Ни гармонии, ни полифонии, ни форме — никаким музыкальным наукам там места не нашлось. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ни гармонии, ни полифонии, ни форме — никаким музыкальным наукам там места не нашлось.



У Келдыша такая классификация:

1. Теоретическое музыкознание

2. Историческое музыкознание

3. Музыкальная этнография

4. Музыкальная критика.

 

Вирановский: ужасно политично.

1. Систематической музыкознание. Отрасль науки о природе (акустика и т.п.), переходная область (музыкальная психология и т.п.), общественно-научная музыкальная социология, философская область.

2. Историческое музыкознание. (музыкальная этнография, фольклористика, музыка первобытного общества, музыка докапиталистического общества, капиталистического, социалистического и коммунистического).

3. Метатеоретическая область. (теория музыкознания, история музыкальной науки).

 

Вообще получается, что история теоретического музыкознания относится к области истории музыки.

1. Историческое музыкознание.

2. Теоретическое музыкознание (систематическое — на Западе).

3. Музыкальная фольклористика и этнография.

4. Музыкальная практика (+журналистика).

Выделяют три области 3+4 = метатеоретическая область. Теория, история, история критики — области.

 

Музыкальная историография — отдельное понятие. Это история литературы или мысли о музыке. Друскин занимался этим. Эта область пересекается с историей музыкально-теоретических систем.

 

"Теория музыки как наука в системе музыкознания".

Теория музыки — это система знаний о сущности явлений законов музыки (стр 12 Холопов). Теория — часть искусствознания. А искусствознание входит в гуманитарные науки.

Нахождение теории музыки в системе искусствознания определяет общие методологические основания — для изучения всех искусств. С другой стороны, есть специфика изучения музыки как искусства. В частности — музыка имеет соприкосновение с точными науками. Это связано со старым. Музыка — это наука о числах и числовых соотношениях, которые находятся в звуках. Отсюда специфика методологии. На протяжении истории были разные методы. Форма — может быть математический аспект. Содержание — герменевтика [1] (искусство толкования художественного произведения..). Содержание исследовалось в тесной взаимосвязи с формой.

 

Понятие теории музыки в различных оппозициях.

Общее определение было — система знаний об общих законах. Несколько оппозиций.

1. Теория и практика. Теория — все музыкознание в целом. Практика — исполнительство и композиторство.

2. Теория и история музыки. Здесь теория — рассмотрение внутренней логической структуры муз явлений (предельная временная абстракция — гармония, форма). История — выявление конкретных музыкально-исторических фактов и процессов. Во всей их совокупности.

Эти понятия связаны с этимологией. Теория — "рассмотрение". Предполагалось рассмотрение внутренней природы вещей. История — рассказ. История — база для теории музыки.

3. Теория — педагогика (методика).

Теория — высокая наука. Педагогика — теория опустилась в муз практику.

4. Теория и музыкальная эстетика. Теория объясняет явления как музыкальные концепции (технич конкретности). Эстетика — род духовно-чувственного опыта. Но все это взаимосвязано.

5. Теория и эмпирия [2]. Теория предполагает объяснение явлений — к ней относится научное творчество, а учебная методика, сольфеджио, преподавание — область эмпирии. Эмпирия — описание (фиксация).

 

Проблемы периодизации.

Периодизация следует периодизации общей истории (общества), истории музыки, истории философии и науки в частности.

Холопов выделяет три периода с наложениями.

А. Древность — вплоть до Боэция включительно

B. Средневековая наука — вплоть до конца 16 века. Верхняя граница — начало Нового времени (то есть по 16 век). Определяется как христианская наука. Вся методология покоится на основателях. Конец 16-начало 17 — рубеж нового времени. Кирхер, Мерсенн — они выходят за эти границы. Это сумма всей средневековой ренессансной теории.

C. Новое время. В рамках нового времени выделяется период Новейшего времени. У нас было от 17 года. Сейчас — скорее с середины 20 века.

Внутри каждого периода есть подпериоды.

Критерии музыкально-исторические (смена стиля). Деление на части как временные периоды — условно. Пласт B начинается раньше, чем заканчивается пласт A. все это скорее не временные отрезки, а фазы.

И мировоззренческие.

Новое время — прогрессирующий оптимизм...

Это глобальная периодизация.

