Культура Великобритании. Первая и Вторая мировые войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Великобритании. Первая и Вторая мировые войны



Художественная культура. Несмотря на начавшуюся войну, мастера художественной культуры продолжали создавать свои произведения.

В художественной культуре военной поры отразилось противостояние демократического и тоталитарного начал.

В условиях начавшейся войны Ч. Чаплин создал свой первый звуковой фильм-памфлет «Диктатор», в котором безжалостно высмеял Гитлера и нацистский режим.

В конце войны для поднятия духа солдат вермахта режиссер Г. Якоби выпустил веселую кинооперетту «Женщина моих грез» с М. Рекк в главной роли (в советском прокате этот трофейный фильм получил название «Девушка моей мечты»).

Большой резонанс получил написанный Э. Хемингуэем роман «По ком звонит колокол», посвященный гражданской войне в Испании и призывающий к ответственности за свою позицию в самые тяжелые моменты истории.

Лишь после окончания войны был опубликован роман английского писателя Д. Оруэлла «Скотный двор» (написан в 1943 г.).

Начавшаяся война вызвала массовую миграцию и эмиграцию деятелей культуры. Еще до войны были вынуждены покинуть родину многие германские деятели культуры, в их числе М. Дитрих, Б. Брехт, А. Зегерс. Не все выдержали вынужденную эмиграцию. В знак протеста против «духовной деградации Европы» покончил жизнь самоубийством австрийский писатель и драматург

В Англии и США представители творческой интеллигенции особенно активно вели антинацистскую пропаганду своим творчеством и публичными выступлениями.

В списках, составленных немцами на случай оккупации Британских островов, немедленному аресту подлежали выдающиеся писатели Г. Уэллс, В. Вульф, Д. Пристли, Ч. Сноу и др.

В целом же в годы войны развитие культуры в воюющих странах испытало серьезные деформации, связанные как с изменением тематики произведений, так и с сужением жанрового разнообразия.

В столицах и крупных городах воюющих стран организовывались выставки не столько художественного, сколько пропагандистского толка, в которых на трофейных материалах показывались либо жестокость противника, либо несовершенство политического и общественного строя во враждебной стране. Такой стала, например, выставка «Советский рай», проходившая в Берлине.

Крупнейшие деятели английской культуры JI. Оливье, М. Редгрэйв выступали перед солдатами английской армии, показывали новые театральные постановки.

Наряду с участием в концертах и выступлениях перед солдатами деятели культуры направляли значительные материальные средства на нужды армии, формировали общественные фонды помощи семьям военнослужащих.

В 50-х годах в литературе появляются "разгневанныемолодые люди "- английские писатели К. Эмис, Д. Уэйт, Д. Осборн и др.Их произведения отличались антифашистской направленностью, переживанием за судьбумолодежи, презрением к респектабельности и фальши. Они отстаивали свободулица и его право на самовыражение. "Разгневанные" и американские"Битники" стали идейными предшественниками рок-движения.

Реализм стал важным орудием в освещении злободневныхпроблем современности. Так, в творчестве американского художника и писателяРокуэлла Кента (1882-1971), романе Д. Олдриджа "Охотник" показанонеразрывную связь человека с природой, гибель которой ведет к вырождению личности иобщества в целом.

Горькая правда о войне в Индокитае и Алжире представленав романах П. Курдата и А. Стиля, в киноленте А. Стоуна "Взвод".Преступная деятельность спецслужб отражена в романах Грэма Грина (1904-1990)"Тихий американец", "Наш человек в Гаване", в кинолентахД. Дамиани и С. Поллака.

 

Ввторой половине ХХ в. общей чертой театрального искусства сталозахват социальной и политической проблематикой.

Этапомразвития театрального искусства стал эпический театр Бертольда Брехта(1898-1956). В своем творчестве он заставлял зрителя анализировать то, чтопроисходит на сцене. Внимание привлекалось не к развязке, а к ходу событий. Дляэтого применялся эффект "отчуждения": рассмотрение общеизвестных истинс нетрадиционной точки зрения, обращение к залу, исполнение песен, не связанныхс сюжетом, чередование стихов и прозы, диалогов и песен, замена декорации приоткрытой занавесе, использование масок. Пьесы Брехта были понятны людям во всехуголках мира. Возглавляемый Брехтом Берлинский Ансамбль стал одним извыдающихся театральных коллективов.

