Схема распределения функций фэа на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема распределения функций фэа на предприятии



 

Экономический анализ входит в обязанности работников эко­номических служб и технических отделов. Им также занимаются руководители цеховых служб и более мелких подразделений. Организационные формы анализа на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.

 

2, Приме рная схема р асп ределения функций ФЭА может быть пред­ставлена следующим образом:

финансовая служба - анализирует процесс формирования, раз­мещения и эффективность использования капитала предпри­ятия, денежные потоки, налоги, инвестиции, процесс форми­рования прибыли и ее использование, финансовое состояние предприятия, его платежеспособность и др.;

бухгалтерия - планирует, учитывает и анализирует затраты на производство продукции, ее себестоимость, финансовые ре­зультаты и др.;

планово-экономический отдел - составляет план аналитической работы и контролирует его выполнение, осуществляет методи­ческое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа предприятия и его структурных подразделений, иссле­дует наиболее стратегические, перспективные вопросы разви­тия предприятия, разрабатывает и корректирует перспектив­ные и текущие планы по итогам анализа;

производственный отдел ~ анализирует выполнение плана выпус­ка продукции по объему, ассортименту и качеству; ритмичность производства; внедрение новой техники и технологий, комплекс­ной механизации и автоматизации производства; работу оборудо­вания, расходование материальных ресурсов, длительность техно­логического цикла; комплектность выпуска продукции; общий технический и организационный уровень производства;

отделы главного механика и энергетика - изучают состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-гра­фиков ремонта и модернизации оборудования, качество и се­бестоимость ремонтов, полноту использования оборудования и производственных мощностей, рациональность потребления энергоресурсов;

отдел технического контроля - анализирует качество сырья и го­товой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупа­телей, мероприятия по сокращению брака, повышению качест­ва продукции, соблюдение технологической дисциплины и т. д.;

*/ отдел снабжения - контролирует своевременность и качество ма­териально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, со2 стояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм от­пуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и т. д.;

отдел сбыта - выполнение договорных обязательств и планов поставки продукции потребителям по объему, качеству, сро­кам, номенклатуре; состояние складских запасов и сохран­ность готовой продукции;

отдел маркетинга - изучает рынки сбыта продукции, положе­ние на них своих товаров, их конкурентоспособность, разраба­тывает ценовую и структурную политику предприятия и т. д.;

отдел труда и заработной платы - состояние организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению ее уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по катего­риям и профессиям, уровень производительности труда, ис­пользование фонда рабочего времени, расходование фонда оп­латы труда;

•* вневедомственный анализ выполняется статистическими, фи­нансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и др.

Проведение ФЭА

 

Комплексный план аналитической работы разрабатывается на один год специалистом, ответственным за ее проведение. В нем на­мечается перечень объектов анализа, подлежащих изучению, определяются цели анализа. Разрабатывается система пока­зателей, анализ которых обеспечивает достижение постав­ленной цели.

В плане предусматривается:

периодичность проведения анализа по каждому объекту; сроки выполнения аналитической работы; состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распреде­ление обязанностей между ними;

источники информации и методическое обеспечение по каж­дому изучаемому источнику; внешние и внутренние пользователи анализа.

Кроме комплексного плана на предприятии могут составляться и тематические планы. Это планы проведения анализа по ком­плексным вопросам, которые требуют углубленного изучения.

В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки про­ведения анализа, его исполнители.

Контроль за выполнением аналитических планов ведет замести­тель руководителя предприятия по экономическим вопросам. 2. Нормативно-плановые источники информации - все типы пла­нов, которые разрабатываются на предприятии. Источники информации учетного характера - все данные, ко­торые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.. В состав отчетности входят: i/ данные бухгалтерского учета и отчетности. Наиболее полно отражаются хозяйственные факты, процессы и их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в первичных и сводных учетных регистрах и отчетности, обеспе­чивает принятие необходимых мер, направленных на улучше­ние выполнения планов, достижение результатов; •/ данные статистического учета и отчетности - содержат коли­чественные характеристики массовых явлений и процессов. Ис­пользуются для углубленного изучения и осмысления взаимо­связей, выявления экономических закономерностей;

оперативный учет и отчетность - способствуют более оператив­ному (по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом) обеспечению анализа необходимыми данными и тем самым
создают условия для повышения эффективности аналитиче­ских исследований;

экономический паспорт предприятия - данные о результатах хо­зяйственной деятельности за несколько лет. Внеучетные источники информации — документы, регулирую­щие хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. Они включают:

• официальные документы, которые предприятие обязано испо­льзовать в своей деятельности;

• хозяйственно-правовые документы;

• научно-техническая информация;

• техническая и технологическая документация;

• материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах;

• информация об основных контрагентах предприятия;

• данные об основных конкурентах;

• данные о состоянии рынка ресурсов;

• сведения о состоянии рынка капиталов;

• данные о состоянии фондового рынка;

• информация о макроэкономической ситуации.