 

+2.Древнегреческая теория музыки. Общая характеристика. Творцы теории музыки. Понятие музыки (мусике), гармонии, теория числа.

· Возникла не на пустом месте… вобрала в себя достижения Вавилона и Египта.

· Это бурный скачок мысли.

· Автономное искусство звуков в древнегреческой теории отсутствует — то, что мы называем музыкой.

· Была двойственность: и дар богов и осмысление числовых первоначал музыкальной гармонии Пифагором.

· Основатель древнегреческой теории — Пифагор (6 век до н.э.). к Пифагорейской школе относятся: Гиппас, Филолай, Архит, Евдокс (совместно с Платоном разработал теорию золотого сечения). Можно вспомнить историю Пифагора с кузницей — удары молотков.

· Платон и Аристотель — затрагивают в ряде работ вопросы теории и эстетики музыки. Платон разделял пифагорейскую концепцию числа. См.диалог «Тимей». Аристотель — работы, где есть разделы о музыке: «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «О душе», «Риторика».

· Птолемей — трактат «Гармоника» в 3-х книгах. Сравнение с другими проявлениями гармонии — в душе человека, движении небесных сфер.

· Два направления: пифагорейское и аристоксеновское.. пифагорейское больше связано с числами. У Аристоксена решающая роль — слуховое восприятие.

· Аристид Квинтилиан — трактат «О мусическом искусстве» (в трех книгах). Первая книга: определения музыки, разделы по гармонике, метрике. Вторая — роль музыки в жизни человека и ее воздействии на душу. Третья — теория числа. И действие числовых законов.

· Есть еще работы Клеонида, Бакхия, Алипия.

· В греческих текстах говорится о связи музыки с медициной, религией, этикой, политикой, поэзией. Мусические же науки не тождественны музыкальной науке в нынешнем смысле.

Теоретическая жизнь ставилась выше практической. Bios Theoreticos — понятие Аристотеля. Он и его подвижники считали теоретическое знание выше практического. Musicus — не музыкант-исполнитель. Это теоретик, то есть знаток музыки.

ЭТОС — важное понятие. В переводе с греческого — это "нрав", "характер". Отсюда — этика. Этос музыки — это эмоционально-нравственное значение музыки, ее стиля, жанра. Это с ритмов, поэтических стоп. В современности — связывается с содержанием. Учение — социологическая проблематика. Это учение было во всех древних цивилизациях. Оно основано на глубоком убеждении древних, что музыка — это магия. Отсюда мифы на эту тематику.

Это учение было тесно связано еще с психологией. Было слово "Психея" — находилась между музыкальной теорией и психологией. Основной постулат: музыка — это средство исцеления душевных страданий. Аристид Квинтилиан — трактат носит широкий характер. Люди, тянущиеся к музыке — душевно больные. В эстетике минимализма есть стремление вернуться к пониманию древних.

Аристид Квинтилиан пишет о том, то душа — часть мировой души. Так как имеет способность к самопознанию. Есть связь с космологией. Соответственно душа имеет двойственную природу: страсть и разум. Большое значение имело лечение от уныния.

По мере движение к новому времени — теоретики Нового времени воспринимали древних греков как каких-то чудаков. То есть они владели какими-то ключами, которые были позднее утеряны. Есть такая точка зрения, то миф — отражение истории.

Понятие Гармонии было широко разработано.

Было несколько аспектов: общеязыковой, бытовой. Было значение "гвоздя". Мифологический аспект — миф о гармонии как дочери…. Было много мифов смежных — о космосе и хаосе. Космос — антоним хаоса (порядок, строй). Космос — гармонизировано упорядоченный хаос.

Философский аспект гармонии. Гераклит — гармония — единение противоположностей. Соединение и согласие различного. Гераклит делает замечание и о гармонии в музыке. "Сочетание звуков высоких и низких". Примешивается понятие протяжности ритма. Широкое понятие гармонии близко понятию и ритма тоже.

Космологический аспект. Известен. Единство и взаимопроекция микрокосма (человеческая душа) и макрокосма. Теория гармонии сфер: метафизический и материальный аспекты. В первом аспекте подразумевалась идея гармонии, которая лежит в основе мироздания. Плавное течение времени, чередование восхода и захода солнца, смена времен года.

 

Боэций разработал теорию трех музык.