В Англии "литература разгневанных" прямо вошла в театр через творчествоДж.Осборна, Шийлы Дилэни, Брендана Биэн и др. Театр этого направленияотмечался непримиримостью к общественному лицемерия, двойной морали,крайнего индивидуализма.

В Западной Европе пропагандировал критический направление так называемый "театрабсурда "(Сэмюэль Беккет, ирландский драматург, Эжен Ионеско, французскийдраматург). Главная идея произведений - бессмыслица окружающего мира, который можетлишь порождать хаос, страх, неразумные поступки людей - от отчаяния кбунта.

Впослевоенные годы развивалась "документальная драма", которая сосредоточилавнимание на событиях германской истории периода зарождения нацизма.

Развитие средств массовой коммуникации - Прессы, радио, телевидение, кино, звуко-и видеозаписи, книгоиздания, ихдоходность и способность влиять на общественное мнение и вкусы стимулировалиневиданный развитие массовой культуры. Ее главная цель - получениемаксимальной прибыли, а главные качества - доступность и развлекательность.Массовая культура породила специфические жанры - шоу, триллер, боевик, шлягер,комикс. Общей их свойством является пропаганда индивидуализма, физической силыи насилия, а нередко - идеологическая и шовинистическая направленность. Чертоймассовой культуры является культ "звезды" - нередко искусственное созданиепопулярности писателей, художников, певцов, актеров, спортсменов, а также"Приручения" разнообразными способами талантливых людей с целью ихкоммерческой и идеологической эксплуатации.

 

Кинематограф англия

История английского кино началась с имени Уильяма Поля. Он работал в те же годы, что и братья Люмьер, и его аппарат для съемки фильмов назывался «биоскоп». В 1897 году появились его первые короткие и очень простые фильмы «Новая служанка», «Детский чай», «Расклейщик афиш». В 1898 году У.Поль построил в Лондоне свою первую киностудию.

Период становления кинематографа Великобритании с 1895 по 1908 год в истории принято называть «Брайтонская школа». В это время техническая база и возможности кинодеятелей были достаточно примитивны, но английский кинематограф все же смог подарить миру ряд кино инноваций – съемка крупным планом, киномонтаж, съемки с трюками.

В 1926 году в истории английского кинематографа появилось яркое имя – Альфред Хичкок. К середине 30-х годов 20 века он стал известным мастером детектива. Именно этот жанр ассоциируется у нас с английской киноиндустрией и сейчас. Хичкок был мастером интриги, гениально прорабатывал детали и создавал в своих фильмах атмосферу загадочности и напряжения. Параллельно с творчеством Хичкока в Англии существовало так называемое классическое английское кино. Режиссеры этого направления занимались экранизацией классических произведений. Это хорошо известные миру Лоуренс Оливье (фильм «Гамлет» и другие), Александр Корда и Дэвид Лин (фильм «Лоуренс Аравийский»).
В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 г. сам же их и продюсировал. Его любимыми актёрами были Кэри Грант, Джимми Стюарт, Грейс Келли.

Пика своей карьеры Хичкок достиг в 1950-е годы с крупнобюджетными проектами — иногда чисто комедийными ("Неприятности с Гарри", "Поймать вора"), иногда предвещающими эстетику "бондианы" ("К северу через северо-запад"). Начиная с 1950 года, режиссёр активно работал на телевидении (сериал "Альфред Хичкок представляет").

После фильмов "Окно во двор" (1954) и "Головокружение" (1959), которые своими нестандартными повествовательными решениями и глубоким психологизмом оказали влияние на европейский арт-хаус, режиссёр стал применять ещё более экспериментальные, даже шокирующие приёмы.

Нашумевшие картины "Психо" (1960) и "Птицы" (1963) стоят в творчестве Хичкока особняком; иногда их определяют как фильмы ужасов.

Начиная с фильма "Марни" (1964) работы Хичкока принимались публикой и критиками весьма сдержанно. Несмотря на критическое отношение к коммерческому голливудскому кино, Хичкока боготворили критики французской "новой волны". Франсуа Трюффо не только заметил авторский взгляд за оболочкой развлекательного кино, он снял несколько фильмов в подражание Хичкоку и опубликовал книгу интервью со своим кумиром.

