Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тендер в свете нейропсихолингвистики
Первые открытия мозговой организации коммуникативной компетенции были сделаны, главным образом, на основе изучения мужского мозга. Большой фонд такого рода наблюдений обычно накапливался во время войн: пулевые и осколочные ранения в голову часто влекли за собой речевые расстройства - афазии. А объектами, если так можно выразиться, наблюдений были военнослужащие - солдаты и офицеры. Мужской мозг стал главным предметом исследования. Однако по мере развития пейролингвистики стали появляться и накапливаться факты, свидетельствующие о том, что речевые способности у женщин и мужчин несколько отличаются. Общеизвестно, например, что девочки начинают раньше говорить и в младших классах школы легче осваивают языковые предметы: письмо и чтение. Среди детей, испытывающих трудности в овладении грамотой, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек. Кроме того, установлено, что в среднем вербальные возможности женщин (в тенденции) выше возможностей мужчин, но зато женщины уступают им в отношении математических и «пространственных» способностей. Различия невелики, и они не проявляются всегда: можно, например, встретить болтливых мужчин и молчаливых женщин. Но в тенденции, на уровне средних показателей их можно выявить. Другие наблюдения показывают, что афазия у мужчин возникает в три раза чаще, чем у женщин. Если мужчина и женщина попадают в автомобильную аварию и получают повреждение речевых зон мозга (например, зоны Брока), то 90% мужчин утрачивают способность к речепорождению, и только 30% женщин. У остальных 70% речь сохраняется (!!!). Одним из первых, кто обратил внимание на различия в мозговом устройстве мужчин и женщин, был, американский пейропсихо-лог Герберт Лэнсделл. Свои наблюдения он сделал, наблюдая больных эпилепсией, подвергшихся операционному вмешательству в мозг. Для того чтобы уменьшить интенсивность приступа болезни, у эпилептиков хирургическим путем удалялась часть височной доли на одной стороне мозга. Предшествующие открытия функциональных особенностей мозга позволяли предположить, что в том случае, когда подобная операция будет проведена на левом полушарии, следствием будет речевое нарушение, когда же удаление части мозговой ткани будет произведено в левом полушарии, должна нару-
шиться пространственная ориентация. Так и было, но только применительно к пациентам-мужчинам. К удивлению Лэнсделла у женщин в большинстве случаев вообще не наблюдалось никаких изменений в поведении. Эти данные позволили предположить, что в женском мозге есть.физиологические механизмы, которые позволяют компенсировать утрату зрительно-пространственных и вербальных способностей. Так возникла гипотеза о билатеральном устройстве женского мозга. Её суть в том, что у женщин вербальные и пространственные функции более широко распределены в обоих полушариях, тогда как у мужчин они распределены более строго: вербальные - в левом, пространственные - в правом. Половые различия в проявлениях функциональной асимметрии мозга обнаруживаются.уже в детском возрасте. Американские нейропсихологии провели серию экспериментов с детьми в возрасте от 6 до 13 лет (всего 200 человек). Задание состояло в следующем. Испытуемый одновременно разными руками ощупывал два различных предмета, скрытых от его зрительного восприятия. После десятисе-кундного ощупывания фигур, конфигурация которых никак не связана с реальными предметами, ребенок должен был выбрать эти фигуры из шести, представленных на его обозрение. У мальчиков показатели для левой руки были значительно лучше, чем для правой; у девочек показатели для обеих рук не различались. Итак, с достаточной степенью смелости можно утверждать, что функциональные отличия между мужским и женским мозгом существуют. Если это так, то в чем причина возникновения тендерного своеобразия структуры мозга? Одно из объяснений, высказанное Дебора Вейбер, заключается в том, что женщины обычно достигают раньше физической зрелости. По мнению американской исследовательницы, скорость созревания индивида может быть связана с различиями в вербальных и пространственных способностях. Люди, рано достигающие зрелости, обладают лучшими вербальными способностями; те же, кто созревает поздно, лучше справляются с выполнением пространственных заданий. Кроме того, у рано взрослеющих наблюдается меньшая латерализация мозга, чем у тех, кто взрослеет поздно.
