Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевое мышление в свете нёйропсихолингвистики 107
Он представлен двумя подуровнями - смыслообразующим и формулирующим. Смыслообразующая стадия формирующего уровня «образует и развертывает общий замысел говорящего, формируя смысловую канву высказывания». Он «связан именно с формированием смысла высказывания, или с тем, что называется семантической записью» [Там же]. Фаза смыслообразования, по мысли И.А. Зимней, соотнесена с программированием будущего высказывания, в начальной стадии которого появляется замысел будущего дискурса. А.И. Новиков считает, что «замысел - информационное образование, еще не закрепленное в определенных словах и рассчитанное на задуманное воздействие» [Новиков 1983: 107]. С замыслом сопоставимо понятие темы, которая представляет собой свернутое содержание, и «формируется на одном из этапов понимания текста. Хотя тема может и не совпадать с замыслом, тем не менее, в определенной степени она эксплицирует его. Будучи сверткой, тема всегда может быть развернута в полный связный текст, внутренняя форма которого по своей структуре должна быть близкой к внутренней форме исходного текста, несмотря на различие их внешних форм. Такая содержательная близость этих текстов является критерием правильности выделения темы, а значит и замысла автора» [Там же: 23]. На второй, формулирующей стадии формирующего уровня происходит лексическое, грамматическое и артикуляционное оформление высказывания. Обе эти фазы речепорождения - неразделимо связаны друг с другом. «Первая фаза может быть уподоблена устройству, программирующему грамматическое оформление свернутых опорных форм слов, а вторая является собственно грамматическим развертыванием высказывания (или грамматическим структурированием в узком смысле этого слова)» [Там же: 96]. Наконец, третий - реализующий уровень речепорождения - «это уровень собственно артикуляции (произнесения) и интонирования» [Там же: 97]. Концепция формирования высказывания, на которой базируется настоящее исследование, представлена в книге [Горелов, Седов 2004]. Мы выделяем следующие стадии превращения мысли в дискурс: 1. Высказывание стимулируется мотивом данного акта речевой деятельности (Для чего, с какой целью я говорю?), а предварительно у говорящего должна быть сформирована установка на общение в целом (ее нет, например, во сне).
108 РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ Иногда мотив очевиден: мы испытываем голод и просим бабушку (или маму) нас покормить; у нас па лекции не пишет ручка и мы просим у соседа одолжить ручку или карандаш. Однако иногда мотив не только не очевиден, но и не ясен самому автору речи. Некоторые наши высказывания (как, впрочем, и некоторые наши поступки) мы не можем объяснить самим себе. Мы торопимся высказать свое мнение, а потом жалеем о содеянном; нам кажется, что мы режем правду-матку, а на самом-то деле мы стараемся показать себя; мы выкрикиваем на лекции, пытаясь уточнить мысль преподавателя, а настоящим мотивом нашего высказывания является расположение симпатичной блондинки на соседнем ряду и т. д. и т. п. 2. Первичная стадия формирования высказывания - стадия коммуникативного намерения, которое реализуется прежде всего в виде готовности/неготовности, желания/нежелания вступать в коммуникацию. В случае такой готовности у говорящего появляется настрой на определенную типичную ситуацию социального взаимодействия людей - на конкретный речевой жанр, будь то жанр приветствия, комплимента, ссоры, доклада, болтовни и т. п. На ЭТОМ этапе говорящий не знает, о чем он будет говорить. В зависимости от конкретной ситуации социального взаимодействия у него (часто на подсознательном уровне) формируется общая эмоциональная установка на определенную интонационную тональности коммуникации, модальность речи (на кооперативное или конфликтное общение, на понимание или коммуникативный саботаж и т. п.). В этой же стадии в сознании говорящего образуется представление о цели (интенции, иллокуции) будущего высказывания (На какой тип общения я настраиваюсь?). 3. От коммуникативного намерения процесс переходит к моменту формирования смыслового содержания будущего высказывания (Не только «для чего», но и «что именно буду говорить», начну с вопроса или с констатации?) в УПК (по Жинкину). Это стадия общего замысла. На этом этапе речепорождения говорящий знает, о чем он будет говорить, но еще не знает как. Чем сложнее информативное наполнение будущего высказывания (дискурса), тем менее ясно автору речи, как оно будет разворачиваться и какие внешние формы примет. Здесь формируется целостная (может быть, пока еще неотчетливая, диффузная) семантическая «картина» будущего высказывания: смысл, семантика уже есть, а конкретных слов и синтаксических структур еще нет.
