Особенности обучения основным движениям дошкольников на физкультурных занятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обучения основным движениям дошкольников на физкультурных занятиях



К основным движениям относятся: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание.

Основные виды ходьбы:

1. Обычная ходьба в умеренном темпе.

2. Ходьба на носках.

3. Ходьба на пятках.

4. Ходьба в полуприседе и приседе.

5. Ходьба высоко поднимая колени.

6. Ходьба широким шагом.

7. Ходьба перекатом с пятки на носок.

8. Ходьба приставным шагом.

9. Ходьба скрестным шагом.

10. Ходьба выпадами.

11. Ходьба с закрытыми глазами.

12. Ходьба спиной вперед.

13. Гимнастическая ходьба.

 

Обычная ходьба в умеренном темпе (рис. 2)

При такой ходьбе нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание (по возможности выпрямленной в колене ногой). Движения рук спокойные — согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди, затем отводятся назад локтями вверх, кисть примерно на уровне пояса. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.

 

 

Рис. 2. Ходьба в умеренном темпе

Ходьба на носках (рис. 3)

Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы), пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить за голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.

Рис. 3.Ходьба на носках

 

Ходьба на пятках (рис. 4)

Этот вид ходьбы выполняется почти на прямых ногах. Шаги короткие, живот подтянут, спина выпрямлена. Нога ставится на пятку, носки подняты вверх, при этом не следует их сильно разворачивать в сторону. Движения рук незначительные (поставить на пояс, положить за голову).

 

 

 

Рис. 4. Ходьба на пятках

 

 

Ходьба в полуприседе и приседе (рис. 5)

Выполняется на полусогнутых или полностью согнутых в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе нога ставится на переднюю часть стопы, а при ходьбе в приседе — на всю стопу. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе в полуприседе их можно поставить на пояс, при ходьбе в приседе руки лучше держать на коленях.

 

Рис. 5.Ходьба в полуприседе и приседе

Прыжок в длину с места (рис. 6)

Первая фаза — стать прямо, ноги параллельно на ширине ступни. Полуприседая, отвести руки назад.

Вторая фаза — с энергичным движением рук вперед-вверх оттолкнуться двумя ногами вперед-вверх.

Третья фаза — полет. Вынести сравнительно прямые ноги вперед. Руки совершают движение вперед – вниз - назад до отказа, одновременно производится наклон корпуса вперед, голова приближается к коленям. Четвертая фаза — приземление. Вначале касаются земли пятки почти прямых ног, затем происходит перекат на всю ступню с одновременным сгибанием ног, руки при этом опускаются вниз, при выходе ребенка из положения приземления они продолжают естественное (как при ходьбе) движение.

 

 

 

Рис. 6. Прыжок в длину с места

 

Прыжок в высоту с прямого разбега (рис.7)

 

В этом прыжке разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек), отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх; в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях; приземляются на обе ноги, руки выносят вперед — в стороны. Детей 5—6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности: прыжок через веревочку высотой 10—15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги.

 

 

Рис. 7. Прыжок в высоту с прямого разбега

Прыжок в длину с разбега (рис. 8)

Техника. В детском саду используется прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

Первая фаза — разбег. Длина разбега 10—15 м. Разбег ускоряющийся, совершается он на передней части стопы. Корпус при разбеге несколько наклонен вперед. Руки, как и при беге, согнуты в локтях (при отведении локтей назад руки немного разгибаются). Последние шаги ребенка несколько короче предыдущих. Положение корпуса постепенно выравнивается, на последнем шаге корпус занимает почти вертикальное положение. Толчковая нога (она может быть любой у ребенка) энергично ставится на брусок всей ступней при наименьшем сгибании колена.

Вторая фаза — отталкивание начинается, энергичным выпрямлением стопы. Голова находится на одной линии с корпусом. Бедро маховой ноги поднимается вверх - вперед, голень выносится также вперед. В это время руки взмахом выносятся вперед-вверх, и начинается полет.

