Основные идеи Русской критики о ДЛ и детско-подростковом чтении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи Русской критики о ДЛ и детско-подростковом чтении.



(Белинский, Писарев, Чернышевский).

Литературная критика играла особую роль в общественной жизни второй половины XIX века.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848) — первый великий русский критик.

Пожалуй, больше всего его огорчало изобилие плохо переведенных, на скорую руку переделанных книг иностранных авторов, и без того второсортных. Книги эти были для Белинского воплощением низкопробной беллетристики, более опасной для детей, чем корь или оспа. Яркий пример подобных взглядов — его статья «О детских книгах...». Анализ статьи: Суждения Белинского поражают емкостью и богатством мы­сли. выводы критика всегда четко сформулированы. «Теперь мы должны сделать заме­чание о недостатке собственном "Истории" г-жи Ишимовой, — пишет, например, критик, — это отсутствие колорита, которым бы отличалось одно царствование от другого». Впрочем, несмотря на это. продолжает он, «История России в рассказах для детей» — это важное приобретение для русской литературы, «так богато сочинение ее другими достоинствами, между которыми первое место занимает превосходный рассказ и прекрасный язык, обли­чающий руку твердую, опытность литературную, основательное изучение предмета, неутомимое трудолюбие». А говоря об «Оли­вере Твисте» Ч.Диккенса, он утверждал, что автор «имеет значи­тельное дарование» и роман этот — одно из лучших его произве­дений. На протяжении всей критической деятельности Белинский горячо отстаивал убеждение, что детское произведение прежде всего должно быть хорошей литературой: принесет пользу ма­леньким читателям лишь то сочинение, «которое может зани­мать взрослых людей и нравится им не как детское сочинение, а как литературное произведение, писанное для всех». Великий критик подчеркивал, что влияние книги, прочитанной в детстве, чрезвычайно сильно. Особенно если в книге есть и понимание психологии маленького читателя, и высокие художественные достоинства. Ребенок живет не рассудком, а чувствами, тягой к игре, потребностью в ярких красках. И предназначение детской книги — не только образовывать и воспитывать, но и зажигать светлые чувства, дарить радость, эстетическое наслаждение. Язык детских книг, по мнению критика, должен отличаться «особенной легкостью, чистотой и правильностью».

Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) сумел очень много сделать в самых различных отраслях культуры — литературе, в том числе в теории и критике детской литературы. Очень строго подходил критик к оценкам произведений для детей. Главное требование — правдивость в изображении действительности, без всяких скидок на возраст, так как для ребенка литература — это учебник жизни. В произведениях, обращенных непосредственно к детям, Чернышевский стремился осуществить свои принципы на практике. Первым в списке авторов, с которыми критик считал необходимым знакомить юных читателей, стоял Пушкин. В книге «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения» (1856) Чернышевский писал, что это не только великий поэт, но и человек, сделавший «много добра своей родине».

 

3. Художественная концепция детства и мировая литература (героико-мифологическая концепция в древнегреческой культуре; гражданско-аристократическая концепция детства в культуре Римской империи; сакрально-религиозная концепция детства в культуре Средних веков и Возрождения; индивидуалистическая концепция детства в литературе Нового и Новейшего времени).

То, что мы сейчас воспринимаем как детство – это сложное многослойное образование, не имеющее готовый вид. Самым древнем своём является то, что ребёнок не есть человек. Есть Женщина, Мужчина, баня и тд, а ребёнок - это что-то другое. В древних сказаниях можно найти только детей царей, обычные дети как будто не интересны, они не описываются. А дети царей изображаются подобными детям-богам. А боги в детстве – это страшные существа, которые могут убить своих родителей, они вовсе не дети.

В Древней Греции детство воспринималось как явление природы. Самое главное, что грекам было понятно – это то, что дети свободны. Им не нужно добывать хлеб и работать. Они определяли детство как природную стихию, как свободный ветер. Дети принадлежат не столько социуму, сколько природе.

Римляне любили в детях не сопливого, хорошенького ребёнка, как мы. Они любили в них их будущее, карьеру. И изображали ребенка сегодня как маленького взрослого (профессора, политика и тд)

При этом римляне обожали изображать детей. На фонтанчики во дворе сажали младенцев, умело их изображали, рисовали их очень деятельными, будто они делают духи, рисуют, шьют и тд. Они назывались «Тутти».

Плиний-младший нарушает традицию, описывая детей в море, тем, что мальчик находит наставника (дельфина) в море. Так как в Римской парадигме в море, которое никому не принадлежало, ребёнок не являлся более гражданином Рима. Это было возвращение к греческим истокам, где ребёнок принадлежит природе.

Это сослужило для детей большую службу, в них стали видеть существ, которым дано то, что не даётся взрослым. То есть то чувство, через которое ребенок может общаться с богом. И не ребёнок царя, а обычный, простой ребенок. Христианская эпоха – это эпоха детства, именно такого отношения к нему.

«Евангелие Фомы». И там ребёнок представлен не по канонам. Он представляется как нарушитель порядка. Четырехлетний Иисус лепит у ручья воробьев, взрослые увидели и пошли прекратить занятия ребёнка, но глиняные воробьи (12, по числу апостолов) живыми взлетели с его рук. Это значит, что занятия ребёнка нельзя прекратить.

Параллельно с этим по землям будущей Византийской Империи распространяется культ Геракла. В нем двойственная природа. И он проявляет свойства то человеческие (защитник), то божественные, когда в приступах ярости он убивает своего учителя.