4. Сформировавшаяся внутренняя программа (замысел) начинает трансформироваться: начинает работать механизм перекоди- РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ 109 ровки, перевода смысла с языка образов и схем на конкретный национальный язык - язык значений. Здесь появляются первичная вербальная запись будущего высказывания: ключевые понятия, предложения обрывки фраз, которые несут ядерный (рематический) смысл. Первичный словесный конспект будущего высказывания, который возникает в сознании человека, наполнен личностными смыслами: первые вербальные образования (если их озвучить) понятны только самому говорящему.. 5. Дальнейшее формирование речи представляет собой разворачивание ядерного смысла (темы) в построенное в соответствии с психолингвистической нормой текстовости речевое целое. Именно здесь происходит то, что Л. С. Выготский называл «совершением мысли в слове». Мы должны еще раз подчеркнуть, что всякое речевое высказывание - будь то предложение или текст - именно формируется, порождается, а не переходит «в готовом виде» из мысли в речь. 6. При этом сначала образуется синтаксическая схема будущего высказывания. «Внутренние слова», т. е. значения слов уже становятся «прообразами» слов внешних и занимают постепенно «свои» синтаксические позиции. 7. Следующая стадия речепорождения - грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики, после чего: 8. Реализуется послоговая моторная программа внешней речи, артикуляция. Рассматривая в свете теории взаимодействия мозговых полушарий процессы порождения и понимания речи, мы можем наполнить нейропсихолингвистическим содержанием описанные главе модели. Так, мотив располагается за пределами сознания. Мотив апеллирует к обоим полушариям: он может быть вполне осознанным и контролироваться аналитическими усилиями левого полушария; но зачастую мотив - результат деятельности нашего подсознания и тогда его воздействие больше направлено в правое полушарие. Однако в любом случае мотив запускает механизм речепорождения. Порождение речи начинается в правом полушарии, где на первом этапе начинается формирование коммуникативного намерения. Здесь возникает готовность вступить в коммуникацию или же нежелание общаться; здесь появляется эмоционально окрашенная тональность, неясная самому говорящему цель. На этой же стадии появляется установка на конкретный тип социального взаимодействия, на типическую коммуникативную ситуацию.
110 РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ правом же полушарии появляется замысел. Он возникает в виде диффузного гештальта, который имеет характер смутного представление о цели и общем содержании будущего высказывания, когда говорящий в самых общих чертах знает, о чем он будет говорить, но не знает, как он реализует замысел в речь. В правом же полушарии замысел постепенно начинает оформляться в знаковом материале УПК (диффузный гештальт начинает приобретать более или менее видимые контуры в образах, схемах, фреймах воображаемых ситуаций). Эта первичная эмоционально окрашенная запись еще не имеет четкой линейной структуры. При этом в ней совершенно отсутствуют пока еще знаки национального языка.
Дальнейший этап запускает механизм перекодирования содержания высказывания с УПК на национальный язык. Этот процесс начинается также в правом полушарии. Здесь происходит переодевание мысли, ее перевоплощение с использованием ресурсов право-полушарной грамматики (появляются элементы структурирования на уровне темарематического членения, возникает интонация, конкретная лексика и т.п.). Затем к этому процессу подключается левое полушарие, которое добавляет недостающий синтаксический и лексический материал, имеющий пока еще характер личностных смыслов, понятных только говорящему. Усилиями левого полушария мозга первичный конспект будущего высказывания разворачивается в связный текст. Под руководством передних речевых зон левого полушария происходит выбор синтаксических схем и моделей предложений. Только потом эти схемы наполняются лексикой, подбор грамматического одеяния для которой происходит под руководством задних отделов левого полушария. Наконец, левое полушарие осуществляет процесс послоговой артикуляции, контролируя соответствие звукового облика слова фонематическим требованиям. Процесс «переодевания» мысли в слова проходит под неусыпным контролем обоих полушарий. При этом левое полушарие следит за формально-грамматическим оформлением дискурса, исправляя и корректируя неверные употребления лексики, морфологических форм, неверное построение синтаксических конструкций. Правое полушарие контролирует смысловое содержание, постоянно сверяя полученные результаты с исходным замыслом и реальной действительностью, которая стоит за текстом. РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ В СВЕТЕ НЕЙРОПСИХОЛИНГВИСТИКИ 111 На схеме 3 покажем последовательность операций речевого мышления и степень участия в нем разных полушарий мозга. Схема 3. Мотив
Правое полушарие Коммуникативное намерение Замысел Первичная запись в УПК Начало перекодирование с использованием элементов пра- вополушарной грамматики Продолжение процесса перекодирования. Начало разворачивания замысла в текст
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.013 с.) |