Третья фаза — полет. В полете колено толчковой ноги подтягивается к находящейся впереди маховой ноге. Обе ноги, согнутые в коленях, приближаются к груди (положение группировки), а перед приземлением выпрямляются вперед. Руки во время полета из положения вверх - вперед совершают движение вниз-назад.

Четвертая фаза — приземление. Оно производится так же, как в прыжках в длину с места. Руки при приземлении резко выносятся вперед, и благодаря этому обеспечивается устойчивость тела. Из положения приземления ребенок выходит путем выпрямления ног и опускания рук вниз.

Рис. 8. Прыжок в длину с разбега

 

Спринтерский бег (с высокого старта)

Технику бега принято условно делить на следующие фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Высокий старт (рис. 9).

Рис. 9. Высокий старт

 

По команде: «На старт!» бегун ставит сильнейшую ногу вплотную к стартовой линии, а другую ногу отставляет на шаг назад, ступни параллельно, туловище прямо, руки вдоль туловища.

По команде: «Внимание!» ноги немного сгибаются в коленях, туловище подается вперед, полусогнутая разноименная впереди стоящей ноге рука подается вперед-вниз, а другая чуть отводится назад.

По команде: «Марш!» резко и высоко вперед выносится бедро сзади стоящей ноги, и бегун бежит все удлиняющимися шагами с несколько увеличенным наклоном туловища вперед, активно работая руками.

Спринтерский бег (с низкого старта)

Техника спринтерского бега рассматривается в следующей последовательности: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Старт. Перед началом бега спринтер устанавливает стартовые колодки. В наиболее распространенном варианте передняя колодка устанавливается на расстоянии двух ступней, а вторая на расстоянии трех ступней от стартовой линии. По команде «На старт!» спринтер занимает место на колодках, устанавливая руки, разведенные чуть шире плеч, перед стартовой линией. По команде «Внимание!» бегун поднимает таз и ждет выстрела. (рис. 1).

Рис. 10.1.Старт

 

По команде «внимание!» таз поднимается до тех пор, пока голени не займут параллельное положение. (рис. 10.2)

Рис. 10.2. Старт, стартовый разгон

 

На выстрел стартера спринтер реагирует давлением обеих ног на колодки (кадры 1, 2). На кадре 2 видно: стопы еще стоят на колодках, а таз уже начал движение вперед. Руки (кадры 2, 3, 4, 5) подбираются вверх. Сзади стоящая нога, оттолкнувшись от колодки, начинает свое движение вперед (кадры 3 — 10). Впереди стоящая нога выполняет основную работу по отталкиванию. Она разгибается в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, постепенно наращивая скорость движения таза. Здесь необходимо отметить, что в этой фазе старта решающее значение имеет взаимодействие толчковой и маховой ноги. Маховая нога стремительно движется вперед, тогда как толчковая, разгибаясь в коленном суставе, поднимает таз и препятствует тем самым раннему разгибанию в тазобедренном суставе.

Стартовый разгон (рис. 10.3)

Рис. 10.2.Стартовый разгон

 

Каждый шаг обозначен двумя позициями: постановка ноги на опору и окончание отталкивания. В этих позициях отражены основные особенности стартового разгона. Постановка ноги на опору (кадры 1, 3, 5, 7, 9, 11) характерна двумя особенностями. Одна состоит в том, что на первых двух шагах стартового разгона нога на опору ставится позади проекции общего центра тяжести тела (кадры 1, 3), а в дальнейших шагах уже впереди нее. Вторая особенность заключается в изменении угла наклона голени при постановке ноги на опору. С каждым шагом этот угол увеличивается.

В позиции окончания отталкивания (кадры 2, 4, 6, 8, 10) обращает на себя внимание постоянный угол наклона голени толчковой ноги на всех шагах стартового разгона — 43 градуса. Значение этого угла вплотную приближается к показателю, который характерен для бега по дистанции. При отталкивании в стартовом разгоне характерно также увеличение угла между бедрами маховой и толчковой ноги.