Система внутренней информации - данные статистического, бух­галтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные и др.

Система внешней информации - данные статистических сбор­ников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, хозяйственно-правовые документы и т. д. Различают следующие виды информации: */ по предмету исследования: ТЗЦ

• основная;

• вспомогательная;

*/ периодичности поступления:

• регулярная - плановые и учетные данные;

• эпизодическая - формируется по мере необходимости;

процессу обработки:

• первичная;

• вторичная - прошедшая специальную обработку.

3. Требования к организации информационного обеспечения:

достоверность - система экономической информации должна соответствовать задачам анализа, т. е. обеспечивать получение данных, необходимых для изучения фактов, выявления резер­вов и выработки управленческих решений;

оперативность - для повышения своевременности и действен­ности анализа;

сопоставимость по предмету и объекту исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и другим при­знакам;

рациональность - минимизация затрат на сбор, хранение и ис­пользование данных.

4. От методики анализа зависит его результативность. Ответствен­ность за методическое обеспечение возлагается на специалиста, который осуществляет руководство аналитической работой на предприятии. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ анализа, по зволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности.

24 Оформление результатов ФЭА

1. Пояснительная записка составляется для внешних пользователей анализа.

• • • • • • • • • •

Ее содержание включает в себя следующие пункты:

экономический уровень развития предприятия;

условия хозяйствования;

характеристика ассортиментной и ценовой политики;

конкурентоспособность продукции;

доля на рынке сбыта;

стадия жизненного цикла товара;

характеристика конкурентов;

динамика производственно-хозяйственных и финансово-эко­номических показателей;

имущественное и финансовое состояние предприятия; аналитическая часть; предложения по повышению результатов деятельности.

2. Содержание справки (заключения) по результатам анализа кон­центрируется на отражении недостатков (достижений), выяв­ленных резервов, способов их освоения.

3. Безтекстовая форма представления результатов анализа - это постоянный макет типовых аналитических таблиц, не содер­жащий пояснительного текста.

25. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

1. Основные задачи анализа:

оценка степени выполнения и динамики производства и реа­лизации продукции;

• определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

2. К числу главных обобщающих показателей относятся объемы производства и реализации продукции. Они могут определяться внатуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных из­мерителях. Обобщающие показатели объема деятельности пред­приятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке про­дукции покупателям, или по оплате (выручке); может выра­жаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. От того, как продается продукция, каков спрос на нее на рынке, зави­сит и объем производства.

Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции: штуки, метры, тонны и др. Используются при ана­лизе объемов производства и реализации продукции по отде­льным видам и группам однородной продукции. Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, исчисленные на основе коэффициентов трудоемкости этой продукции. Нормативные показатели используются для обобщенной оцен­ки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных показателях или ус­ловно-натуральных измерителях.

3. Анализ результатов деятельности начинается с изучения ди­намики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Он включает в себя.

оценку выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период. Для этого составляется аналитическая таб­лица, в которой отображаются плановые и фактические показа­тели объемов производства и реализации продукции. В спе­циальных графах приводится абсолютное и относительное отклонение фактического значения показателя от планового. Анализ проводится в плановых ценах; оперативный анализ производства и отгрузки продукции. Осуще­ствляется на основе расчета, в котором отражаются плановые

и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции пс
объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала
месяца, а также отклонение от плана;

анализ реализации продукции. Он тесно связан с анализом вы­полнения договорных обязательств по поставкам продукции. Несоблюдение договорных обязательств для предприятия обо­рачивается уменьшением (дохода) выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, потерей рынков сбыта.

4 Риск определяется величиной возможного материального и морально­го ущерба, вызванного падением спроса на продукцию предприятия. Выделяют причины риска:

внут реннц е:

• неправильно составленный прогноз спроса на продукцию;

• неправильная ценовая политика предприятия;

• низкое качество исходного сырья;

• старое оборудование и технологии;

• невысокая квалификация персонала и др.;

внешние:

• неплатежеспособность покупателей;

• повышение процентных ставок по вкладам;

• демографические, социально-экономические, политические и др.

Риск делят на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп выступает экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Чем раньше обнаружен риск, тем меньше фи­нансовые потери предприятия. В зависимости от стадии обнару­жения могут быть приняты различные управленческие решения.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, необходимо проанализировать:

• обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку;

• динамику остатков готовой продукции по каждому виду; их долю в общем объеме продаж.

Обобщающим показателем, характеризующим скорость реали­зации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для его расчета необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем.продаж. Рост этого показателя сигнализирует о трудностях сбыта и по­вышении риска невостребованной продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.026 с.)