Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пара понятий акцентность-«безакцентность»
3. Пара понятий акцентность-«безакцентность» показательна как критерий жанровых и стилевых отличий. «Безакцентность» — понятие условное, так как «без акцентов нет ритма» (Б. Теплов), и говорит лишь о малой силе, внешней невыявленности акцента105. В теории поэзии эта терминологическая пара помогает различать две важнейшие системы — квантитативную (долготную, «безакцентную») и квалитативную (акцентную). В музыке акцентность и «безакцентность» достаточно ясно обнажают жанровые корни ритма — вокально-голосовой и танцевально-моторный, в связи с чем ритм грегорианского пения на его поздней стадии, ритм большого знаменного распева, знаменных фитных мелодий, некоторых видов русской протяжной песни — «безакцентный», ритм народных танцев и их преломлений в профессиональной музыке, ритм венско-классического стиля, «виталистских» стилей XX в. (Стравинский, Прокофьев, Барток) — акцентный. Пример 46 — «безакцентный» ритм в фитном распеве106 в одном из песнопений Триоди. Пример 47 — акцентный ритм в теме из третьей части «Шехеразады» Н. Римского-Корсакова, в которой отражен один из кавказских народных танцевальных ритмов (акценты здесь метрические и эпизодические). Разобранные принципы: регулярность и нерегулярность, акцентность и безакцентность — дают основания 105 Н. Ф. Тифтикиди предложил термин-синоним «атоничный». См.: Тифтикиди Н. Ф. Система ритма и темпа домбровой музыки Западного Казахстана: Канд. дис. б. м., 1977. 106 Фитный распев — украшающая мелодическая вставка, условно обозначавшаяся буквой θ. для классификации явлений ритма и при их взаимодействии друг с другом. В результате возникают понятия четырех типов ритма: регулярно-акцентного, нерегулярно-акцентного, регулярно-«безакцентного» и нерегулярно-«безакцентного». Этого рода классификация дана в моей книге «Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века» (М., 1971) и следующим образом охватывает композиторские стили: регулярно-акцентный тип — у Прокофьева, нерегулярно-акцентный — у Стравинского, регулярно-«безакцентный» — отчасти у К. Дебюсси, нерегулярно-«безакцентный» — отчасти у Д. Шостаковича. На принципе контраста акцентности и безакцентности, или ударности и безударности, в специфическом их
понимании построил особый метод ритмического анализа Ю. Г. Кон, применив его к финалу «Весны священной» Стравинского107. Под ударностью он понимает взятие аккорда, под безударностью — паузу. Прибегая к математической двоичной системе, Кон обозначает ударный момент «1», безударный — «0» и отображает в таблицах всю ритмическую последовательность «Великой священной пляски». Тот слой ритма Стравинского, который охватывается предложенным методом, — это сгущения и разрежения плотности аккордов и звуковой массы вообще на протяжении музыкальной формы. Результат анализа уже не относится к области акцентности в ее основном значении. Дополнительный принцип классификации, выдвинутый музыкальной практикой XX в., — противопоставление динамического и статического ритма. Понятие статического ритма возникло в связи с творчеством европейских композиторов в основном 60-х гг. Статический ритм появляется в условиях особой, очень специфической фактуры и драматургии. Фактура эта — сверхмногоголосие, насчитывающее несколько десятков оркестровых партий в одновременности, драматургия — так называемая «статическая драматургия», «драматургия потока», с очень малозаметными изменениями в процессе движения формы. Статический ритм возникает оттого, что в огромной фактурной массе не выделяются какие-либо временные вехи, которые стали бы точкой отсчета и обозначили бы темпоритмическую пульсацию. Из-за отсутствия таких вех реально не возникает ни такт, ни темп, звуковая масса как бы повисает в воздухе, не обнаруживая никакой динамики движения вперед. Исчезновение пульсации какими-либо метрическими и темповыми единицами и означает статику ритма. Примеры статического ритма находим в «Пьесе № 1 для оркестра» 3. Краузе, «Атмосферах» Д. Лигети, «Клепсидре I» А. Виеру, Второй симфонии Лютославского. За вычетом этого специфического пласта европейской музыки 60-х гг. «обычная» ритмика музыки XX в. представляет собой «динамический ритм». 107 См.: Кон Ю. Заметки о ритме в «Великой священной пляске» из «Весны священной» Стравинского // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.004 с.) |