Теоретические руководства. Между элементарной теорией и теорией композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические руководства. Между элементарной теорией и теорией композиции



«Этюды об органических законах музыкальной гармонии» (1854) Одоевского, «Мысли о системе гармонии и ее применении к музыкальной педа­гогики» (1871) и «Исторический метод преподавания теории музыки» 1873) Г. А. Лароша, «Курс музыкальной техники» (1856) А. Н. Серова.

Особняком в этом ряду стоят «Заметки об инструментовке» М. И. Глинки, продиктованные им Серову, - первый в России труд подобного рода.

Глинкинские «Заметки» были опубликованы в 1856 году Серовым как часть задуманного им «Курса музыкальной техники». Свое теоретическое руководство известный русский композитор и критик предназначал для просвещенных люби­телей. Хотя работа Серова не содержит оригинальной концепции, она показа­тельна для своего времени: прошло лишь полвека после статьи Н. А. Львова, ностиль письма и мышления значительно изменились. В целом это научно-публи­цистический стиль, который не так уж отличается от языка ХХ столетия.

Данное Серовым определение музыки - практически такое же, какое принято ныне в элементарной теории.

В этих вы­сказываниях констатируется родовое размежевание дисциплин: теория музыки осознана как наука, в отличие от самой музыки, которая есть искусство.

Есть у Серова и проект полного курса теории музыки, который демонстриру­ет его представления об элементах композиции и их взаимосвязи.

 

В целом «Курс музыкальной техники» Серова это своего рода сжатый конс­пект теории музыки своего времени, облегчающий ориентацию в ней просве­щенных любителей и подготавливающий почву для становления общенацио­нальной системы музыкального образования на рубеже XIX-XX веков.

Наиболее же оригинальные достижения русской теории XIX века относятся к области музыкальной философии и эстетики и принадлежат князю В. Ф. Одоевскому.

В. Ф. Одоевский

Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) - выдающийся деятель рус­ской культуры 20 - 60-х годов XIX века, писатель, палеограф, критик, теоретик музыки. Окончил в 1822 Благородный пансион при Московском университете. Одоевский объединял в себе музыканта, литератора, музыкального теоретика и критика, философа, изучал естественные науки. В 1824-1825 годы он вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина». Увлечение русских ари­стократов Г. Ф. В. Гегелем, Ф. В. Шеллингом объединило молодых людей в«Общество любомудрия»(1823-1825), главой которого был Одоевский. Члены кружка изучали великих философов своего времени, на собраниях читались соб­ственные переводы философских текстов.

Деятельность Одоевского охватывала разные области музыкознания (элемен­тарную теорию, изучение фольклора, древней церковной музыки); он был одним из первых собирателей древних певческих рукописей и музыкально-теоретичес­ких трудов, оставил свои пометки на экземпляре «Мусикийской грамматики»Дилецкого, был знаком с трактатом Эйлера.

Как известно, Одоевский - автор литературных произведений, стоящих на границе между художественной и философской прозой; музыка в них - важное «действующее лицо», чьи черты выписаны рукой чуткого, тонкого слушателя. Богатая фантазия, проницательный и, хочется сказать, прозорливый ум Одоев­ского позволили ему создавать такие словесные «портреты» воображаемых му­зыкальных сочинений, которые удивительным образом ожили в ХХ веке. Одиниз них походит, например, на пророчество поставангардной партитуры Новей­шего времени. «Все голоса различных терзаний человеческих явились мне раз­ложенными по степеням одной бесконечной гаммьш22, - так говорится о вы­мышленном оркестровом произведении, которое составлено из «странных мест»сочинений известных композиторов и из звуков человеческих страданий - в ду­хе полистилистики, как сказали бы сегодня. Другие высказывания Одоевскогокажутся предвидением едва ли не урбанизма23. Любопытна его фантазия о чело­веке, который «отравился» данным ему даром анализа (<технологии» искусства иего материи24.

