Мелодизированный контрапункт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мелодизированный контрапункт



1. Мелодизированный контрапункт — мелодия, по индивидуальности почти равная главному голосу, но подчи­ненная ему функционально. Пример 103 — контрапункт

виолончелей к теме побочной партии (у деревянных) в первой части Четвертой симфонии Чайковского. По ме­лодической яркости это великолепное противосложение успешно конкурирует с главным голосом и уступает ему «пальму первенства» только в общем контексте сим­фонии.

2. Фигурационный контрапункт169

2. Фигурационный контрапункт 169 — сравнительно мало индивидуализированный, фоновый голос, благода­ря фигурациям приближенный к «общим формам дви­жения»; для него весьма характерна ритмическая выровненность, линия часто гаммообразна.

Пример 104 — одна из вариаций «Рассвета на Москве-реке» Мусоргского (фигурационный контрапункт в верх­нем голосе).

Фигурационный контрапункт составляет принадлеж­ность вариационных форм (Гендель, Пассакалия из Седь­мой клавирной сюиты; Бетховен, финал Третьей симфо­нии), он стал одной из типичных черт фактуры русской музыки XIX в. — излюбленным приемом Мусоргского и Чайковского («Борис Годунов», вступление, лейтмо­тив Самозванца; Второй квартет Чайковского, вторая

169 И. В. Способин называл такой голос «гармоническим контрапунк­том» (Способин И. Музыкальная форма. М.; Л., 1947. С. 282).

часть, цифра 16, третья часть, цифры 22, 27), перешел затем к Прокофьеву, Мясковскому (Прокофьев, Вторая соната для фортепиано, третья часть, вторая тема; Мяс­ковский, Шестая симфония, первая часть, побочная партия, вторая тема).

Имитирующий голос,

3. Имитирующий голос, повторяющий тему главного, оказывается неравноправным с ним из-за своего положе­ния «спутника», что может быть подчеркнуто метричес­кими условиями риспосты, сдвинутой относительно так­товой черты, заполняющей ритмические «просветы» в пропосте. Пример — канон в «Ноктюрне» Второго квар­тета Бородина.

Подголосок,

4. Подголосок, подчиненный вариант основной мело­дии, характерен для музыки, напоминающей народное многоголосие; он носит напевный характер.

Образцовым примером подголосочной полифонии с целой системой вариантов главного голоса могут счи­таться вариации на свадебную песню из «Камаринской» Михаила Глинки. Основоположник русской музыкаль­ной классики претворил приемы народного хорового пения, открыв новые перспективы для русской профес­сиональной музыки. Такова, в частности, вторая вариа­ция на тему «Из-за гор»: подголоски вступают на крат­кие моменты, сменяясь и наслаиваясь друг на друга, но

в итоге непрерывно сопровождают главный голос170 (см. пример 105).

Подголосочность, подголосочная фактура в русской профессиональной музыке, как в данном эпизоде глинкинской «Камаринской», имеет особенности, отличаю­щие ее от подголосочности русской народной песни. Они выражены и в ладогармонической, и в фактурной орга­низации.

Профессиональное подголосочное изложение приме­чательно присутствием в нем элементов классической полифонии — имитаций, контрапунктов (см. в том же примере имитации в тактах 1-2 и 4-5).

Образец подголосочной фактуры из Andante cantabile Первого квартета Чайковского был приведен в примере 99.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.006 с.)