Учение о трех родах музыки и трех видах гармонии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о трех родах музыки и трех видах гармонии.



1. Мировая гармония. Порядок мироздания начинается с небесного порядка. 7 небесных светил соответствуют семи струнам лиры. Было убеждение в том, что небесные тела порождают реальную музыку. Это убеждение выросло из того, что любым источником звуков является движение. Предположить, что они движутся без звука, никто не мог. Боэций считал, что каждая планета издает свой звук. От ля большой до ля малой октавы — небесный гектахорд. Солнце — звук ре. Ля большой — луна. У Платона в "Диалоге теней" другие раскладки. Были и сомнение в том, что небесные сферы могут издавать звуки. Объяснение того, что мы не слышим — мы привыкли к этому шуму. Атрофировалось восприятие. Второе объяснение: звук с рождения свойственен, мы его не отличаем от тишины. Третье объяснение — музыку сфер слышат только избранные.

2. Человеческая гармония. Это многообразная гармония в человеке. Вроде гармонии души и тела. Пересечение с медициной — что было и у древних греков.

3. Инструментальная гармония. Этой сфере в основном трактат и посвящен. Эта музыка понимается как просто звучащая + производимая человеческим голосом или инструментом. Сам человек — частица космоса и его музыка моделирует космическую.

Musicus

По Боэцию это не просто музыкант, скорее музыкант-философ. Есть сочинители, есть исполнители, а есть музософы (как философы). Они имеют суждение о теоретических вопросах. И этот музикус должен заниматься не только звучащей музыкой, но и мировой.

Гармония и число.

Философия числа есть в его «Наставлениях в арифметике» — исходит от философии неопифагорейца Никромаха из Герасы.

В основе единица. Число — это «собрание единиц». Римские цифры — наглядно это показывают.

Также числа могли представать в виде геометрических фигур. Тройка — треугольник. 4 — квадрат.

Единица — мужское начало. Двойка — (размножение) — женское. Своеобразная теория разницы четного и нечетного числа.

Квадривий.

Математические величины могут быть непрерывные (массы) и прерывными, дискретными (множества). Непрерывные: неподвижные (земля, квадрат, круг — занимается геометрия) и подвижные (мировой шар, вращение с постоянной скоростью — занимается астрономия). Среди прерывных есть самостоятельные числа (арифметика) и соотношения (2:1 и т.д. — это и есть музыка).

Музыка — как математическая наука. Вся эта концепция восходит к грекам.

Учение о пропорциях.

Исходит из того, что музчка — наука о соотношениях чисел.

Арифметическая пропорция: условие равенства разности. 1:2:3, 1:3:5. По этому закону выстраивается обертоновый ряд.

Геометрическая пропорция: условие равенства отношений. 1:2:4. Или 1:3:9. Эта пропорция лежит в основе метрической симметрии (квадратности).

Гармоническая пропорция: равенство отношений между разностями смежных членов и отношением крайних членов. 3:4:6. (4-3):(6-4) = 3:6.

Гармоническая пропорция — инверсия арифметической. Эта инверсионность подчеркивалась Царлино при определении соотношения мажорного и минорного трезвучий — он обосновал минорное трезвучие задолго до появления минора.

 

+5.Музыкальная теория Средневековья. Общая характеристика, периодизация, источники, ладовая теория.

ü Все Средневековье принято делить на два больших периода: Темные Века (5—10 века) и Высокое Средневековье (10—13 века).

ü Новая Европа объединилась под эгидой Христианства. Это — стимул для развития культуры. Сначала христианство было катакомбной, гонимой религией.

ü С одной стороны по мысли отцов церкви музыка не должна отвлекать от сути храмового действа. Больша ячасть — пение псалмов. Но музыка считалась и смягчающим средством — чаша с медом.

ü Директивы церкви: никаких родов, кроме диатона; нет моторным ритмам, нет инструментам, запрет на многоголосие (долгое время), Недопущение женщин к отправлению культа, предписание использовать новую нотацию.

ü Периодизация:

ü 1. Переходный от античности — основная сфера деятельности заключена в переводе музыкальной теории на латынь и ее частичная адаптация в новых исторических условиях. Августин Блаженный, Боэций, Кассиодор.

ü 2. Патристика — доктрины Отцов Церкви.

ü 3. Каролингский этап (8—10 века)… расцвет империи Карла Великого. Рационализация музыкальной теории. Появляется ладовая теория октоиха, теория раннего многоголосия, теория нотации. Алкуин, Хукбальд.

ü 4. Высокое Средневековье. 11—13 века. Раскол церкви на Западную и Восточную. Немного ранее — Крещение Руси. Гвидо Аретинский.

ü 5. Теория Арс Антиква. Нотр-Дам. Появление ритмических модусов. Признание терции консонансом (несов).

ü 6.Теория Арс Нова. Развитие. Реформа мензуральной системы. Витри, Иоганн де Мурис, Маркетто Падуманский. Расщепление гармонии на гармонию в одноголосии и многоголосии у Вальтера Одингтона.

ü 7. Ренессансная теория 15—16 веков. Тинкторис. Глареан. Джозеффо Царлино, Вичентино. появляются консерватории — в Неаполе в 15 веке.

