Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок обращения ЛС, изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента в рамках таможенного союза ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Главной задачей обращения ЛС, изделий медицинского назначения, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента в рамках ТС является гармонизация их нормативного правового обеспечения[13,14,16]. Закон «О лекарственных средствах». Основополагающим нормативным правовым актом в РБ и Республике Казахстан, регулирующим обращение ЛС, является Закон «О лекарственных средствах», в Российской Федерации – Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Закон Российской Федерации более детально излагает требования к обращению ЛС, ИМН, медицинской техники и других товаров аптечного ассортимента. Распространяется также на ветеринарные средства. Закон Республики Казахстан распространяется на ЛС, ИМН и медицинской техники; Закон РБ – только на ЛС. Государственная фармакопея. Все три государства ТС имеют Государственные фармакопеи. Государственная фармакопея РБ, первый том которой вышел в 2006 году, состоит из трех томов. Первый том Государственной фармакопеи РБ содержит обязательные стандарты и положения, регламентирующие качество ЛС: общие статьи на методы анализа, контейнеры, реактивы, общие тесты, общие статьи на лекарственные формы, определение сравнительной биодоступности и биоэквивалентности генерических ЛС. Второй том содержит реактивы, общие статьи на лекарственные формы, частные статьи на субстанции для фармацевтического использования и лекарственное растительное сырье. Третий том содержит обязательные стандарты и положения, регламентирующие качество ЛС, общие статьи на методы анализа, реактивы, общие статьи на лекарственные формы, частные статьи на субстанции для фармацевтического использования и лекарственное растительное сырье. Государственная фармакопея Российской Федерации, первая часть которой вышла в 2007 году, вторая – в 2010, будет состоять из пяти частей. В первой части описаны общие положения, методы анализа, требования, предъявляемые к фармацевтическим субстанциям, и фармакопейные статьи на субстанции. Во второй части Государственной фармакопеи XII издания содержатся общие статьи, физические и физико-химические, химические, общие методы анализа, фармакопейные статьи и фармако-технологические испытания.
Государственная фармакопея Республики Казахстан состоит из 2 томов. Первый том содержит общие фармакопейные статьи. Второй том включает частные фармакопейные статьи (монографии). Государственные фармакопеи РБ и Республики Казахстан гармонизированы с Фармакопеей Евросоюза, в то время как Государственная фармакопея Российской Федерации ориентирована на фармакопею Соединенных Штатов Америки. Предстоит огромная работа по выработке единых требований к качеству лекарственных средств, фармацевтических субстанций, лекарственного растительного сырья. Надлежащая аптечная практика. РБ второй на постсоветском пространстве приняла Надлежащую аптечную практику в 2006 году. В Республике Казахстан Надлежащая аптечная практика вступила в силу с 1 января 2008 года. В Российской Федерации требования к аптечным организациям и розничной реализации лекарственных средств регулируются отраслевым стандартом ОСТ 91 500.05.0007 – 2003 «Правила отпуска (реализации) ЛС в аптечных организациях». С принятием Закона «О лекарственных средствах» и Надлежащей аптечной практики в РБ аптечные пункты и киоски реорганизованы в аптеки четвертой и пятой категории. В Российской Федерации сохранились аптечные пункты и киоски, имеются аптечные магазины; в Казахстане к аптечным организациям относятся аптеки, аптечные пункты, магазины медицинской техники и изделий медицинского назначения, магазины оптики. Все аптеки РБ классифицированы на пять категорий. Регламентированы требования к площадям аптек, помещениям и зонам, входу в аптеку. Обязательным является наличие зоны обслуживания. В России минимальная площадь аптеки составляет 60 кв.м. В РБ минимальная площадь аптеки зависит от ее категории (100, 60, 20 и 15 кв.м). В Надлежащей аптечной практике Казахстана минимальная площадь аптеки не указывается. Необходимо отметить, что Надлежащая аптечная практика Казахстана наиболее приближена к международным стандартам в части основных направлений в работе аптек: пропаганда здорового образа жизни и укрепление здоровья, рациональное использование ЛС, взаимодействие врача, провизора и пациента, забота о здоровье пациента (фармацевтическая опека).