Когда ему было 8 месяцев, ревнивая жена Зевса богиня Герра, наслала к младенцу 8 змей, и он задушил их горными руками. Это первый его подвиг. Если такая фреска.

Все эти слои (римский, раннее христианство и тд) живы, актуализируются разные слои в разное время, поэты и писатели ими пользуются.

Позднее такую систему, что мир – это ученичество, осмеивал Шекспир. И такую систему обучения детей. Он описывает ученика, который еле-еле тащится в школу и учится нехотя.

В эпоху Ренессанса творцам позволено было обратится к личности ребёнка, портреты перестали походить на иконы и стали передавать индивидуальность, детство

В средние века нам не подарили специальную литературу для детей. Тогда учили читать или по Псалтырю (латынь / на Руси церковно-славянский), или по Гомеру (древне-греческий).

Римляне не считали нужным создавать письменную литературу для детей, записи подлежало только нечто серьезное для всего Рима, для всех граждан. Только после 15 лет человек (мальчик) считался гражданином. До этого использовались устные рассказы о мужестве, подвигах, Спарте, довольно жестокие назидательные рассказы. Это была устная литература, словесность.
Позже с этой традицией устной литературы произошло следующее: когда началась эпоха создания литературы для детей (с 18-19 века), рассказов для детей, она стала тяготеть к имитации устной формы и повествования, передача живой устной речи персонажей. Ребенок должен говорить голосом ребенка.
Средневековая модель концепции детства - школьно-дидактическая. Весь мир мыслится как школа или книга. Человек в этом мире мыслится как ученик, весь его путь - путь ученика, который ведо́м своим наставником, ангелом-хранителем.
Если прежде видели в ребенке идеал, маленького Сенеку, мудреца, то Шекспир на этом ставит жирную точку, он пишет "младенец, блюющий с ревом на руках у мамки".

 

 

4. Понятие «детская литература»: структурный, исторический и функциональный подходы.

Структурный подход это деление литературы на 3 части:. К первому виду относят произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Корнея Чуковского). Второй вид составляют произвеоения, созванные оля взрослых, но нашедшие отклик у детей и навсегда поселившиеся на детских полках (сказки Пушкина, им подобные произведения следует относить к кругу детского чте­ния). Наконец, третий вид — это произведения, сочиненные деть­ми, его чаше называют детским литературным творчеством.

Классифицировать детскую литературу можно и по родам (эпос, лирика, драма), и по жанрам.

Влияние сказки на жанровую систе­му приводит к появлению различных жанровых модификаций — повесть-сказка, новелла-сказка, поэма-сказка и т.д.. Рассказы и новеллы для детей считаются формами «краткими». «Детская» система драматических жанров практически не знает трагедии. Дети жаждут счастливой развязки. Отрицательные герои изображаются как враги детства. Позитивное отношение автора к миру детства проявляется в отборе персонажей.Герои могут быть хорошими и плохими.Т.о,жанровая классификация детской литературы обусловлена не только замыслами писателей,но и вкусами юных читателей.

Исторический:

Первый, наи­более древний компонент — детское чтение — существует столько же, сколько письменная традиция. К тому же само современное понятие литературы с превалиру­ющим в нем эстетическим значением сформировалось не ранее XVIII века, в эпоху автономизации национальных литератур, когда старинный аристократизм в понимании литературы начал выте­сняться «народностью». В последней четверти XVIII века офор­мился второй компонент триады — литература для детей.В 1775 году вышел первый немецкий детский журнал — X. Ф.Вейсе «Друг детей». Далее последовали «детские альманахи, газеты, журналы, сборники и тд»

Важный этап формирования детской литературы — классиче­ский романтизм. Романтики объявили эстетической ценностью детскую фанта­зию, воодушевились ею и создали новаторский тип произведе­ний, в которых диалог ребенка со взрослым и детская игра послу­жили культурными образцами. Не только фольклор питал творче­ство романтиков, но и впервые ими замеченный феномен дет­ской субкультуры. Произведения для детей на протяжении XIX века писались на литературном языке. Иная ситуация сложилась в XX веке. Современное произведе­ние детской литературы покажется нам старомодным, если мы не найдем в нем какой-нибудь неправильности — неологизма.

третья стадия формирования триединого феномена детской литературы. «Новая» детская литература была ориентирована на свойства литературно-речевого творчества детей, имеющего много общего с устным народным творчеством и живым языком.В целом литература для детей проходит свой путь развития, Долго и трудно шел отбор специфических форм и приемов. В результате любой читатель легко может различить, для кого создано данное произведение — для детей или для взрослых.

Функциональный:

Известно, что дети обладают повышенной речевой одаренно­стью, постепенно убывающей к семи-восьми годам. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению слов. Язык детской книги должен быть особенно богат и выразителен, чтобы помочь ребенку расширить горизонты, научить новым формам речи.В книге взрослой или детской главное — это художественный образ. Насколько удастся писателю создание образа (в частности, героя, реального или сказочного, но непременно полнокровно­го), настолько и будет его произведение достигать ума и сердца ребенка. К характерным признакам литературы для малышей относятся динамичный сюжет и юмор. Конечно, детям доступны самые про­стые формы комического. свойственно действенное воображение, побуждающее не только созерцать читаемое, но и мысленно уча­ствовать в нем. Среди литературных героев у него заводятся друзья, да и сам он нередко перевоплощается в них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.009 с.)