургом была мать Артура)

 

Проблема с носками.

В ящике перепутано 12 белых и 49 красных носков. Носки лежат по одному, а не попарно. Все носки одинакового размера, изготовлены из одного материала, поэтому их не различить на ощупь. Какое минимальное количество носков вы должны, закрыв глаза, вытащить из ящика, чтобы быть уверенными, что среди них окажется одна подходящая пара?

(Ответ: если взять из ящика 3 носка, то 2 из них будут подходить друг другу, т.к. носки могут быть только 2 цветов)

 

 

Упражнение «Кодекс»

Цели и возможности применения: упражнение направлено на выработку навыков принятия совместных решений, укрепление командного духа, сплочение коллектива, выработку правил поведения в коллективе.

Время проведения: 10-15 минут.

Материалы: бумага для записей, ручки.

Процедура: Упражнение проводится в группе.

Психолог: «Я вас сейчас попрошу описать лучшие моменты из своего опыта работы в команде – неважно, формальные или неформальные, рабочие или нерабочие. А также объяснить, что именно сделало эти моменты такими запоминающимися.

Далее, я предлагаю Вам разработать правила поведения для коллектива. При этом следует опираться на прошлый позитивный опыт, перенося положительные моменты в настоящее. Вы делитесь опытом и вырабатываете своеобразный кодекс. Можно записать его в виде таблицы с 2 колонками: «Приемлемое поведение в коллективе» и «Неприемлемое поведение».

После выполнения задания, психолог рекомендует: «Мы составили с вами «Кодекс» на основании вашего личного опыта. Я рекомендую вам его использовать и реализовать в вашей группе».

Упражнения «Синергия»

Цели и возможности применения: упражнение помогает участникам продемонстрировать, что возможности команды больше.

Материалы: Бумага, карандаши.

Время выполнения: 15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины представляемого материала.

Процедура: Упражнение выполняется в группе.

Психолог пишет на доске слово, имеющее отношение к теме занятия и состоящее не менее чем из 8-10 букв. (Например: отгрузка, доставка, накладные, комплектация и т.д.).

Каждому участнику раздается по листу бумаг.

Психолог: «Прошу вас написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске. На задание дается 5 минут».

После 5 минут индивидуальной работы участникам предлагается объединиться в мини-группы по 3-4 человека, им раздаются листы бумаги на группу

Психолог: « Следующее задание. Вам нужно написать объединенный список на всю группу».

После 5 минут работы в мини-группах, психолог дает инструкцию: « А теперь вы объединяетесь все вместе и создаете список, общий для всей вашей команды».

 

Вопросы для обсуждения:

Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников?

Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп?

Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них почти всегда положительные (но необходимо решение всей команды).

Были ли во время обсуждения добавлены новые слова, которых не было ни у кого из индивидуальных участников – появились ли новые идеи во время составления общего списка?

Когда в реальной жизни командная деятельность приносит результат больший, чем просто сумма результатов работы всех ее участников?

Варианты:

Можно использовать в упражнении само слово «Синергия»- название демонстрирующее эффект командной деятельности.

Можно данной упражнение использовать для тренинга по продажам – перечислить все конкурентные преимущества продаваемого продукта.

 

Работа с результатами:

1) В процессе работы отмечается, насколько в группе ООКК развиты навыки командной работы.

2) В процессе работы видно, насколько каждый участник задействован в работе.

 

Упражнение «Издание анекдотов»

Цели и возможности применения: упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия для достижения цели.

Материалы: Смешные истории, анекдоты, разрезанные на полоски, которые перемешаны и разложены по конвертам (по одной истории на конверт).

Время выполнения: 10-12 минут.

Процедура: Упражнение выполняется в группе.

Психолог «Разбейтесь на подгруппы от 4 до 8 человек. Каждая группа получает один конверт. Ваша команда - это одна семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема – родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды – привести текст в порядок. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот полностью».

Далее оцениваются результаты выполненных заданий.

 

Вопросы для обсуждения:

Как команда справилась с заданием?

Что было сложно?

Почему победите победили?

 

Варианты:

Можно предложить собрать истории о продажах. Или методах работы с возражениями.

 

Упражнение «Остров»

Цели и возможности применения: упражнение тренирует навыки совместной деятельности.