 


После окончания второй мировой войны наступил новый период в жизни многих стран – вторая половина 20 века. Но и здесь Англия осталась довольно традиционной. Шедеврами кинематографа того времени стали опять же детективы. Это экранизации произведений Агаты Кристи, герои которых - Эркюль Пуаро и Мисс Марпл - любимы зрителями всего мира даже в наши дни.

появление саги о Джеймсе Бонде или «Агенте 007». Персонаж был детищем английского писателя Яна Флеминга, по произведению которых снято множество фильмов. Последние экранизации - заслуга Голливуда, но своим рождением эпопея о Джеймсе Бонде обязана именно Англии, и направлению «коммерческое английское кино».

 

 

Кинематограф скандинавии

 

Этим понятием обычно объединяют кинематографии Дании, Норвегии и Швеции. Но надо сразу же отметить, что каждая из этих стран национально самобытна, отличается неповторимыми особенностями культуры, и поэтому их кинематографии весьма разнятся между собой. Во всех трех странах фильмы начали снимать еще в начале XX в. Был период — в 1907—1914 гг., когда Дания неожиданно оказалась наряду с Францией и Италией ведущей кинематографической страной Европы. Затем первенство перешло к Швеции. Сегодня же в этих странах снимается довольно скромное число фильмов.


В Норвегии ежегодно создается от 6 до 15 фильмов, значительное место среди которых занимают экранизации произведений норвежской литературы. Наиболее известные режиссеры — К. Андерсен, С. Вам, П. Блум, Э. Сульбаккен, Л. Гломм и другие. Государство субсидирует производство национальных картин.

Из фильмов последних лет успех имели «Охота на ведьм» А. Брейена, «Девочка на побегушках» В. Лёккеберга, «Фру Ингер из Эстрота» (по Г. Ибсену) С. Уднеса и некоторые другие, отличающиеся реалистическим изображением действительности и критикой буржуазного общества.


В Дании в год производится около 20 фильмов, и тоже с помощью государственных субсидий. У датского кино — славная история. Оно дало миру выдающуюся актрису немого кино Асту Нильсен (1881 — 1972), которая первой познала «тайны» актерской игры перед камерой, и прославленного режиссера Карла Теодора Дрейера (1889—1968), автора фильма «Страсти Жанны д'Арк» (1927), признанного в числе 12 «лучших фильмов всех времен и народов». Дрейер — один из родоначальников мирового киноискусства, многое сделавший для раскрытия его художественных средств, и в частности выразительных возможностей крупных планов, композиции кадров и т. п. (см. Кадр, план, ракурс). Многие фильмы Дрейера сняты вне Дании — во Франции, Швеции, Норвегии, но все они тесно связаны с датской национальной культурой. Классикой мирового кино стали такие его новаторские ленты, как «Вдова пастора» (1920), «День гнева» (1943) и др.

И сегодня в Дании время от времени появляются фильмы высокой культуры, глубокие по мысли, остро эмоциональные. Таковы, например, шедшие в советском прокате «Чужое сердце» Л. Брюдесена — о драме человека с пересаженным сердцем, историческая «Красная мантия» Г. Акселя, «Печальная баллада» Л. и С. Грёнлюкке — экранизация народной баллады и др.

Дания имеет свою киношколу, готовящую режиссеров, операторов и звукооператоров. Мировой известностью пользуется Датский киномузей, располагающий специальной библиотекой, архивом и, главное, прекрасной фильмотекой — собранием лучших фильмов из всех стран.


Швеция также создает в год около 20 фильмов, авторитет этой кинематографии по-прежнему очень высок, а шведские фильмы, как правило, отличаются глубиной содержания и отточенностью формы.

