Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические руководства. Между элементарной теорией и теорией композиции
«Этюды об органических законах музыкальной гармонии» (1854) Одоевского, «Мысли о системе гармонии и ее применении к музыкальной педагогики» (1871) и «Исторический метод преподавания теории музыки» 1873) Г. А. Лароша, «Курс музыкальной техники» (1856) А. Н. Серова. Особняком в этом ряду стоят «Заметки об инструментовке» М. И. Глинки, продиктованные им Серову, - первый в России труд подобного рода. Глинкинские «Заметки» были опубликованы в 1856 году Серовым как часть задуманного им «Курса музыкальной техники». Свое теоретическое руководство известный русский композитор и критик предназначал для просвещенных любителей. Хотя работа Серова не содержит оригинальной концепции, она показательна для своего времени: прошло лишь полвека после статьи Н. А. Львова, ностиль письма и мышления значительно изменились. В целом это научно-публицистический стиль, который не так уж отличается от языка ХХ столетия. Данное Серовым определение музыки - практически такое же, какое принято ныне в элементарной теории. В этих высказываниях констатируется родовое размежевание дисциплин: теория музыки осознана как наука, в отличие от самой музыки, которая есть искусство. Есть у Серова и проект полного курса теории музыки, который демонстрирует его представления об элементах композиции и их взаимосвязи.
В целом «Курс музыкальной техники» Серова это своего рода сжатый конспект теории музыки своего времени, облегчающий ориентацию в ней просвещенных любителей и подготавливающий почву для становления общенациональной системы музыкального образования на рубеже XIX-XX веков. Наиболее же оригинальные достижения русской теории XIX века относятся к области музыкальной философии и эстетики и принадлежат князю В. Ф. Одоевскому. В. Ф. Одоевский Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) - выдающийся деятель русской культуры 20 - 60-х годов XIX века, писатель, палеограф, критик, теоретик музыки. Окончил в 1822 Благородный пансион при Московском университете. Одоевский объединял в себе музыканта, литератора, музыкального теоретика и критика, философа, изучал естественные науки. В 1824-1825 годы он вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина». Увлечение русских аристократов Г. Ф. В. Гегелем, Ф. В. Шеллингом объединило молодых людей в«Общество любомудрия»(1823-1825), главой которого был Одоевский. Члены кружка изучали великих философов своего времени, на собраниях читались собственные переводы философских текстов.
Деятельность Одоевского охватывала разные области музыкознания (элементарную теорию, изучение фольклора, древней церковной музыки); он был одним из первых собирателей древних певческих рукописей и музыкально-теоретических трудов, оставил свои пометки на экземпляре «Мусикийской грамматики»Дилецкого, был знаком с трактатом Эйлера. Как известно, Одоевский - автор литературных произведений, стоящих на границе между художественной и философской прозой; музыка в них - важное «действующее лицо», чьи черты выписаны рукой чуткого, тонкого слушателя. Богатая фантазия, проницательный и, хочется сказать, прозорливый ум Одоевского позволили ему создавать такие словесные «портреты» воображаемых музыкальных сочинений, которые удивительным образом ожили в ХХ веке. Одиниз них походит, например, на пророчество поставангардной партитуры Новейшего времени. «Все голоса различных терзаний человеческих явились мне разложенными по степеням одной бесконечной гаммьш22, - так говорится о вымышленном оркестровом произведении, которое составлено из «странных мест»сочинений известных композиторов и из звуков человеческих страданий - в духе полистилистики, как сказали бы сегодня. Другие высказывания Одоевскогокажутся предвидением едва ли не урбанизма23. Любопытна его фантазия о человеке, который «отравился» данным ему даром анализа (<технологии» искусства иего материи24. Главное научное достижение Одоевского состоит в опыте применения философского метода к теории музыки - сами по себе его взгляды мало оригинальныи находятся под сильнейшим влиянием немецкой философии того времени, вособенности Шеллинга. Переводы из немецких философов в изобилии читалисьи обсуждались на заседаниях «Общества любомудрия». Здесь, кроме Шеллинга, звучали также отрывки из сочинений И. Канта, И. Фихте, Б. Спинозы, Л. Окена, Я. Гёрреса, равно как и участников кружка28.