Материальный аспект — астрофизиеский. Было убеждение в том, что небесные тела порождают реальную музыку. Это убеждение выросло из того, что любым источником звуков является движение. Предположить, что они движутся без звука, никто не мог. Боэций считал, что каждая планета издает свой звук. От ля большой до ля малой октавы — небесный гектахорд. Солнце — звук ре. Ля большой — луна. У Платона в "Диалоге теней" другие раскладки. Были и сомнение в том, что небесные сферы могут издавать звуки. Объяснение того, что мы не слышим — мы привыкли к этому шуму. Атрофировалось восприятие. Второе объяснение: звук с рождения свойственен, мы его не отличаем от тишины. Третье объяснение — музыку сфер слышат только избранные.

Сейчас есть такое исследование — каждый атом издает волны — их компьютерным образом можно перевести в звуковое пространство. В Средневековье идея гармонии сфер была христианизирована. Под музыкой сфер стали понимать пение ангела во славу бога.

Музыкально теоретический аспект понятия гармонии. Платон: "Гармония — это порядок при сочетании высоких и низких звуков. Тот же Платон определил ритм как порядок в движении".

Гармонией также назывались виды октавы. Дорийский вид октавы, фригийский. Гармония-напев. Это связано с тем, то понятие лада и гармонии тесно связаны.

Теория числа и пропорции. Пифагорейцы разработали эту теорию и в отношении музыки. Ход рассуждения: пропорция присуща любому искусству. Сама пропорциональность строится на числовых отношениях. Стало быть, число ответственно и за отношения в музыке. Как говорит Малышев — единой теории числа не существует. Считается, что это функция сознания.

Учение об интервалах и о числовых соотношениях, которые лежат в основе. Интервал как отношение двух чисел — связь с физическими параметрами (число колебаний, длина струн). Первые четыре числа — дают консонансы. Эти числа они обожествили. Все остальное рассматривали как диссонансы.

 

+3.Греческая гармоника. Разделы гармоники

Греческая гармоника.

 

1. Так как музыка одноголосная, то и учение о гармонии — учение о монодических ладах.

2. Кроме гармоники в теорию входили ритмика, метрика, органика (инструменты), учение о нотации.

3. Гармоника – это теоретическая и практическая дисциплина о природе музыкального построения. Музыкальное построение же — это слаженность звуков и интервалов, организованных в определенном порядке…

4. Гармоника состоит из 7 разделов. Ее называли семичастной: звуки—интервалы—звукоряды—роды—тоны—метаболы—мелопея.

·1.О звуке как о таковом. О его отличие от музыкального. Звуки различали музыкальные и немузыкальные.

·2.Учение об интервалах — диастема (то же, что и интервал). Названия: гомофон, гемитон, тон, тригемитон, дитон, диатессарон, тритон, диапента, тетратон, тетратон с гемитоном, пентатон, пентатон с гемитоном, диапассон. Некоторые названия изменили значение — диапасон превратился в диапазон…

·3.Учение о системах (sistema). Система — звуковая система от трех и более звуков. Была универсальна система — весь звуковой диапазон от ля до ля. Различались полные звукоряды: больший (две октавы) и меньший (ундецима). Вспомнить названия большего: нета,паранета, триа, нета, паранета, трита, парамеса, месса, лихана, парипата, гипата, лихана, парипата, гипата, просламбаномен. От ля низ до ля… система может быть представлена на любом высотном уровне. Внутри тетрахордов посторяются модальные функции. Внутри тетрахордов функциональная подобность.

·Учение о родах. Роды — по-гречески "генос". Это учение о родах интервальных систем. В каком-то смысле это учение — учение о типах ладовых систем. Тетрахорд — первый классический звукоряд. Роды — это определенные типы интервальных сочетаний (диатон, хрома, энармон — вообще с четвертитонами и увеличенной секундой). После это вылилось в 7 главных родов. Основа — тетрахорды (гестоны — краевые неизменные тоны, кинумены — изменяющиеся внутренние)

·Учение о тонах или транспозиционных гаммах. Это транспозиция двухоктавной системы. Связь с кифарой. Было несколько систем транспозиций. Одна — приписывается Аристоксену — 13 гамм по полутонам в объеме 2-х октав. У Птолемея и Боэция — 8 гамм.