ü Общие черты средневековой музыки:

ü Теологичность. Все теоретики, как правило, монахи. Теоцентричность.

ü Латиноязычность.

ü Математичность. Музыка трактовалась в продолжении пифагорейской традиции.

ü Ладовая теория.

ü Были выработаны многие понятия, которые потом перейдут в дальнейшее музыкознание.

ü Древнегреческая теория была в ходу — осмысливали при помощи старых достижений. особенно звукорядный аспект. Двухоктавный полный звукоряд есть. Обозначение буквами ступеней (большими и малыми).

ü Новые катеории: финалис, реперкусса, иниций — функциональная жизнь в условиях октоиха.

ü Два этапа модальной теории: ранняя и поздняя (от 11 века). Ранняя – предельная связь с практикой, слабая теория. Поздний — теория на высоком уровне. Здесь каждый из 8 ладов характеризуется по критериям: интервальная структура, финалис, амбитус, принципии (начальные звуки). На раннем этапе не оформились финалис, амбитус, реперкусса.

ü Ноэаны — настройки-формулы, для настраивания на лад. Позже распространились мнемонические формулы на латинский текст (10-11 века). Новое то, что выбор текста стал определяться наличием в самих текстах числительных, соответствующих номеру лада.

ü В основе системы октоиха — 4 способа заполнения квинты с разным положением полутона.

ü Возникает доктрина о 4-х исходных греческих ладах: прот, девтар, трит, тетрард — они разделились на 8 латинских с присоединением плагальных. Была в ходу номерная система обозначения ладов.

+6.Музыкально-теоретическое наследие Гвидо Аретинского. Реформа нотации, метод сольмизации, литерафония.

Гвидо Аретинский. Его деятельность падает на высокое Средневековье. Его деятельность обобщает Каролингский этап (8-9 века, Хукбальд, Псевдохукбальд и другие). + он развивает этот этап.

Несколько слов о биографии.

Musica latina — Лебедев, Поспелова. Там есть перевод письма брату =Михаилу. Презентация антифонария в новой системе. Неизвестны точные даты жизни (990/999 — 1050/1033). 1033 — Конец понтификата папы Иоанна 19 (после него нет упоминании о Гвидо). Помпозский период — первый период. Он был монах-бенедиктинец. Организовал группу соратников. Брат Михаил был там правой рукой. Они полностью переписали антифонарий. По новой линейной системе нотации. Видимо, он переписал это с учениками. 10 лет требовалось, чтобы выучить григорианский репертуар (с голоса учителя). Но Гвидо разработал такую систему, которая позволяла выучить за 2 года.

Но Гвидо и Михаил были изгнаны (логично).

Они переезжают в Ареццо. И в этом городе он получит признание. Запишется к Теодальду. Здесь напишет, или закончит все свои произведения. Годы: 1025 год (когда перебирается в Ареццо). Есть сведения, что умер где-то в окрестностях.

НАСЛЕДИЕ (все трактаты — 20е)

«Пролог к Антифонарию». Это предисловие к тому антифонарию, который он переписал по новой нотации. Он объясняет, как нужно петь по его нотации. Сетует на то, что приходится все выучивать вместе с учителем и это занимает массу времени.

Западная нотация 11-14 веков, Москва 2003 (в приложении есть перевод).

В трактате пишет о том, что ученики тратят много времени на то, чтобы выучить с голоса...

Реформа:

Использует достижения предшественников — нотный стан. До сих пор было только две линейки: для "до" и "фа". Он прибавил для "ля". Нотация сейчас трактуется как трехлинейная. Но важно, что он объединил буквенную нотацию (до него была — по системе латинского алфавита), невменную и линейную (знаки буквенной нотации и слоги текста). Гвидо сажает на нотный стан не слоги текста, а сами невмы. Нельзя сказать, что его нотация противоречит невменной. Невмы никуда не исчезают. Он использует прием музыкального светофора. Он окрашивает линии. Желтый для линии "до" и красный для ноты "фа". Этот ряд греческий (двухоктавный) у Боэция получил сквозное буквенное обозначение (для двух октав — звуки других октав получают другие наименования). А у Хукбальда — вторая октава — те же буквы, но маленькие буквы.

Гвидо совершенствовал высотный принцип. Ритмическая точность — конец 13 века.

Полный звукоряд Гвидо — 21 ступень.

Второй трактат. "Правила ритмические". Это парафраз предшествующего трактата, но в стихах.

 

Третий трактат. "Микролог". Название — греческое. Маленькое учение. Учение органума. Рассматривается звуковая система. Не такой новаторский. Звукоряды, лады, по Гвидо финалис проясняет значение ступеней лада — модальность…

Есть главы о диафонии, которая, как он говорит, «в просторечии» называется органумом.

В одноголосном построении у него складывается иерархия крупности построений: звуки—музыкальные слоги (попевки)—невмы—дистинкции. По окончании дистинкции — может быть цезура. Гвидо отмечает важность приблизительного равенства дистинкций. Описывает и явление ракохода, который по нему необходим.

 

Гвидо характеризует квинтовый органум как резкий. Оптимальное созвучие у него и кварта и секунда — диссонанс свободен. Главное — разнообразие интервалов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.011 с.)