 

Бег по дистанции (рис. 10.4)

Рис. 10.4. Бег по дистанции

 

Беговой шаг состоит из фаз опоры (кадры 1, 2, 3) и полета (кадры 4, 5, 6, 7). С момента постановки ноги на опору и до окончания ее переноса она считается толчковой. Соответственно, другая нога считается маховой. Преобразование в ходе бега толчковой ноги в маховую и наоборот создает цикличность беговых движений.

Фаза опоры (кадры 1, 2, 3). На кадре 1 существенным показателем рациональной техники бега является угол между голенью толчковой ноги и опорой. Он приближается к 90 градусам. Необходимо также отметить, что к моменту постановки толчковой ноги на опору бедро маховой ноги находится рядом с толчковой. В связи с тем, что первый контакт с опорой (кадр 1) происходит, когда проекция ОЦТ на опору находится позади точки соприкосновения стопы с дорожкой, угол между стопой и дорожкой резко уменьшается и стопа пяткой почти касается дорожки. Однако в дальнейшем, продвижение ОЦТ вперед способствует разгибанию толчковой ноги в голеностопном суставе и уже в следующем кадре видно, что пятка начала двигаться вверх, т.е. началось разгибание в голеностопном суставе.

При отталкивании от опоры (кадр 3) углы между стопой и опорой, а также между бедром и туловищем увеличиваются, а угол между бедром и голенью толчковой ноги остается без изменения. Это говорит о том, что отталкивание выполняется за счет разгибания в голеностопном и тазобедренном суставах толчковой ноги. Что же касается коленного сустава, то он как бы «запирается», предотвращая тем самым нерациональное увеличение угла отталкивания.

Маховая нога, разгибаясь в коленном суставе и сгибаясь в тазобедренном, способствует активному прохождению ОЦТ вперед, а также разведению бедер (кадры 2, 3).

Фаза полета (кадры 4, 5, 6, 7). Разведение бедер заканчивается в начале фазы полета (кадр 4) и выполняется за счет сгибания маховой ноги в тазобедренном суставе и некоторому отставанию бедра толчковой ноги, связанному с ее разгибанием а коленном суставе.

Сведение бедер (кадры 5, 6, 7) — наиболее важная часть фазы полета. Оно начинается с торможения бедра и его разгибания в тазобедренном и коленном суставах. Одновременно с этим бедро толчковой ноги начинает двигаться вперед, ускоряя свое движение за счет сгибания ноги в коленном суставе. Происходит так называемое, «укорочение маятника», что способствует увеличению скорости движения бедра толчковой ноги. В то время как толчковая нога, сгибаясь в коленном суставе, увеличивает скорость продвижения бедра; маховая нога, наоборот, разгибаясь в коленном суставе, движется в сторону, обратную направлению бега. Это необходимо для того, чтобы перед постановкой ноги на опору стопа получила нужную «посадочную» скорость.

Работа рук при беге. Руки, согнутые в локтях, двигаются в соответствии с правилом перекрестной координации, обеспечивающей устойчивое равновесие и прямолинейность при беге. Главным элементом в работе рук является их движение в плечевом суставе. Чем оно активнее, тем меньше бегуну приходиться разворачивать плечи с целью компенсировать вращение таза при беге.

Руки двигаются по направлению вперед — внутрь и назад — наружу, не полностью совпадая с направлением бега. Возможности двигательной активности рук намного выше возможностей ног, и поэтому руки должны следовать за ногами, а не наоборот.

Важное значение имеет состояние мышечных групп плечевого пояса во время достижения бегуном максимальной скорости. Стремление достичь ее и особенно удержать за счет частоты шагов, как правило, приводит к значительному закрепощению мышц плечевого пояса, ухудшению условий, в которых работают руки и, на этой основе, к усилению компенсаторного вращения плеч, что в свою очередь, приводит к резкому сокращению длины шагов и падению скорости бега.

