Характерные черты современной сферы услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты современной сферы услуг



Жизнь требует от предприятий сервиса менять свою деятельность и "обновлять" сервис. Что происходит с товарами и услугами? Какие проблемы переживает современный сервис?

Прежде всего, следует отметить такое явление, как псевдокультурализация торговли и вместе с ней товаров и услуг. "Помогает" этому реклама, с помощью которой товары и услуги превращаются в почти лишенную целесообразности субстанцию. Покупатель должен не просто купить, а приобщиться к части гигантского целого. К сожалению, рядом с шикарной витриной мы можем увидеть разбитый тротуар и кучу бытового мусора, но этот феномен называется мозаикой социальных пространств. Если шикарные витрины соотнести с цивилизацией общества, а кучу мусора рядом с антицивилизацией, то в целом можно говорить о наступлении эпохи постмодернизма. В чем особенность такой ситуации?

Она состоит в исчезновении "экономического" человека, который знал, чего хотел. Человек, глазами Макса Вебера, рассматривал себя и свое реальное бытие как предприятие для получения прибыли ради прославления Господа. На собственные "личностные" качества он смотрел, как на капитал, который надо было разумно инвестировать, которым надо было управлять без спекуляций и потерь. Это был человек труда и производства, наделенный принципом формальной рациональности.

Сегодня представление о рациональном выборе не работает. Скорее, нужно говорить о том, как человек поддается соблазну. Ключевой деятельностью нового, но уже "неэкономического" человека становится потребление.

В этой связи можно, на наш взгляд, говорить о сервисной деятельности и сервисе в целом как явлении эпохи потребления.

Человек потребляющий обязан испытывать удовольствие, и сам становиться предприятием по получению удовольствия. Он хочет быть молодым, соблазнительным, комплиментарным, находящимся в состоянии эйфории. У отдельного человека множатся связи, а общество готовит человеку обширную "ловушку", расставляя "сети сервиса". Таким образом, человека провоцируют, эксплуатируют все возможные его удовольствия. В результате такого рода "сервисной деятельности" стандартная потребительская корзина больше не котируется, а сам человек все глубже внедряется в систему постсовременного сервиса, который представляет собой набор потребительских практик.

Система сервиса сегодня представляет собой огромное число не испробованных практик. Разнообразие настолько велико и так сложно переплетается, что в нем трудно различать вещи, символы, знаки и социальные связи. Люди все больше живут в соответствии с ритмом объектов. Классическое правило жизни, что люди творят обстоятельства в такой же мере, в какой обстоятельства творят самих людей, — не работает. Социальные "джунгли" поглощают человека, а новые центры сервиса синкретично объединяют все возможные уровни потребления.

Бесконечное умножение объектов, товаров и услуг создает впечатление всеобщего благоденствия общества. В этом и состоит "мутация экологии вида человека". Образуются новые сервисные центры вплоть до футуристических, виртуальных и т. д. Строятся города-мегаполисы с их коммуникативной и профессиональной активностью и вечным праздником рекламы.

Субстанция реальной жизни утрачивает значение и отменяется. В этих новых социальных пространствах царит молодость. Само потребление стало способом активного поведения, которое носит характер коллективный и добровольно-принудительный.

В постсовременных обществах потребление выступает как социальный институт и обеспечивается через расширяющуюся систему сервиса. Этот новый специфический тип социализации связан с возникновением новых производительных сил. Социальная система все больше нуждается в людях не как в трудящихся, а прежде всего как в потребителях. Поскольку в этой функции человек незаменим, общество постмодернизма стремится развивать систему сервисного обслуживания населения настолько широко и разветвленно, насколько может уловить импульсы человеческих потребностей.

Таким образом, мы наблюдаем интересную взаимосвязь. Система сервиса потакает потребностям человека, с одной стороны, а с другой — развивающиеся потребности становятся производительной силой.

Постмодернистским обществом разработано множество практик вовлечения человека в систему потребления. Одной из них является система кредита. Она выступает как дисциплинарный процесс, который "грабит" сбережения и регулирует спрос. Эти социальные процессы — естественное изобретение, возникшее и трансформировавшееся через институты сервиса сегодня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.005 с.)