Главное научное достижение Одоевского состоит в опыте применения фило­софского метода к теории музыки - сами по себе его взгляды мало оригинальныи находятся под сильнейшим влиянием немецкой философии того времени, вособенности Шеллинга. Переводы из немецких философов в изобилии читалисьи обсуждались на заседаниях «Общества любомудрия». Здесь, кроме Шеллинга, звучали также отрывки из сочинений И. Канта, И. Фихте, Б. Спинозы, Л. Окена, Я. Гёрреса, равно как и участников кружка28.

Искусство, по Одоевскому, это «второе мироздание». Лишь философу, чей духовный слух возвышен созерцанием (а созерцание и есть «феория», духовное овладение сущностью), дано слышать и осознавать (<<судить») божественную музыку мира. Высшую гармонию искусства Одоевский уподобляет, таким обра­зом, этой метафизической «музыке», не отделяя ее от музыки как одного из ви­дов искусств (впрочем, и не отождествляя то и другое). «Музыка составляет ис­тинную духовную форму искусства точно так же, как звук показывает внутрен­ние качества материи»34.

В пластических искусствах материалом произведения является «фигура, пространство, внешность материи». Далее есть «момент, в котором предмет возвышается до духа, в котором пространство раз­вивается во время, где определенное погружается в неопределенное, где конеч­ное становится бесконечным». Это музыка.

Далее Одоевский рассматривает основы теории музыки. Развертывание свойств музыки происходит под действием живой силы, динамизм которой за­ключается в оппозиции противоположностей, интенсивной и экспансивной сто­рон, «живящего и мертвящего производителей в природе». Отсюда в искусствемузыки взаимодействие консонанса и диссонанса, твердого и мягкого тонов (тоесть мажора и минора, что соответствует полюсам наших чувствований - весе­лого и печального), высоких и низких звуков, мелодии и гармонии (которые со­относятся между собой, как в живописи фигура и краска), в музыкальном ладе ­созвучий37.

Обзор русской теории музыки с послепетровских десятилетий до 60-х годов XIX века показывает эволюцию музыкально-теоретических воззрений и трак­товки самого предмета теории. Разнородность, свойственная началу этого пе­риода, была преодолена в русле разработки теории национального стиля, вклю­чавшей изучение фольклора, древнего церковного пения и новейшей музыкирусских композиторов (Н. А. Львов, А. Ф. Львов, А. Н. Серов, г. А. Ларош идр.). Еще более решительному продвижению помогли органичное усвоение дос­тижений западной теории (например, в «Курсе музыкальной техники» Серова), критические статьи Лароша, намечавшие приоритеты в области профессиональ­ного музыкального образования и музыкальной теории в России, наконец, появ­ление глубоких работ В. Ф. Одоевского, положивших начало русской филосо­фии музыки.

 

+19. Периодизация русской музыкальной теории. Первые русские оригинальные учебники гармонии.

Лыжов.

Последняя четверть 19 века и начало 20 - иное отношение к искусству. В том числе музыкальное. Новые гуманитарные ситуации. Характеризуется повышенной плотностью культуры.

Если взять шире, то именно в это время философия становится подлинной наукой. Это связано с Соловьевым. Начало 10-х годов 20 века. Место философии поднимается - самобытная область.

Блок - пишет о том, что виды искусства не могут быть разделены.

Говорят о синтетическом действии. Получается, что над всем музыка. Синоним всеединства искусства. Параллель - деятельность театральных коллективов в России. В частности МХТ - рождение режиссерского театра. Станиславский писал о синтезе - то, что было и чему режиссеры могли учиться у музыкального театра.

Вагнеру посвящено не одно издание.

+ это эпоха серебряного века.

Бердяев говорил, что начали придавать больше значения искусству.

СТАТЬЯ:

История Русской музыки. Том 10Б.

Людмила Зиновьевна Коробейникова.

Ориентиры - очерк "Теория и история музыки". Берченко и Акопян.

Теория музыки поднимается на качественно новый уровень в России. Музыка выходит на мировую сцену. Так и русская теория поднимается до уровня. Иногда создаются оригинальные концепции. Как это случилось? Главный толчок - образование Консерватории. С этого времмени музыкальное образование начинает требовать пособия, ориентированные на профессиональный уровень. Складываетсся круг нового типа ученых-исследователей. В Питере это Р-К и его учениеи. В Москве - Московская школа (Танеев и его ученики).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.008 с.)