Искусство, по Одоевскому, это «второе мироздание». Лишь философу, чей духовный слух возвышен созерцанием (а созерцание и есть «феория», духовное овладение сущностью), дано слышать и осознавать (<<судить») божественную музыку мира. Высшую гармонию искусства Одоевский уподобляет, таким образом, этой метафизической «музыке», не отделяя ее от музыки как одного из видов искусств (впрочем, и не отождествляя то и другое). «Музыка составляет истинную духовную форму искусства точно так же, как звук показывает внутренние качества материи»34. В пластических искусствах материалом произведения является «фигура, пространство, внешность материи». Далее есть «момент, в котором предмет возвышается до духа, в котором пространство развивается во время, где определенное погружается в неопределенное, где конечное становится бесконечным». Это музыка. Далее Одоевский рассматривает основы теории музыки. Развертывание свойств музыки происходит под действием живой силы, динамизм которой заключается в оппозиции противоположностей, интенсивной и экспансивной сторон, «живящего и мертвящего производителей в природе». Отсюда в искусствемузыки взаимодействие консонанса и диссонанса, твердого и мягкого тонов (тоесть мажора и минора, что соответствует полюсам наших чувствований - веселого и печального), высоких и низких звуков, мелодии и гармонии (которые соотносятся между собой, как в живописи фигура и краска), в музыкальном ладе созвучий37. Обзор русской теории музыки с послепетровских десятилетий до 60-х годов XIX века показывает эволюцию музыкально-теоретических воззрений и трактовки самого предмета теории. Разнородность, свойственная началу этого периода, была преодолена в русле разработки теории национального стиля, включавшей изучение фольклора, древнего церковного пения и новейшей музыкирусских композиторов (Н. А. Львов, А. Ф. Львов, А. Н. Серов, г. А. Ларош идр.). Еще более решительному продвижению помогли органичное усвоение достижений западной теории (например, в «Курсе музыкальной техники» Серова), критические статьи Лароша, намечавшие приоритеты в области профессионального музыкального образования и музыкальной теории в России, наконец, появление глубоких работ В. Ф. Одоевского, положивших начало русской философии музыки.
+19. Периодизация русской музыкальной теории. Первые русские оригинальные учебники гармонии. Лыжов. Последняя четверть 19 века и начало 20 - иное отношение к искусству. В том числе музыкальное. Новые гуманитарные ситуации. Характеризуется повышенной плотностью культуры. Если взять шире, то именно в это время философия становится подлинной наукой. Это связано с Соловьевым. Начало 10-х годов 20 века. Место философии поднимается - самобытная область. Блок - пишет о том, что виды искусства не могут быть разделены. Говорят о синтетическом действии. Получается, что над всем музыка. Синоним всеединства искусства. Параллель - деятельность театральных коллективов в России. В частности МХТ - рождение режиссерского театра. Станиславский писал о синтезе - то, что было и чему режиссеры могли учиться у музыкального театра. Вагнеру посвящено не одно издание. + это эпоха серебряного века. Бердяев говорил, что начали придавать больше значения искусству. СТАТЬЯ: История Русской музыки. Том 10Б. Людмила Зиновьевна Коробейникова. Ориентиры - очерк "Теория и история музыки". Берченко и Акопян. Теория музыки поднимается на качественно новый уровень в России. Музыка выходит на мировую сцену. Так и русская теория поднимается до уровня. Иногда создаются оригинальные концепции. Как это случилось? Главный толчок - образование Консерватории. С этого времмени музыкальное образование начинает требовать пособия, ориентированные на профессиональный уровень. Складываетсся круг нового типа ученых-исследователей. В Питере это Р-К и его учениеи. В Москве - Московская школа (Танеев и его ученики).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.008 с.) |