Регистрация лекарственных средств. Сложным вопросом является регистрация ЛС. В каждой из стран разработана своя схема проведения клинических испытаний и допуска ЛС на рынок. Объединить порой весьма отличные друг от друга требования в единую схему – процесс очень трудоемкий и требующий большого количества времени. В настоящее время эксперты больше всего склоняются к модели, существующей в Евросоюзе. Она предполагает создание единого наднационального органа, регистрация ЛС в котором будет действительной для всех сторон ТС. При этом каждая страна сохранит возможность проводить собственную регистрацию ЛС по упрощенной схеме. Предлагается ввести единые требования к регистрационным документам, создать единую электронную базу для регуляторных органов и единый электронный межгосударственный реестр ЛС. Акцентируется внимание на необходимости взаимного признания результатов доклинических и клинических исследований и регистрационных удостоверений. В этом случае в рамках ТС будет обеспечено свободное обращение ЛС. Ввоз лекарственных средств. На период до гармонизации законодательных актов и стандартов в сфере обращения ЛС введено лицензирование импорта ЛС и фармацевтических субстанций, а также экспорта/импорта органов и (или) тканей человека, крови и ее компонентов и фармацевтических субстанций. В связи с этим, в рамках ТС с 1 января 2010 года взамен письма–согласования на ввоз ЛС и фармацевтических субстанций выдается лицензия, представляющая право на импорт ЛС и фармацевтических субстанций, по единой форме для всех стран–участников. В России выдачей лицензий занимается Минпромторг, в Беларуси - Минторг, в Казахстане - МЗ. В Казахстане и Беларуси раньше лицензии получать не надо было. По просьбе России, Казахстан и Беларусь согласились и у себя временно (на два года) ввести лицензирование. ИМН и медицинская техника не включены в Единый перечень товаров, соответственно, при ввозе указанных товаров лицензия на импорт не требуется. Контроль за качеством лекарственных средств. В Беларуси налажен жесткий контроль за обращением ЛС, направленный на выявление некачественной и фальсифицированной продукции: осуществляется процедура проверки качества каждой произведенной в стране и поступающей из-за рубежа серии ЛС. В других странах ТС эта сфера регулируется гораздо слабее. В Казахстане ТС до поступления в реализацию проверяется в лабораториях Таможенного комитета этой страны. В России такая процедура вообще отсутствует. Для России белорусский вариант наиболее затратный. Между тем цифры свидетельствуют о его эффективности: из 98 645 партий ЛС, проверенных за 2010 год лабораториями системы МЗ РБ, 164 партии (0.17%) не были допущены к реализации в связи с несоответствием качества. Таким образом, вопрос организации проверки качества ЛС в рамках ТС очень проблематичен. Производство лекарственных средств. Ожидается, что с 01.01.2015г. на территории стран, входящих в ЕЭП, будет действовать временное признание регистрационных удостоверений на лекарства, производимые в ЕЭП. При этом изготовителям лекарств Беларуси, Казахстана и России придется соответствовать правилам GMP, на основе правил Евросоюза. Странами ТС разработаны национальные стратегии развития фармацевтической промышленности. В частности, в России, как и у нас, запланировано увеличить на рынке долю отечественной продукции до 50%, но к 2020 г., у нас – к 2015 г. В России в ближайшие два года по крайней мере 13 иностранных компаний откроют свои производства, ориентированные на рынок ЕЭП. Одна из главных задач, заботящих наших соседей - воспрепятствовать проникновению дешевых и не всегда качественных препаратов из Китая и Индии. Поэтому вопрос локализации фармпроизводств иностранных производителей, покупка лицензий, ноу-хау стоит особенно остро. Влияние белорусских производителей на свой рынок Россия практически не рассматривает.