Другая точка зрения, которую высказал Норманн Гершвинд, объясняет различия межполушарной организации мозга мужчин и женщин особенностями пренатального роста полушарий. Во внутриутробном периоде развития организма на формирование мозговой структуры влияет тестостерон, мужской гормон. Его высокое
186 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ держание на этой стадии замедляет рост левого полушария у муж-ского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если левом полушарии замедляется процесс миграции нейронов к мес-там их окончательной локализации, то появляется вероятность воз-никновения леворукости, которая, как мы уже говорили, гораздо чаще встречается именно у мужчин. Джерре Леви высказала предположение, что в основе гендерных различий мозгового устройства лежат эволюционные факторы. В ходе человеческой истории, на ранних стадиях ее становления, муж-чина выполнял роль охотника, воина. Он постоянно совершал пере-мещения в пространстве, руководил переселением племени. Те из мужчин, кто обладал хорошими зрительно-пространственными спобностями, имели преимущество в ходе естественного отбора. Социальная роль женщин предопределяла развитие навыков, связанных с воспитанием детей, ведение внутреннего хозяйства, где социальная чувствительность, умение строить коммуникативные контакты имели большое значение. Рассмотрение гендерных отличий в свете проблем нейропсихолингвстики выводит нас к серьезным педагогическим проблемам, мы уже говорили о том, что в начальной школе легче и лучше учатся девочки. Среди мальчиков много двоечников и «трудных» пей. Но если мужчинам, добившимся выдающихся результатов в искусстве, литературе, политике, науке, задать вопрос о том, как они учились в школе, выяснится, что мало кто из них был отличником. В чем причина такого несоответствия? Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развиты физически, они же обычно демонстрируют более высокий уровень языковой компетенции. Они «забивают» мальчиках в ответах на уроках. Однако, как правило, ответы эти более однообразны и стереотипны. Среди мальчиков вариантов индивидуальности гораздо больше. Мальчишки мыслят более нестандартно, но их внутренний мир часто скрыт, т.к. он не может пока еще предстать в словах, дискурсах. В качестве иллюстрации отличий в женском и мужском мышлении приведем пример из книги нейропсихологов В.Д. Еремеевой и П. Хризман: «... детей на занятии спросили, для чего можно ис-пользовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности - конечно, чтобы построить дом. Дальше девочки подняли руки, и началось... Из кирпича можно построить «гараж», «а еще забор», «а ещё са-рай»... Наконец, тема строительства исчерпана.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЛИЧНОСТЬ Поднимает руку мальчик: «Кирпич можно положить в ведро, когда мама солит грибы - для тяжести». Новая версия. Опять лес рук девочек и самые разные предположения о том, где можно использовать кирпич в качестве груза. Опять исчерпали тему, и снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки опять подхватывают эту версию и дают разные рецепты спасения от пожара с помощью кирпичей, И опять мальчики: «Можно их бросать, как снаряды» и т.д.» [Еремеева, Хризман 2001: 24].
Графологи говорят, о том, что существуют отличия в женском и мужском почерках. Женский почерк более правильный, красивый, стандартный. Почерк мужчин чаще неправильный, размашистый, индивидуально-оригинальный. В школьной педагогике общеизвестным считается то, что девочки превосходят мальчиков в выполнении вербальных заданий. Но, если в качестве критерия тендерного различия взять не моторную реализацию дискурса, которая составляет, как мы помним, финальную стадию процесса порождения высказывания, а весь процесс речевой деятельности, то окажется, что глубинные стадии речевого мышления у мальчиков (а позже - мужчин) развиты лучше. Та сторона речи, которая связана с поиском нового решения, стилистически разнообразного оформления замысла, лучше представлена у представителей сильного пола. На элементарном уровне она проявляется даже в решении кроссвордов. Педагогической проблемой становится не только то, что мальчики и девочки в речевом, интеллектуальном и эмоциональном отношении отличаются друг от друга, а то, что воспитанием в нашей стране главным образом занимаются женщины - мамы, учителя, воспитатели. Приведем еще одну цитату из книги В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман. «Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. (...) Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа» [Там же: 34-35].
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.009 с.) |