Тема 5. 3. Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. 3. Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста



 

В Концепции содержания непрерывного образования (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.), в дошкольном и начальном звене, подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства. Гораздо важнее воспитание у дошкольника способностей, необходимых для овладения учебной деятельностью, в процессе ведущей игровой деятельности. Важно применение игровых заданий и подвижных игр в разных формах физкультурой деятельности дошкольников, которые направлены на развитие процесса восприятия детей, совершенствование функции памяти, внимания, двигательной памяти, что обеспечивает благоприятную динамику в развитии физических качеств и интеллектуальных способностей. В развитии физических качеств дошкольников необходимо учитывать эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития двигательных качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.

Классификация подвижных игр представлена в таблице 11.

 

 

Таблица 11

Классификация подвижных игр

Название Содержание Динамические характеристики Определяющий признак
Элементарные подвижные игры Игры, с доминирующим основным движением: ходьбой; бегом; прыжками; метанием; лазаньем. Игры: - большойинтенсивности (одновременное участие всей группы детей, определяющие: движения в игре, построенные на беге, прыжках) - среднейинтенсивности (активное участие всей группы детей, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движения выполняются подгруппами; - малойинтенсивности (движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незачительна) Общность оздоровительных, образовательных, воспитательных задач, высокий эмоциональный подъём
Сюжетные Бессюжетные
Отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод, где дети перевоплощаются (в птиц, животных). Характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Отражают интересные для детей двигательные задачи, ведущие к достижению понятной им цели. Дети выполняют одинаковые движения.
Спортивные игры   Некоторое ограничение движений, определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. Для дошкольников представлены игры с элементами спортивных игр: баскетбола; футбола; пионербола по упрощённым правилам Игры большой, средней, малой интенсивности
Игры-забавы аттракционы Выполнение двигательных заданий в необычных условиях Элемент соревнования, при этом одна группа детей выполняет двигательное задание, другая – зрители   Игры средней интенсивности Высокий эмоциональный подъём

Рекомендации по организации подвижных игр, направленных на развитие физических качеств у дошкольников

1. Целесообразно проводить подвижные игры большой интенсивности в основной части занятия, так как к этому времени функциональные возможность детского организма готовы к повышению физических нагрузок.

2. Подвижные игры с интенсивной нагрузкой должны чередоваться с подвижными играми на расслабление. Благоприятное влияние игр на организм ребёнка возможно лишь при целесообразной смене моментов напряжения и расслабления.

3. Для развития физических качеств с помощью подвижной игры, нужно правильно выполнять все требования воспитателя, а также активно участвовать в самой игре.

4. Подвижные игры должны проходить под наблюдением воспитателя, при этом воспитатель должен обращать внимание на то, как дети выполняют правила игры.

5. На занятии следует планировать одну игру как ведущую, на которую воспитатель должен обратить основное внимание.

6. Соблюдение технологии подбора подвижных игр позволит осуществлять эффективное развитие основных физических качеств детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

В технологии подбора подвижной игры необходимо учитывать:

1. Выбор игры: зависит от цели развития определённого физического качества.

2. Объяснение игры.

Инструкция последовательности объяснения игры

Последовательность объяснения игры с моментом создания игровой ситуации (напоминание движений в случае необходимости) Содержание объяснения с учётом
Физическая подготовленность  
Возраст детей  
Ознакомления с игрой  
Дальнейшее изучение содержания и правил  
Внесение дополнений и изменений в содержание и правила  

 

3. Последовательность игры

Подготовка Ход игры Правила
Распределение ролей; раздача атрибутов; размещение игроков (построение) Непосредственные движения детей в игре (слова), движения ведущих (выбранных на роль детей); варианты двигательных действий Организационно-методические указания детям в игровой ситуации. Определённые рамки, нарушение которых приводит к остановке игры в целом, выходу игрока из игры в частности

 

 

4. Руководство игрой

Контроль за ходом игры  
Указания во время остановок игры правильности способа индивидуальных и коллективных действий    
Выполнение программного материала  
Выбор конкретных методов и приёмов (выбор способа решения игровой ситуации)  
Наблюдение за действиями детей  
Выявление, исправление ошибок  

 

5. Результат игры

Подсчёт очков  
Правильность действий играющих  
Закрепление технически правильных движений Развитие физического качества  
Оценка коллективных действий  
Оценка достижений ребёнка по отношению к самому себе  
Поощрение победителей, с последующим выбором их ведущими (если несколько детей). Поощрение всех команд-участниц игр-эстафет (в независимости от места, количества набранных очков)  

Информативность карточки-задания с подвижной игрой

Карточка-задание представляет собой источник информации о двигательной деятельности, выполняемой в соревновательно-игровой обстановке. Все они построены по одной схеме. Состоят из 3 разделов передачи нужной информации, включающих схему построения, содержания двигательных действий, правила их выполнения и организационно-методические указания (ОМУ). Первый раздел-схема построения. На ней указывается место расположения детей и инструктора условными обозначениями (символами). Язык символов наиболее прост и доступен для восприятия. При его использовании возрастает эффективность обучения.

Содержание начинается с описания действия. Количество вариантов может быть больше, чем предложено в карточках-заданиях. Здесь всё зависит от изобретательности инструктора, его умения определить, как можно далее совершенствовать навыки детей в игровой деятельности.

Второй раздел - правила, которые в конечном счёте сводятся к чётким действиям, не допускающим разночтения и свободного толкования по своему усмотрению, за исключением тех случаев, где разумная инициатива поощряется, а способ выполнения целиком зависит от самого ребёнка. Если в игре или соревновании ведётся подсчёт очков, то должны быть чёткие критерии: за что и сколько начисляется, из каких слагаемых состоит конечный результат, определяющий победителя, за что наказывается участник или команда.

Третий раздел - ОМУ освещает методическую сторону двигательных действий с теми тонкостями, которые помогут лучше организовать и провести игру или соревнование.

Данные карточки-задания позволяют создать систему подготовки, организации и проведения подвижных игр, т.е. картотеку подвижных игр используемую в работе инструкторами физической культуры, учителями по физической культуре, тренерами. Сокращается время инструктора для поиска, подбора, оформления подвижных игр в плане-конспекте физкультурного занятия.

Пример оформления карточки-задания

Подвижная игра «Два и три» Инвентарь: Цель: развитие ловкости
Подготовка Ход игры Правила
Играющие разбегаются по всей площадке На сигнал «Два!» играющие образуют пары с любым рядом стоящим. На сигнал «Три!» встают тройками Побеждает пара, тройка, которая быстрее других выполнит задание.
Подвижная игра Инвентарь: Цель:
Подготовка Ход игры Правила
     

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.008 с.)