В свою очередь Казахстан намерен к 2014 г. завершить модернизацию действующих производств и внедрить на них евростандарт GMР, доведя долю национальных производителей на внутреннем рынке до 50% в натуральном выражении. Параллельно создаются привлекательные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций в фармацевтическую промышленность. Компания «Санофи-Авентис» планирует в ближайшее время организовать в Казахстане производство «Эссенциале», одного из своих брендов (объем продаж препарата на рынках СНГ превышает 100 млн. долларов). В этой ситуации для отечественных фармпроизводителей наиболее актуальны два вопроса. Сохранится ли действующая господдержка в условиях ЕЭП? Удастся ли в ближайшие три года освоить маркетинговые инструменты, которые позволят конкурировать на рынках РФ и Казахстана? Очевидно одно, что отечественным производителям придется конкурировать все в более жестких условиях. ТС Беларуси, Казахстана и России - это общий рынок в 180 млн. человек с совокупным объемом валового внутреннего продукта в 2 трлн. долларов США и товарооборотом в 900 млрд.долларов. Участие в нем повышает инвестиционную привлекательность Беларуси. Любым товаром, произведенным или введенным в нашу страну, теперь можно свободно торговать на всей территории ТС, поэтому для иностранных инвесторов открываются широкие перспективы для реализации своих проектов в Беларуси с учетом новых возможностей выхода на рынки России и Казахстана. По расчетам ученых института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук, суммарный интеграционный эффект в государствах ТС, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 млрд. долл. Государства–участники ТС за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015 году [15].
Совокупный фармацевтический рынок стран ТС превышает 17 млрд. долларов США со значительным превалированием импорта. Создание ТС приведет к стимулированию собственного производства лекарственных средств и увеличению взаимного торгового оборота стран–участниц [13,14,15,16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Согласно Конституции РБ, одним из основных прав человека является право на охрану здоровья, в том числе и на получение своевременной медицинской помощи [17]. Важное условие обеспечения населения медицинской помощью - доступность ЛС. Она обеспечивается государством путем насыщения внутреннего рынка безопасными, эффективными и качественными ЛС, в необходимом объеме и по доступным ценам. ЛС имеют высокую общественную ценность, так как являются товаром для всех членов общества, но не обычным предметом потребления, а особой продукцией, качество которой не способны оценить те, кто ее предписывает и потребляет и которая может нанести вред здоровью человека при нарушении правил создания, испытания, производства, хранения, реализации и применения. Это определяет решающие функции государства по регулированию обращения ЛС, возлагает особую ответственность на специалистов, работающих в фармацевтическом секторе, и определяет необходимость создания и эффективного функционирования в государстве системы обеспечения качества, эффективности и безопасности ЛС на всех этапах их продвижения. Именно поэтому основными задачами лекарственной политики являются: рациональное назначение и правильное использование ЛС, развитие фармацевтической науки, снижение импортозависимости, переход к международным стандартам организации производства ЛС и совершенствование нормативно-правовой базы. В настоящее время в рамках реализации государственной политики РБ в сфере обращения ЛС МЗ создана система обеспечения качества, эффективности и безопасности ЛС, которая включает ряд аспектов. Это - государственная регистрация ЛС по заявкам отечественных и зарубежных производителей; выдача разрешений на ввоз ЛС и фармацевтических субстанций; государственный контроль качества ЛС, производимых в Республике Беларусь и ввозимых на территорию страны; лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; контроль за соблюдением юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями лицензионных требований и условий при осуществлении ими медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; сертификация отечественных предприятий-производителей на соответствие производства ЛС требованиям Надлежащей производственной практики. Не менее важным является осуществление сбора и оценки информации о выявленных побочных реакциях на ЛС и подготовка при необходимости рекомендаций по ограничению их применения или изъятию из реализации; контроль за рекламой ЛС. Особое внимание специалисты уделяют разработке и согласованию нормативных правовых актов РБ, регулирующих обращение ЛС.
Определены основные направления деятельности МЗ в сфере лекарственного обеспечения на ближайшую перспективу: дальнейшее совершенствование государственной регистрации ЛС, государственной службы контроля качества ЛС, развитие системы фармацевтической инспекции, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обращения ЛС, а также поддержка отечественных производителей ЛС, в связи с чем планируется расширение перечня ЛС белорусского производства с учетом реальной потребности современного здравоохранения. Объединенные усилия фармацевтической общественности и Министерства здравоохранения, как органа государственного управления, являются важным механизмом реализации Национальной лекарственной политики, направленной на наиболее полное обеспечение населения и организаций здравоохранения эффективными, безопасными и качественными ЛС.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.021 с.) |