Шведское кино внесло значительный вклад в развитие мирового кино. В период 1916—1924 гг. режиссеры Виктор Давид Шёстрём (1879—1960) и Мориц Стиллер (1883—1928) создали так называемую шведскую классическую школу кино. Основой их фильмов послужили произведения шведской литературной классики. Фильмы Шёстрёма: «Горный Эйвинд и его жена» (1917), «Карин, дочь Ингмара» (1919), «Возница» (1920) и др. — и Стиллера: «Деньги господина Арне» (1919), «Сага о Йёсте Берлинге» (1924) и др. — отличались высочайшей по тому времени изобразительной культурой, были связаны с национальным фольклором, несли много творческих новаций и открытий. Режиссеры снимали преимущественно не в павильонах, а на натуре, и природа в их фильмах — такое же «действующее лицо», как и герои. Природа создает в их лентах особенную атмосферу, она может быть добра к людям, но может быть и глубоко враждебна. Многие кинематографисты мира в 20-х гг. учились у шведов умению использовать фольклор в кино, создавать требующуюся драматическую атмосферу, передавать самые тонкие душевные состояния действующих лиц. По приглашению Голливуда Шёстрём и Стиллер уехали в Америку, и шведское кино лишилось крупнейших мастеров.

Славу шведскому кино вернул Ингмар Бергман (р. 1918), создавший свой стиль, открывший новую тематику в западном киноискусстве: в своем творчестве он отражает глубокий духовный кризис западной цивилизации, разрушение последних философских и нравственных ценностей. Его фильмы «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (оба — 1957), «Источник» (1960) и другие наполнены размышлениями о смысле жизни, о вечности таких чувств, как доброта и любовь, волнуют умы и души зрителей. В своих картинах «Час волка» (1968), «Стыд» (1968), «Змеиное яйцо» (1977) Бергман обращается к глобальным проблемам современности — показывает опасность угрозы войны, фашизма, выступает в защиту человеческих духовных ценностей.

Бергман воспитал целый ряд замечательных актеров, получивших мировое признание. Это — М. фон Сюдов, И. Тулин, Б. Андерсон, Л. Ульман и другие. Этих актеров охотно снимают молодые режиссеры шведского кино, их часто приглашают на съемки студии Франции, ФРГ, США и других стран. С Бергманом работают известные операторы Г. Фишер и С. Нюквист.

В шведском кино заняты режиссеры разных поколений: Б. Видерберг, В. Шёман, Я. Хальдофф, Ю. Бергенстроле, Ч. Греде, С. Ольсен и другие. Они создают фильмы различных жанров и направленности, в том числе и картины, посвященные проблемам современной молодежи, особенно бунтующей, не принимающей установленного порядка вещей в буржуазном обществе. Некоторые молодежные картины подменяют социальные факторы жизни биологическими и вызывают острые споры: например, «Я любопытна» В. Шёмана, «Парень и девушка» Л. Хальстрёма и др. Но даже и этим фильмам свойственна большая искренность в показе растерянности молодежи, бесперспективности ее будущего.

Шведские кинематографисты нередко обращаются к социальной тематике. Например, у советских зрителей и критиков высокую оценку получили такие фильмы на темы из истории рабочего движения, как «Одален-31» и «Джо Хилл» Б. Видерберга. Удачные экранизации произведений шведской литературы выполнены режиссерами А. Брайеном, И. Скугебергом и другими.

В Швеции, как и всюду на Западе, выпускается значительное количество чисто коммерческих лент — непритязательных комедий, детективов и т. п. И все-таки шведская кинематография — одна из наиболее серьезных западных кинематографий, тесно связанная с жизнью, часто обращающаяся к острым проблемам современности, нередко выступающая с критикой буржуазного общества. Для нее характерен постоянный поиск новых выразительных средств. Важную роль в поддержании международного авторитета шведского кино играет киноинститут, который является прежде всего научно-методическим центром, но занимается также и выпуском фильмов, отличающихся, как правило, высокими идейно-художественными достоинствами.


Кинематографисты Скандинавских стран охотно осуществляют постановки совместно с советскими кинематографистами. Так, в 1972 г. советский режиссер Ю. П. Егоров снял фильм «Человек с другой стороны» со шведской актрисой Биби Андерсон в главной роли. Этот фильм рассказывает о первых годах существования Советского государства. В 80-е гг. с успехом прошла по экранам историческая кинофреска «И на камнях растут деревья» С. И. Ростоцкого, поставленная с участием норвежских кинематографистов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.017 с.)