Материалы: По листу бумаги формата А3 на каждую подгруппу из 3-6 человек.

Время выполнения: 15-20 минут.

Процедура: Упражнение проводится в группе. Участники делятся на мини-группы по 3–6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.

Психолог озвучивает следующую инструкцию: «Перед Вами остров. Нужно всей

командой разместиться на этом острове, т.е. встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких–либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как Вы этого добьетесь - ваше дело! Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.».

Далее проводится оценка результатов выполненных заданий. Делаются выводы о том, насколько развиты командные навыки в коллективе

 

Упражнение «Уверенность»

Цели и возможности применения: упражнение формирует чувство уверенности внутри группы (команды).

Время выполнения: 20-30 минут

Психолог: « Яхотела бы предложить вам упражнение, в ходе кото­рого вы сможете выяснить, в какой мере каждый член команды чувству­ет себя уверенно и безопасно. Мне хочется подчеркнуть, что я не рас­сматриваю чувство уверенности как заслугу и не воспринимаю его как недостаток. Мы все постоянно попадаем в самые разные ситуации: в одних мы чувствуем себя уверенно и спокойно, в других ощущаем неуве­ренность и тревогу. Мне хочется, чтобы вы все вместе проанализировали, какое на­строение царит в группе в настоящее время. Членов команды, которые чувствуют сейчас уверенность в себе, я прошу собраться в правой по­ловине комнаты, а тех, кто в настоящее время чувствует себя неуве­ренно, я прошу пройти в левую половину комнаты... Теперь я хотел бы, чтобы "уверенные" члены группы сели в цент­ре комнаты и образовали "аквариум". А остальные пусть рассядутся во круг, и будут молча слушать, как члены внутренней группы обсуждают свою ситуацию, и каждый из них рассказывает, в какой мере и почему он чувствует себя уверенно.

После того, как все сидящие в "аквариуме" выскажутся, психолог дает следующее задание: «Я попрошу членов группы из внешнего круга кратко выразить свои впечатления. Затем позицию меняем, и те, кто был снаружи, занимают места во внутреннем круге. Эта подгруппа также обсуждает свою ситуацию, чувства и мотивы каждого участника, после чего внешний круг делится своими впечатления­ми и наблюдениями. Всем нам здесь важно услышать мнение каждого».

 

(Психологу: Доведите до всех свое мнение о том, насколько важны для развития группы чувства и мотивы "неуверенных" участников).

* Когда перед командой встают новые задачи, когда происходят из­менения в ее руководстве или составе, когда команде надо как-то отре­агировать на происходящие в окружающем мире изменения — иными словами, во всех тех случаях, когда команде предстоит развиваться,— чувство уверенности и безопасности ее членов оказывается под угро­зой. Обычно часть сотрудников приветствует изменения, но остальные предпочитают сохранять статус-кво и чувствуют себя неуверенно перед лицом перемен. Классическая ошибка многих руководителей состоит в том, что они заключают союз с теми членами команды, которые откры­ты новому, а те, кто не желает принять изменения, игнорируются, кри­тикуются или подвергаются давлению.

Такого рода тактика может привести к расколу команды и к тому, что переход к новому надолго заблокируется. Как правило, именно те сотрудники, которые выглядят защитниками традиций, являются наибо­лее надежными союзниками для нововведений. Просто надо разобрать­ся в их позиции, ознакомиться с их взглядами и мнениями, в которых позднее может обнаружиться достаточно оснований для постепенных изменений. Данное упражнение предоставляет всем участникам возможность подробно и развернуто изложить свою позицию и создает у них уверен­ность в том, что их взгляды и мнения интересны коллегам и будут при­няты во внимание.

 

 

Упражнение «Цели»

Цели и возможности применения: упражнение дает участникам команды возможность составить для себя как можно более полное представление о целях команды, позволяет прояснить и индивидуальные цели, к которым стремится каждый в своей работе. Эти цели могут отчасти совпадать с общегрупповыми, а отчасти вытекать из ценностных ориентации и про­фессиональных перспектив каждого.

Упражнение «Парафраз»

Цель и возможности применения: упражнение направленонавыработку навыков активного слушания.

Время выполнения: 10-15 минут.

Процедура: Упражнение проводится в группе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.183 с.)