·Учение о метаболе (изменение, переход). Смена лада и рода. Смена метра поэтического. Может быть метабола по метру, по роду, по этосу….

·Учение о мелопее. Мелопея — строение мелоса. Аналог учения о музыкальной композиции (сочинение песен, по сути — одноголосие). Учение о ритмопее. Была и инструментальна музыка.

 

В Средневековье было осознание лада. Функционально и звукорядно.

Звукорядный аспект осмысления. На первый план выдвинулась теория видов квинт (4 вида) и кварт (3 вида). Воспользовались инструментарием древнегреческой теории. Ступень B-H — двойственна. Осталась как наследство древних греков. Наследство разных гексахордов. Другой вариант — разделенные. Не было идеи хроматизма в чистом виде. Это разные тетрахорды.

Что касается функциональности — финалис (главный тон лада) и реперкусса — как тон. Это втора ладовая опора. Местоположение реперкуссы было не всегда доминантой.

Муз Энц — Средневековые лады.

Система наименований. Новая система. Лады классифицировались по парам. Связь с концепцией октоиха. 8 ладов. Но в начале 4 исходных. В диатоне возможно только 4 вида квинты — отсюда 4 основных ладов.

Идея 8 видов блаженств. Символика числа 8 как полноты. 8 концов креста. Лады нумеровали от 1 до 8.

Гвидо Аретинский. Его деятельность падает на высокое Средневековье. Его деятельность обобщает Каролингский этап (8-9 века, Хукбальд, Псевдохукбальд и другие). + он развивает этот этап.

Несколько слов о биографии.

Musica latina — Лебедев, Поспелова. Там есть перевод письма брату =Михаилу. Презентация антифонария в новой системе. Неизвестны точные даты жизни (990/999 — 1050/1033). 1033 — Конец понтификата папы Иоанна 19 (после него нет упоминании о Гвидо). Помпозский период — первый период. Он был монах-бенедиктинец. Организовал группу соратников. Брат Михаил был там правой рукой. Они полностью переписали антифонарий. По новой линейной системе нотации. Видимо, он переписал это с учениками. 10 лет требовалось, чтобы выучить григорианский репертуар (с голоса учителя). Но Гвидо разработал такую систему, которая позволяла выучить за 2 года.

Но Гвидо и Михаил были изгнаны (логично).

Они переезжают в Ареццо. И в этом городе он получит признание. Запишется к Теодальду. Здесь напишет, или закончит все свои произведения. Годы: 1025 год (когда перебирается в Ареццо). Есть сведения, что умер где-то в окрестностях.

НАСЛЕДИЕ (все трактаты — 20е)

Пролог к Антифонарию. Это предисловие к тому антифонарию, который он переписал по новой нотации. Он объясняет, как нужно петь по его нотации.

Западная нотация 11-14 веков, Москва 2003 (в приложении есть перевод).

В трактате пишет о том, что ученики тратят много времени на то, чтобы выучить с голоса...

Реформа:

Использует достижени предшественников — нотный стан. До сих пор было только две линейки: для "до" и "фа". Он прибавил для "ля". Нотация сейчас трактуется как трехлинейная. Но важно, что он объединил буквенную нотацию (до него была — по системе латинского алфавита), невменную и линейную (знаки буквенной нотации и слоги текста). Гвидо сажает на нотный стан не слоги текста, а сами невмы. Нельзя сказать, что его нотация противоречит невменной. Невмы никуда не исчезают. Он использует прием музыкального светофора. Он окрашивает линии. Желтый для линии "до" и красный для ноты "фа". Этот ряд греческий (двухоктавный) у Боэция получил сквозное буквенное обозначение (для двух октав — звуки других октав получают другие наименования). А у Хукбальда — вторая октава — те же буквы, но маленькие буквы.

Гвидо совершенствовал высотный принцип. Ритмическая точность — конец 13 века.

 

Второй трактат. "Правила ритмические". Это парафраз предшествующего трактата, но в стихах.

 

Третий трактата. "Микролог". Название — греческое. Маленькое учение. Учение органума. Рассматривается звуковая система. Не такой новаторский.

 

Гвидо характеризует квинтовый органум как резкий. Оптимальное созвучие у него и кварта и секунда — диссонанс свободен. Главное — разнообразие интервалов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.036 с.)