Финиширование. Наиболее рациональной техникой финиширования считается резкое уменьшение угла отталкивания в сочетании с увеличением наклона туловища вперед во время выполнения последнего шага.

Ниже приводится механограмма финиширования (рис. 10.5).

 

Рис. 10.5. Механограмма финиширования

 

То, что спринтер делает на последнем шаге (кадры 3, 4) требует определенной подготовки. Поэтому механограмма начинается с предпоследнего шага (кадры 1, 2), где просматривается некоторая подготовка к финишированию. При постановке ноги на опору (кадр 1) голень занимает не вертикальное положение, как при беге по дистанции, а имеет некоторый наклон вперед. Это способствует отталкиванию под более острым углом (кадр 2). Постановка ноги на опору при выполнении последнего шага (кадр 3) уже существенно отличается от предшествующего шага тем, что контакт с дорожкой осуществляется сзади проекции ОЦТ на опору. Такая постановка ноги на опору обеспечивает максимально острый угол отталкивания (кадр 4) и ускоряет финиширование.

Техника бега на длинные дистанции

Основной и ведущей в беге является «работа» ног, анализ которой принято начинать с момента постановки стопы на грунт. Наиболее рациональной является постановка ноги с передней части наружного свода стопы с последующим перекатом на всю стопу (5, 10, 15). Тогда уменьшается тормозное действие переднего толчка, сокращается его длительность, лучше сохраняется поступательное движение бегуна вперед. Рассматриваемая нами постановка возможно лишь при наличии небольшого наклона туловища вперед и при высокой работе рук.

До момента вертикали (последующие кадры), мышцы бегуна, растягиваясь и напрягаясь, подготавливаются к сокращению в фазе отталкивания. Внешним признаком хорошего и эффективного отталкивания от грунта является полное и законченное выпрямление толчковой ноги во всех суставах в сочетании с активным выносом вперед – вверх бедра маховой ноги, что существенно усиливает мощность толчка. Задний толчок выполняется очень эффективно (3, 8, 13, 18), угол отталкивания равен примерно 50 градусам. В момент окончания заднего толчка голова должна держаться прямо, взгляд направлен вперёд.

При движении назад локоть руки идёт назад – наружу, угол сгибания уменьшается, а при движении вперед кисть идёт несколько внутрь, к средней линии туловища. Высокая работа рук позволяется увеличить частоту движений и, как следствие этого, повысить скорость бега (9,18).

Техника метания вдаль и в цель

С детьми дошкольного возраста применяются различные способы метания на дальность и в цель: «из-за спины через плечо», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сверху», «прямой рукой сбоку».

Техника метания «из-за спины через плечо» правой рукой заключается в следующем: при исходном положении правая нога отставляется назад, немного шире плеч, туловище слегка поворачивается в сторону бросающей руки, правая рука полусгибается в локте перед грудью, левая опускается вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад и тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад.

При броске нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед; в заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на впередистоящую ногу. Правая нога приставляется к левой. Аналогично этому способу производится метание левой рукой (рис. 11.6).

Способ метания «прямой рукой снизу». При исходном положении ноги поставлены немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусогнута в локте перед грудью. При замахе правая рука отводится вперёд-назад до предела и бросок происходит путём движения руки вперёд-вверх (рис. 11.7).

Способ метания «прямой руки сверху»: при исходном положении ноги расставлены немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука(с мячом или мешочком) – вдоль туловища. При замахе правая рука проносится вверх-назад, затем направляется вперёд и кистью выбрасывается мешочек (рис. 11.8).

Способ метания «прямой рукой сбоку». Исходное положение – ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. При замахе туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево-вперёд, а правая рука продвигается вперёд и выбрасывает кистью предмет (рис. 11.9).

 

 

Рис. 11.6-11.9.Техника метания вдаль и в цель

 

Тема 4.3. Исходные положения при выполнении ОРУ.

Правило записи ОРУ.

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.044 с.)